В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.
В фильме на роль боевой лошадки взяли… перекрашенный в цвета ВВС США советский Ан-12 (вероятно, из экономии), но играл он, очевидно, старый-добрый американских винтомоторный транспортник С-130 Hercules, на который был немного похож. Именно «Геркулес» принял участие в весьма безумном эксперименте начала 60-х годов.


Тогда ВМС США задумались о новом средстве доставки грузов на тяжелые авианосцы. Они замучились с мелким C-1 Trader, переделанным из противолодочного самолета S-2 Tracker: летал недалеко, переносил мало. А тут как раз под рукой «Геркулес» с хорошими взлетно-посадочными характеристиками. Машину одолжили у Корпуса Морской пехоты, сняли с нее контейнеры для дозаправки и установили колесные тормоза получше.

На тормоза обратите особое внимание. Никакой трос аэрофинишера не удержал бы огромный транспортник, поэтому самолету предстояло тормозить на палубе колесами и реверсом винтов. Взлетать тоже надо было своими силами, без помощи катапульты. Небольшую помощь мог оказать только сам авианосец, повернувшись против ветра и идя быстрым ходом.
Испытания начались 30 октября 1963 году с пробных касаний и пробежек по палубе без остановки. В дальнейшем были совершены 21 удачная посадка и взлет. Максимальная масса при этом составила почти 55 тонн, что сделало «Геркулес» самым большим самолетом, когда-либо садившимся и взлетавшим с корабля. И претендента, способного побить это рекорд, что-то не предвидится.

Получалось пусть страшновато, но неожиданно неплохо и… неудобно. Самолет-гигант занимал всю палубу и стопорил взлетно-посадочные операции. В итоге военные решили обойтись маленькими самолетами для срочных грузов (типа C-2 Greyhound), а в остальном снабжаться с кораблей. Испытания «Геркулеса» на авианосце стали мимолетным курьезом и проявлением лихости свойственной эпохе бурного развития послевоенной авиации.

Кстати, это было не единственное приключение в карьере скромного труженика «Геркулеса». В 1958-60 годах в ВВС США действовала авиационная группа высшего пилотажа Four Horsemen («Четыре всадника Апокалипсиса»), демонстрировавшая групповой пилотаж на четырех «Геркулесах» первой серийной модификации C-130A. Только представьте себе этих монстров, выполняющих групповые взлеты и посадки, полеты ромбом на малой высоте, повороты, роспуск и тому подобное, выполнявшееся в плотном строю. Эх, не было в те времена youtube, а то мы бы посмотрели! К сожалению, перевооружение на следующую модификацию, C-130B, отличавшуюся ухудшенной маневренностью, лишило нас этого замечательного цирка.