Подборки

В стране больших неприятностей

8 фильмов и сериалов о войне во Вьетнаме, которые стоит посмотреть
Вьетнамской войне с кинематографом, прямо скажем, повезло — этот конфликт стал одним из самых «экранизированных» в истории. Может быть, дело было в том, что он пришёлся на буйные 60-е, или в том, что это была первая «медиавойна» в истории, с фронтов которой телевидение вело прямые репортажи, или просто в том, что Голливуд нащупал популярную и одновременно больную тему для американского общества?
Замецки
  • 4.8K
  • 13
  • 2
  • 3

Критики спорят об этом до сих пор, но фильмы были, фильмы есть и будут сниматься ещё долго, а нам остаётся выбрать самое интересное.

Deer Hunter / «Охотник на оленей» (1978)

Режиссёр: Майкл Чимино

Несмотря на то и дело вылезающую из разных эпизодов средней развесистости «клюкву», этот фильм можно считать первой попыткой Голливуда трезво посмотреть на войну и на те страшные травмы, которые она нанесла целому поколению. Правда взгляд этот все равно вышел чуть отстранённым, и не случайно Чимино сделал протагонистами в своей картине не «стопроцентных» американцев, а «почти наших, но чуть-чуть других» — потомков русских эмигрантов. А дальше сжатая в первом акте картины пружина распрямляется, и начинает вовсю молотить по обнажённым нервам зрителя: война — это ад, плен — это ад, люди с искалеченными душами, играющие в русскую рулетку, и хор дрожащих от боли и горечи голосов, исполняющих «Боже, храни Америку» в финале.

Apocalypse Now / «Апокалипсис сегодня» (1979)

Режиссёр: Френсис Форд Коппола

Не столько военная драма, сколько фильм о «волшебном путешествии» — типичный сказочный сюжет вроде «Властелина колец», но перенесённый в декорации Вьетнама и Камбоджи. И все же «Апокалипсис» стал заслуженной и уже забронзовевшей классикой, прежде всего благодаря знаменитой сцене атаки вертолётов и цитатам: «Доброе утро, Вьетнам!», «Люблю запах напалма поутру. Это запах победы!», «Осуждать за убийство на этой войне также глупо, как штрафовать за превышение скорости на гонках Формулы-1», «Войну ведут глупые и расчётливые клоуны, которые после всего этого забудут весь этот цирк» и так далее… К тому же Коппола был первым, кто сделал музыкальным лейтмотивом фильма о Вьетнамской войне современную ей рок-музыку 60-х, задав тем самым «золотой стандарт».

Platoon / «Взвод» (1986)

Режиссёр: Оливер Стоун

Ох не того, не того ждали пережившие войну ветераны и их родственники от «своего парня» Оливера. Ведь он не голливудский щегол из кинематографического колледжа. Сам был в Стране, сам все видел, участвовал в боях, привёз награды, в том числе «Пурпурное сердце», и вот нате вам. С визуальной точки зрения «Взвод» вышел абсолютно безупречным благодаря филигранной работе исторического консультанта Дэйла Дая — амуниция, оружие, нашивки и особенности армейского сленга, все это было передано в точности… Да и сюжет был основан на реально имевшем место эпизоде с резнёй мирного населения в деревне Сонгми, от которого Пентагон не может отмыться до сих пор. Надо ли говорить, что картину восприняли как плевок в душу ветеранам и абсолютно незаслуженно — на самом деле, она о нравственном выборе, который рано или поздно приходится делать каждому и не только на войне

Good Morning, Vietnam / «Доброе утро, Вьетнам!» (1987)

Режиссёр: Барри Левинсон

Показывать войну глазами тыловиков — вообще неблагодарное занятие. А уж делать главным героем ведущего солдатского радио, которому по должности не положено соваться дальше окраин Сайгона — тем более. И все же Левинсону удалось свить одной верёвочкой извечный армейский абсурд и трагедию, показав, что ты остаёшься солдатом, даже если стреляешь шутками в микрофон и учишь местное население английскому. Потому что уже через минуту у тебя за спиной взорвётся любимый ресторан, а приятель из местных крикнет в лицо: «Вы убили мою мать! Вы убили брата — ему было только 13 — за что?» И окажется что «на войне, но немножко сбоку» — это все равно на войне.

Full Metal Jacket / «Цельнометаллическая оболочка» (1987)

Режиссёр: Стэнли Кубрик

В какую бы тему ни заносило Кубрика — в НФ, историческую драму, антиутопию или в экранизацию Стивена Кинга — у него всякий раз получался шедевр. То же самое можно сказать и о его «вьетнамском» фильме, сделанном по мотивам отличного романа Густава Хэсфорда «Старики». «Оболочка» навсегда останется в списках лучших не только в жанре военного кино, но и вообще в мировом кинематографе. Конечно же Кубрик был не первым кто снял кино о том, что «война — это ад», но именно он сумел отчётливо показать малейшие грани и самые тёмные и страшные закоулки этого ада. И получилось это у него, надо сказать, гораздо убедительнее, чем у Копполы.

Hamburger Hill / «Холм «Мясорубка» (1987)

Режиссёр: Джон Ирвин

Хотите качественную военную драму без режиссёрских изысков и претензий? Окей, вот она. Несколько дней одного из самых бессмысленных сражений в истории этой войны, когда знаменитая 101-я десантная дивизия лезла на высоту, занятую окопавшимся там полком СВА, скатывалась вниз, утирала кровавые сопли, и снова лезла обратно. И пусть реальные потери были значительно меньше тех, что показаны в фильме, но Ирвин таким образом пытался ответить на главный вопрос всего «вьетнамского» кинематографа: «Зачем мы были там?» И ответ вышел неутешительным — «Это ничего не значит».

Vietnam / «Вьетнам, до востребования» (1987, сериал)

Режиссёр: Джон Дайган, Крис Нунан

Десятисерийка, нетипичная по многим параметрам. Война в ней показана «с глубокого тыла», сквозь призму вечного конфликта поколений, как известно, особенно обострившегося именно в 60-х: отец — военный советник правительства Австралии, сын уехал служить срочную в джунглях, а дочь становится активисткой антивоенного движения. Одна из самых известных ранних ролей Николь Кидман, к слову.

Mùi cỏ cháy / «Запах горящей травы» (2011)

Режиссёр: Нгуен Хыу Мыой (Nguyễn Hữu Mười)

Пристрастные критики наверняка уже заметили, что в этой подборке нету ни одного собственно вьетнамского фильма. Ну так дальневосточный кинематограф, за исключением южно-корейского и японского, в России вообще малоизвестен, а местный киноязык для нас не то чтобы понятен. И все же вьетнамское кино о войне существует, хотя, конечно, по своему пафосу оно коренным образом отличается от американского — ведь солдаты СВА и партизаны «Вьетконга» прекрасно понимали, за что они сражаются и не терзались лишними вопросами. «Запах горящей травы» считается, если не лучшим, то уж точно одним из лучших в своём роде, к тому же повествует он о тех же событиях, что и «Hamburger Hill», но с другой стороны фронта.

Подписки в соцсетях