Железо

Не шмогла

Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»
1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!
Александр Ермаков /
11K
19
0
2
Фото: Архив А. Калиновского
1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!
«Стратегический кошмар запада»: перехватывать М-50 в те годы было нечем, но в серию он не пошел.

Американцы судорожно берутся за разработку систем ПВО, в том числе, конечно, собственных истребителей‑перехватчиков.

Новинка должна была иметь мощное ракетное вооружение и высочайшие летные характеристики, ведь максимальная дальность полета ракеты напрямую зависит от высоты и скорости полета самолета при пуске.

В ходе конкурсов перебрали множество проектов, в том числе довольно-таки хтоничных. Например, громадного трехдвигательного истребителя со скоростью свыше 3000 км/ч. Таков был сверхзвуковой ядерный бомбардировщик A-5 «Виджиленти». Лютый зверь для своего времени: скорость вдвое больше звука, практический потолок в 16 километров, в 1960 году поставил рекорд, который продержался семь лет и был побит — разумеется СССР, на доработанном МиГ‑25.

«Линчеватели» на палубе авианосца: А-5 «Виджиленти»

Идеей-фикс тогдашних конструкторов стал третий двигатель, который хотели воткнуть в самолет без особых его переделок. В жертву безумной идее принесли... бомботсек для атомной бомбы, которая должна была выбрасываться назад. В результате перехватчик, проходивший под заводским индексом NR-349, получил бы уникальную силовую установку из трех реактивных двигателей расположенных «треугольником».

Модель NR-349. Обратите внимание на третий двигатель!

NR-349 участвовал в конкурсе на перспективный перехватчик в начале 70-х годов, противостояли ему сухопутные варианты «Томкетов» (тех самых звезд фильма «Top Gun») и ряд других проектов, но в результате победил… никто.

Узнав о стоимости, чиновники внезапно поняли, что угроза армад советских скоростных бомбардировщиков не такая уж и страшная. Перебьемся уж как-нибудь без перехватчика. В результате США так и не создали после F-106 специализированных перехватчиков, а конкурс с NR-349 был последним. После их окончательного снятия в конце 80-х годов с вооружения, их задачи стали выполнять обычные многоцелевые истребители F-15 и F-16. К рубежу веков единственным по-настоящему специализированным перехватчиком является российский МиГ‑31.

«31-й» на взлете. Под фюзеляжем заметны крепления для ракет большой дальности. (фото: Андрей Захарченко)

У американцев могла бы получиться весьма эпичная вундервафля, однако чиновники попросту пожалели денег. «Не шмогла».

Hoвости СМИ2
«‡„ÛÁ͇...