Вторая мировая война породила огромный прогресс в авиастроении. Ещё незадолго до её начала подавляющее большинство истребителей в мире были деревянными бипланами, а через несколько лет войну заканчивали цельнометаллические скоростные монопланы. Путёвку в жизнь война дала и реактивными двигателям.
Fireball взлетает с палубы эскортного авианосца CVE-116 «Бадунг Стрейт»
Активная работа над реактивными машинами велась в Германии, в США и Великобритании. Но вот в чём загвоздка — ранние прикидки показали, что с реактивными двигателями у самолёта будет очень длинный разбег при взлете. А это категорически не подходило для базирования на авианосцах, ведь тогда самолеты взлетали с палубы — чаще всего самостоятельно, без катапульт.
Первый чисто реактивный самолет ВМС США, McDonnell FH-1 Phantom
Американцы нашли необычный выход — совместить на самолёте поршневой двигатель и реактивный. При такой схеме почти весь полёт самолёт должен был проводить на экономичном и надёжном поршневом двигателе, а реактивный включать только в бою.
Конкурс объявили в конце 1942 года и почти сразу выбрали проект фирмы Райан. Летом 1944 года прототип FR-1 «Fireball» («Огненный шар») совершил первый полёт, в январе 1945 года прошли морские испытания, а в марте на первых серийных машинах началось переобучение строевых летчиков. Было куда спешить: ВМС США атаковали «камикадзе», которые постепенно переходили на специально созданные реактивные машины. По сути это были не столько самолеты, сколько противокорабельные ракеты с живой системой наведения. Скоростной перехватчик был очень нужен.
Раскраска FR-1. Любимый в ВМС США цвет, Navy Blue
Однако переучивание личного состава затянулось, а война внезапно кончилась. Более-менее боеготового состояния «Fireball» достиг лишь в первом послевоенном году. Виноват был авиастроитель: ранее Райан палубные машины не строили. «Fireball» шатко держался на непрочном шасси и то и дело ломался. В общем, пришёл 47 год, и самолеты сняли с вооружения.
Конструкторы ещё барахтались. Они допиливали самолёт, делая его всё надежнее и круче, но флот уже охладел к оригинальным машинам. Всего было выпущено 66 «огненных шариков» из 1100 заказанных. Однако «Fireball» сумел прославиться: 6 ноября 1945 года после отказа основного двигателя лётчик совершил посадку только на реактивном — впервые в истории.
Полёты и пилотаж на «огненных шариках»
Похожие эксперименты проводились и у нас в стране. Дорабатывались и «Ла», и «Яки». Правда, получалось еще хуже, чем в штатах. В серию не пошла ни одна машина. Но отсутствие результата — тоже результат. Опыт, полученный при разработке, пригодился нам в начале освоения реактивной авиации.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.