itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Из чего состоит бомбардировщик?

Точно знаешь? А если спрошу?

Вопрос не праздный, на самом деле. Это сейчас мы привыкли к тому, что самолёты становятся все более похожими друг на друга и десятками лет не меняются. В 1940-е годы (до и во время Второй мировой) военные нужды разных стран разогнали прогресс в авиации до такой скорости, что, например, среди тяжелых бомбардировщиков с 1939-го по 1945-й годы сменилось целых три поколения. Глядя на это время, можно увидеть, насколько поменялось за последние 80 лет понимание прогресса — достигнув оптимальных лётных характеристик, конструкторы стали «вылизывать» начинку и материалы.

/
37K
40
4
36

Вопрос не праздный, на самом деле. Это сейчас мы привыкли к тому, что самолёты становятся все более похожими друг на друга и десятками лет не меняются. В 1940-е годы (до и во время Второй мировой) военные нужды разных стран разогнали прогресс в авиации до такой скорости, что, например, среди тяжелых бомбардировщиков с 1939-го по 1945-й годы сменилось целых три поколения. Глядя на это время, можно увидеть, насколько поменялось за последние 80 лет понимание прогресса — достигнув оптимальных лётных характеристик, конструкторы стали «вылизывать» начинку и материалы.

В тридцатых годах наши прадедушки летали на довоенных машинах (ТБ-3, Short Stirling, затем B-17). В ходе войны (с учётом первого появившегося боевого опыта) были очень быстро созданы новые (B-24, Avro Lancaster), а к самому её концу в воздухе появились первые самолёты, определившие черты будущей стратегической авиации (B-29, B-36, G8N1).

1. Схема расположения крыла

К 1930-м годам, когда были спроектированы большинство бомбардировщиков Второй мировой, бипланы уже безнадёжно устарели, а парасоли окончательно отошли в область гидросамолётов. Конструкторы определили три основные схемы: низкоплан (крылья крепились к нижней части фюзеляжа), среднеплан (соответственно, к средней) и высокоплан (где крыло? наверху, верно).

Из чего состоит бомбардировщик?

У каждой схемы были свои достоинства и недостатки. Схему низкоплана выбрали, например, конструкторы «Летающей крепости» В-17 и итальянского Р-108. Не самая удобная конструкция — ведь бомбоотсек предстояло втиснуть в силовой набор, что сказалось на его размерах. Зато наличие самого прочного узла в нижней части самолета по достоинству оценивали экипажи во время аварийной посадки «на брюхо». Американский В-24 — который строился с задачей во всём превзойти «Крепость» — был единственным крупносерийным бомбардировщиком-высокопланом. У него был вдвое больший объем бомбоотсека, но вот при жёстком приземлении самолет выглядел куда хуже — самая тяжелая часть оказывалась сверху.

Антон Железняк
Антон Железняк
Эксперт по техническим и инженерным вопросам

С другой стороны, большие внутренние объёмы B-24 позволили использовать его для разных целей, в частности, в качестве морского патрульного самолёта. В этой роли он даже в воздушных боях отличался.

Друзья-соперники. B-17 и B-24 в одном строю
Друзья-соперники. B-17 и B-24 в одном строю (источник фото)

2. Бомбоотсек

Для бомбардировщика это совсем не мелкая деталь. Например, легендарный Avro Lancaster выгодно отличался от других британцев именно роскошным огромным отсеком для бомб длиной в полфюзеляжа, куда можно было втиснуть 10-тонную бомбу.

Антон Железняк
Антон Железняк
Эксперт по техническим и инженерным вопросам

С этим самолётом вообще любили экспериментировать. И применять для разных тонких миссий, а не только для бомбёжек по площадям.

Зацените размеры, а?
Зацените размеры, а? (источник фото)

Это стало решающим аргументом при выборе основного дальнего бомбардировщика RAF. Спроектированный под более мелкий калибр Halifax в результате отошел на вторые-третьи роли, хотя был не хуже по другим параметрам, включая грузоподъемность. В-17 с небольшим бомбоотсеком брал на борт чуть больше 2,5 тонн бомб, что соответствовало, скорее, среднему бомбардировщику. Впрочем, у противника ситуация была не лучше. Четырёхмоторный FW-200, переделанный из пассажирского лайнера, и вовсе обходился без бомбоотсека — бомбы хранились либо в пристроенной снизу гондоле, либо их размещали на внешней подвеске.

3. Оборона

Для тяжелых самолётов выбор оборонительного вооружения был невелик — пулемёты «винтовочного» калибра, тяжёлые пулемёты калибра 12,7 мм, либо пушки, обычно 20-миллиметровые. Легкие пулемёты выдавали в сторону истребителя-перехватчика облако трассирующих пуль (их можно было ставить больше, да и боезапас весил не столь много). Неопытных пилотов обстрел пугал, но он оказался не так опасен, как оборона с помощью тяжелых пулемётов. 12,7-миллиметровые не отличались такой же скорострельностью, но попасть под их очередь означало потерять самолёт. Снаряд 20-миллиметровой пушки вообще не оставлял шансов истребителю, но стрелять должен был настоящий снайпер — небольшой боезапас не позволял поливать врага «в режиме дождика».

Антон Железняк
Антон Железняк
Эксперт по техническим и инженерным вопросам

Проблему недостаточной скорострельности решали умножением числа стволов. Например на B-29 верхнюю установку вооружили четырьмя крупнокалиберными пулемётами.

Подфюзеляжная турель Суперкрепости B-29
Подфюзеляжная турель «Суперкрепости» B-29 (фото: Marc Murphy)
…и его же верхняя, на четыре 12,7-мм ствола — янки не скупились на пулемёты
…и его же верхняя, на четыре 12,7-мм ствола — янки не скупились на пулемёты

Британцы традиционно ставили легкие пулемёты, причём на некоторых турелях их даже счетверяли. Американцы вооружали свои «Крепости» и «Либерейторы» тяжелыми, доказав эффективность такой защиты в дневных миссиях. Остальные обычно смешивали все три типа — до конца войны пушечное вооружение в чистом виде никто не решился поставить на бомбардировщик.

4. Моторы

«Сердце самолета» подчас было решающим фактором его успеха, и в определённом смысле история бомбардировщиков — это история моторов. Знаменитый R-1820 Cyclone стал успехом для B-17, позволяя машине забираться на недосягаемые (в ту пору) 10 километров. Британский Avro Lancaster, как и истребитель Spitfire, просто не состоялись бы, если бы Rolls Royce не построила свой Merlin. Советский бомбардировщик Пе-8 оказался не самым удачным самолётом лишь из-за того, что ему не подобрали достаточно надёжного и мощного мотора. А когда появился АШ-82 (дальний родственник R-1820), то сразу везде стал нужен — от бомбардировщиков Ту-2 до истребителей Ла‑5.

АШ-82. Один из лучших советских моторов времён войны использовался и долгое время после неё. Пассажирские Ил-14 с этими движками ушли из эксплуатации уже в 1990-е годы. Твои родители, юзернейм, ещё могли их застать!
АШ-82. Один из лучших советских моторов времён войны использовался и долгое время после неё. Пассажирские Ил-14 с этими движками ушли из эксплуатации уже в 1990-е годы. Твои родители, юзернейм, ещё могли их застать! (фото: Wuselig)

Именно желание использовать сверхмощный сдвоенный двигатель DB 606 погубило германский He-177 — он оказался настолько пожароопасен, что в результате один из самых передовых самолётов своего времени стал одним из самых аварийных.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

29K
31
6
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

61K
59
25
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

30K
32
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

37K
40
6
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

33K
20
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

17K
26
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

13K
11
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

13K
26
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

14K
14
0
0
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

375K
152
100
897
Правда ли? Эсэсовцы массово воевали во французском Иностранном легионе

Французский Иностранный легион имел германский акцент с первых дней: король Луи-Филипп создал его в 1831 году из наёмных немецких и швейцарских полков. Непростое, но массовое присутствие немцев в Легионе продлилось полтора века — его не прекратили ни мировые войны, ни взаимная ненависть французов и немцев.

276K
101
20
336
Азербайджанский эксперт — о войне и мире в Нагорном Карабахе

Сегодня президент Азербайджана Ильхам Алиев написал в Твиттере о взятии под контроль города Джебраил (Мехакаван) и нескольких сел, прилегающих к Нагорному Карабаху. Армянская сторона не подтверждает это заявление и сообщает о гибели мирных жителей под обстрелами в городах Шуша и Степанакерт.

133K
49
124
132
Зенитная самоходка «Деривация»: отличная новинка — или полный провал?

В последние годы российский ВПК показал большое количество новых образцов военной техники. Многие из них вызывают критику — и часто справедливую. Но порой ругают проекты, которые этого не заслуживают. Один из подобных примеров — новая ЗСУ «Деривация». Давайте разберёмся подробно.

202K
69
90
114
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

222K
73
12
274
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

170K
45
14
81
Чёрные и белые мифы о ленд-лизе: в трёх соснах

Вторая мировая война — и ленд-лиз. А можно ли было вообще без него? Здесь не будет срывания покровов и погружения в нюансы, но большинство спорщиков о ленд-лизе обычно блуждают именно в этих трёх соснах.

116K
146
445
884
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

145K
80
59
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

137K
105
27
869
WARBLOGS