Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Последний ренессанс боевых гидросамолетов состоялся в конце 40–50-х гг. Между вооруженными силами США в это время разгорелся конфликт. Флот, с его традициями, престижем и, что греха таить, немалым бюджетом, не желал уступать каким-то ВВС, которые и созданы-то были только в 1947 году!

Lockheed P2V Neptune — первый носитель ядерного оружия авиации ВМС США (фото: Ron Olsen)

Но в руках бывшего «Воздушного корпуса Армии США» был козырь — атомная бомба. Она буквально очаровала американских политиков. Зачем нам большая армия и обычные вооружения, если можно взять, да бабахнуть? Ну а единственным средством доставки бомб были самолеты. Да, флот попытался «поселить» на палубу авианосцев патрульные самолеты P2V «Neptune», но эти медлительные здоровяки имели мало шансов достичь цели. Была попытка построить авианосцы побольше (типа «United States»), но власти их «зарезали», поверив обещаниям ВВС, что новые бомбардировщики B-36 лучше.

Convair B-36D Peacemaker — первый межконтинентальный бомбардировщик. Число моторов посчитайте сами, мы сбиваемся. (источник фото)

И тогда появилась смелая идея: а давайте сделаем гидросамолет, все еще проходящий по морскому ведомству, но и не ограниченный в габаритах. Так в 1949 году родилась концепция «Seaplane Striking Force». В 1952 году фирме Martin был выдан контракт на строительство прототипов, а в 1955 году первый XP6M-1 «Sea Master» («Хозяин морей») совершил полет. Несмотря на потерю двух прототипов, программа развивалась динамично, в 1958 году полетел первый предсерийный, через год — первый из серийного контракта.

«Sea Master» был роскошен: у земли разгонялся до 0,9 Маха (B-52 — только до 0,55), боевой радиус действия достигал 1,5 тысяч километров, были установлены системы дозаправки в воздухе, разработаны разные методы передового базирования (с дозаправкой и вооружением от других самолетов, кораблей или даже подводных лодок). Да и попасть по нему было куда сложнее, чем по сухопутному аэродрому.

Martin XP6M-1 «Sea Master». Гидросамолет, не ставший бомбардировщиком. (источник фото)

Но вскоре программу резко закрыли. Причин было несколько. Во-первых, типичные проблемы гидросамолетов: например, им нужна спокойная водная гладь, а где ее взять в Северном море? Во-вторых, политические проблемы: самолеты приходилось «прикрывать», выдавая их за постановщики мин. Но главной причиной был неожиданный оглушительный успех баллистической ракеты для подводных лодок (БРПЛ) «Polaris». ВМС победил. Через десятилетия БРПЛ стали основой американской ядерной триады, а дальние бомбардировщики-гидросамолеты превратились в легенду.

Запуск ракеты Polaris 6 мая 1962 года. Система, утопившая гидробомбардировщики

А что у нас? Был и в СССР свой «Хозяин Морей» — Бе-10. Скромнее, ориентированный на борьбу с морскими целями, но зато несколько лет состоявший на вооружении. Разрабатывался и свой вариант «Seaplane Striking Force». Однако их тоже убила ракетомания.

Модель советской летающей лодки Бе-10. (фото: Кен Даффи) Фото Бе-10. (источник фото)

Дальние бомбардировщики-гидросамолеты так и остались в альтернативной инженерной реальности, вместе с взлетающими из-под воды истребителями, ракетными ранцами и танками на воздушной подушке… И оно понятно, но всё-таки немного жаль!

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий