Безумная восьмёрка

Топ истребителей в стиле Тарантино

Плох тот конструктор, который не мечтает создать огромного боевого человекоподобного робота. Ну или хотя бы истребитель поукуреннее. Мы отобрали для вас восемь наиболее удивительных попыток сделать боевую машину «не как все».

/
32K
24
7
202

Плох тот конструктор, который не мечтает создать огромного боевого человекоподобного робота. Ну или хотя бы истребитель поукуреннее. Мы отобрали для вас восемь наиболее удивительных попыток сделать боевую машину «не как все».

Defiant — типично британское извращение

Англичанам в авиации свойственно впадать в крайности. У них получаются либо красивые и технически совершенные машины (подобные «Спитфайрам» или «Москито»), либо… специфические. Одной из машин второго типа был Defiant (с англ. — дерзкий) фирмы Boulton Paul — истребитель начального периода Второй мировой. Тут сделали по-простому: стреляющие вперёд пулёметы начисто убрали, зато поставили турель со счетверённой пулемётной установкой, которой управлял второй член экипажа. По опыту Первой мировой решили, что так будет удобнее сражаться с бомбардировщиками.

Идея не была лишена смысла, но конструкторы не учили тот факт, что вместе с бомбардировщиками в налётах могут принимать участие истребители. Первые воздушные бои с Люфтваффе показали, что Defiant категорически непригоден: мало того, что летает так себе, но к тому же одновременно уворачиваться и обстреливать в воздушной свалке «Мессер» непросто (тем более, что занимались этим два разных человека). А «заходить в хвост» смысла тоже не имеет — ведь пулемёты, стреляющие вперёд, поставить пожадничали.

Довольно быстро Defiant оказался во вспомогательных частях. Кстати, в Королевском флоте подобным же образом поиздевались над палубным многоцелевым самолётом Skua фирмы Blackburn: навернули турель, отрезали пулемёты… Получившийся Roc оказался не полезнее сухопутного собрата.

Me.163 Komet — депрессивный германский гений

Во время Второй мировой войны у привычных нам реактивных «свистков» (самолётов с турбореактивными движками) был конкурент — самолёты с жидкостными ракетными двигателями. Если кто помнит физику, то принцип создания тяги одинаков. Фундаментальное отличие только в том, что с ЖРД с собой надо везти не только топливо, но и окислитель (в качестве которого обычный реактивный самолёт «ест» атмосферный воздух). За это неудобство ЖРД платят огромной тягой, которая позволяет добиться немыслимой скорости и скороподъёмности — отличные задатки для перехватчика ПВО.

Вот и Me.163 был создан как средство борьбы с американскими бомбардировщиками. Всё бы ничего, если не скромные «мелочи». Во-первых, ядовитое и взрывоопасное топливо, во-вторых, сложность в управляемости, ну, а главное — крайне низкая длительность полёта. Топлива хватало на 7,5 минут, после чего небольшой самолётик превращался в планер. Ракетный «Мессер» оказался, по сути, бесполезным. На три с лишним сотни выпущенных машин приходится, по разным оценкам, один-два десятка воздушных побед.

Чтобы немец не скучал, добавим в его компанию несколько похожих проектов разной степени недоделанности: советский БИ-1, японскую копию «Мессера» — Мицубиси J8M и другие немецкие проекты — Ba. 349 и Фокке-Вульф «Volksjager». Нет покоя проклятым.

Vought XF5U — американская больная фантазия

То ли видение уфолога, то ли чья-то галлюцинация. Один из самых необычно выглядящих (и при этом успешно летавших!) самолётов — XF5U, с заслуженными прозвищами «Блин» или «Летающее печенье». В США экспериментировали с крылом сверхмалого удлинения — практически с одними несущими фюзеляжами. Флот купился на обещания очень малой взлётной и посадочной скорости, что позволило бы размещать блиноподобные истребители на эскортных авианосцах в большем количестве — это было бы очень актуально для защиты конвоев.

Однако испытания шли довольно неторопливо, и прототип уже настоящего, боевого самолёта взлетел только в начале 1947 года, когда разрабатывать винтомоторные машины стало уже не модно. Хотя самолёт неплохо показал себя на испытаниях и даже поставил рекорд скорости, программу закрыли.

В отличие от большинства остальных участников нашего списка XF5U был упоротым лишь внешне. Он вполне мог стать удачной машиной и найти свою нишу. Бедолаге не повезло — он появился в разгар моды на реактивные двигатели.

МиГ-9 — русский авось

Работая в годы войны с жидкостными и прямоточными двигателями, СССР отстал с турбореактивными. Когда стало ясно, по какому пути пойдет развитие авиации, пришлось работать в спешке. Спешку подстегивали вполне резонные опасения по поводу того, кто может оказаться следующей мишенью для ядерной бомбы недавнего союзника.

Новые самолёты нужны были «вчера». Вот и взяли, что было — то есть спешно налаженное производство копий трофейных немецких моторов. На МиГ-9 установили пару двигателей BMW, а на Як-15 один Jumo. Если МиГ был хотя бы самолётом новой конструкции, то Як — оперативно переделанным поршневым Як-3, и его практически не воспринимали как боевой.

МиГ-9 планировали использовать в качестве эффективного средства борьбы с «летающими крепостями». Под стать целям он получил мощнейшее вооружение: одну 37-мм и две 23-мм пушки в носу. Они-то и стали проблемой — при стрельбе на средней и большой высоте начисто глохли двигатели. Конечно, они запускались вновь (как правило), но приятного в этом было мало, даже на учениях. Установка глушителей только смягчила, но не решила проблему, и отключение двигателей продолжалось. Тем не менее, истребитель, почти неспособный применять оружие на высотах, где водятся его цели, приняли на вооружение и выпустили серией в шестьсот машин.

Впрочем, польза от него была, как и от Як-15. Советские лётчики и техники освоились с реактивными машинами и на появившихся вскоре МиГ-15 показали американцам, что их притязания на неоспоримое лидерство в военной авиации, как минимум, спорны.

Не переключайтесь, далее в программе: падающие паразиты, невзлетающие истребители и самый долгий в мире индийский музыкальный номер.

XF-85 «Goblin» — паразит-самоубийца

«Всё своё ношу с собой» — поговорка на данный случай. Долгое время авиастроители всего мира пытались реализовать идею «паразитных истребителей», которых в дальних рейдах бомбардировщики брали бы с собой и сбрасывали при встрече с врагами. Одним из первых на этой поляне отличился СССР: таким, например, было «Звено-СПБ», принявшее небольшое участие в боях летом 1941 года.

В подавляющем большинстве случаев использовались обычные, минимально доработанные истребители. Но самым известным «паразитом» стал один из немногих специально спроектированных — созданный в первые послевоенные годы американский XF-85 Goblin. Миниатюрный пузатенький самолётик создавался для вооружения специальных, доработанных в «летающие авианосцы» супербомберов B-36, которые должны были нести 3-4 истребителя и обеспечивать прикрытие групп бомбардировщиков от советских перехватчиков. Для своего времени Goblin был прогрессивной машиной: стреловидное крыло, скорость выше 1000 км/ч. Однако чрезвычайная сложность повторной стыковки с бомбардировщиком (а топлива-то только на воздушный бой!) погубила всю идею и проект закрыли в 1949 году. США ещё пытались доработать идею, но сломались на дозаправке в воздухе.

XF2Y-1 Sea Dart — провальные уточки

Гидросамолёты были достаточно популярны вплоть до конца Второй мировой войны. После войны летающие лодки ждал закат, однако разовые попытки создания боевых гидросамолётов продолжались. Наиболее известен Sea Dart — разработанный в начале 50-х годов реактивный истребитель на водной лыже (или лыжах — было несколько вариантов шасси). Самолёт создавался как часть флотской концепции «Морской базы», включавшей широкое использование гидросамолётов для прикрытия групп кораблей и обеспечения десантных операций. Рассматривалось даже базирование истребителей в ангарах на подводных лодках!

Sea Dart более-менее успешно испытали и могли довести до серии, но военные одумались. Новой войны на Тихоокеанских атоллах не предвиделось, после старой осталось полно авианосцев, а у сухопутных машин росла дальность. Да и проблем с гидросамолётами много — в частности, они не могут эксплуатироваться при сильном волнении моря.

Ещё одним дошедшим до прототипа реактивным гидроистребителем был английский Saunders-Roe SR.A/1. Фирма Lockheed предлагала европейским членам НАТО гидроистребитель для базирования во внутренних водоемах (как альтернативу уязвимым аэродромам). Столь необычная идея никого не заинтересовала, и, вероятно, стала последней попыткой создать гидроистребитель.

XFV-12 — революционное нелетадло от Rockwell

В начале 70-х годов жаба, душившая американский флот счетами на новые авианосцы, заставила последний озаботиться приобретением самолёта вертикального (или хотя бы короткого) взлёта и посадки. Новые летадлы требовались для оснащения десантных кораблей и лёгких авианосцев, планировавшихся к созданию.

Тема вертикального взлета тогда была на Западе (и особенно в США) чрезвычайно модной — в частности, в конкурсе участвовали англичане со своим «Харриером». Однако в 1972 году был выбран революционный проект фирмы Rockwell, которая обещала создать лёгкий, сверхзвуковой, вертикально взлетающий и садящийся истребитель. Кроме необычного внешнего вида его отличали так называемые эжекторные закрылки, в которые при взлёте и посадке направлялся выхлоп двигателя, что и обеспечивало подъемную силу. Однако после нескольких лет испытаний прототипа пришлось признать, что потребная тяга в принципе недостижима.

На наш взгляд — это бесспорный лидер рейтинга: создание в 70-х годах самолёта вообще неспособного взлететь, а также изготовление его в металле, является поистине впечатляющим достижением (казалось бы — и аэродинамика, и математическое моделирование должны уже быть на достаточном уровне). А флоту пришлось сначала закупать обычные английские «Харриеры», а потом совместно с англичанами создавать современные «Харриеры II».

«Tejas» — великий индийский долгострой

А теперь мы с вами спляшем. Этот современный индийский истребитель на первый взгляд кажется довольно заурядным. Однодвигательная лёгкая машина, этакий «МиГ-21» XXI века (создавался, кстати, именно для его замены — в ВВС Индии продолжают служить МиГ-21бис), сделанный национальным авиапроизводителем с привлечением зарубежных партнеров.

Впечатляет история создания — это самый большой долгострой в современной военной авиации. Официально работы по программе LCA стартовали в 1984 году; тогда планировалось поднять прототип в воздух в 1990 году и поставить машину на вооружение в 1995 году. Немножечко не получилось.

Требования периодически менялись, к кормушке разработки подключались различные структуры государства и Минобороны, и лишь в 1990 году окончательно остановились на схеме — бесхвостка с треугольным крылом. Разработка велась буквально «всем миром» — кормились с проекта и французы, и шведы, и американцы, и наши.

(Фото: Angad Singh)

Прототип поднялся в воздух только в 2001 году. Испытания шли (и идут!) страшно тяжело — военные отбрыкиваются от машины, которая не удовлетворяет, по их словам, даже оригинальным требованиям, которые ещё их отцы выдвигали (причем буквально), а промышленность то ли не может, то ли не особо хочет доводить самолёт до ума. Флот и вовсе успешно «отбился», заявив, что из этого нормальный палубник никогда не получится.

В результате сегодня ведется о-о-о-чень медленное производство «промежуточных» машин, частично удовлетворяющих требованиям военных: из заказанной в 2005 году первой партии в 40 машин сдали 4. А всю партию должны закончить (по-хорошему) до конца следующего года — во что никто не верит, конечно. А «нормальные» модификации Mk.2 ждать и вовсе до 2020-х годов.

Похоже, в индийском министерстве обороны и авиапроме пришли к консенсусу, что разработка и испытания самолёта куда выгоднее для кошелька (личного, а не государственного), чем такая скучная вещь как производство. Ну и в конце-то концов, нужен же индийским военным чиновникам источник доходов, который можно передавать по наследству. Не всё ведь мир оригинальными конструкциями поражать.

Hoвости СМИ2
«‡„ÛÁ͇...
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

18K
21
3
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

45K
39
19
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

22K
24
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

32K
34
5
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

31K
19
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

13K
20
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

11K
9
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

11K
23
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

10K
13
0
0
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

52K
61
66
862
Пожалуй, худшее историческое кино: сериал «Екатерина. Самозванцы»

Если вы хотите в подробностях узнать, как не надо снимать исторические сериалы, то сейчас для этого есть все шансы — на экраны страны вышел сериал «Екатерина. Самозванцы». В нём плохо абсолютно всё — от сценария до игры актёров. WARHEAD с огромным усилием начал знакомиться с новым масштабным телепроектом.

32K
44
56
843
Топ-5 безбашенных воинов Средневековья

Знаете, говорят про некоторых «вообще отбитый»? И при этом у «отбитого» нередко вполне получается то, за что он берётся, — то ли благодаря, то ли вопреки лихости и отчаянности. Вот о таких «отбитых» средневековых воинах, вошедших в легенды, мы и поговорим.

28K
60
15
875
Как американский робот выбрал свободу: «побег» D-21 в СССР

Американский шпион из Зоны 51 убил американского же пилота, разбил новейший самолёт — а потом вообще сбежал в СССР! Причём шпион был роботом! Как секретный беспилотный разведчик оказался у Туполева — в нашей статье.

21K
61
13
431
Тест: хорошо ли вы знаете историю Античности и Древнего мира?

Вы уверены, что прекрасно знаете историю. Но сможете ли вы сопоставить события, происходившие в различных странах в одно время? Проверим?

19K
4
18
87
Ас-торпедоносец Разгонин: как из истории вычеркнули героя

Далеко не каждый подвиг, даже совершённый всем опасностям назло, находит своё признание. Но куда хуже, если это признание потом стирается по политическим мотивам. Именно в такой ситуации оказался один из лучших советских лётчиков-торпедоносцев — Александр Разгонин.

18K
53
34
707
Диванная аналитика: бомбардировщик Ту-160 обогнал пару F-35A, но это не точно

Стратегический бомбардировщик Ту-160, разработанный ещё в 1980-е, легко оторвался и ушёл от новейших истребителей пятого поколения F-35A, которые пытались преследовать его над Японским морем. По крайней мере, так сказали нам китайские журналисты. Было ли это на самом деле, а если было, то что именно? Отдел диванной аналитики WARHEAD.SU разобрался.

18K
35
69
352
Тест: знаете ли вы историю Древней Руси?

Вы давно окончили школу, но интерес к истории сохранили? А вот давайте проверим, хорошо ли вы знаете историю Древней Руси.

17K
5
12
259
Торгутский побег: цена возвращения на историческую родину

В 1771 году калмыки откочевали в Джунгарию с Волги. Стремились ли они вернуться под власть Великого государя Вселенной или им стало тесно на насиженных территориях? О том, чем обернулось возвращение ойратов на землю предков, — в материале WARHEAD.SU.

16K
36
32
923
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

81K
68
21
742
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

79K
45
33
467
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

73K
23
11
81
Я только спросить: 10 наивных вопросов о ваффен СС

В ваффен СС брали настоящих арийцев с безупречной родословной? Эсэсовцы были помешаны на оккультизме? Вермахт и СС конкурировали? WARHEAD.SU собрал самые простые и одновременно сложные вопросы об организации войск СС.

58K
41
77
361
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

52K
61
66
862
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

51K
41
54
591
Стройка века по-немецки: Атлантический вал

«Мы построим свою линию укреплений, с пушками и адским пламенем!» — решили немцы в 30-е годы, обиженно наблюдая, как тем же самым вовсю уже занимается весь остальной мир. Немецкая пропаганда утверждала, что Атлантический вал неприступен и любая попытка высадки обречена. Но союзники решили, что этот вал не так страшен, как его малевал доктор Геббельс.

51K
42
10
432
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

51K
64
34
719
Монгольские нукеры против рыцарей: битва при Легнице

Сравнивать крестоносцев и монголов, казалось бы, заведомо бесполезное занятие. Ведь где рыцарство, а где хитрые азиаты? Однако 9 апреля 1241 года под Легницей, что в Силезии, произошла великая битва, которая поможет ответить на вопрос: какая же военная культура прошлого превосходит остальные?

48K
44
33
1.1K
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

199K
89
55
897
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

106K
58
16
869
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

86K
39
29
457
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

82K
7
3
276
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

81K
68
21
742
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

79K
45
33
467
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе

Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.

75K
33
14
172
Рожок, бубен и мясорубка: что поможет перезарядить быстрее?

Запас патронов бывает двух видов: «мало» и «всё равно мало». Однако просто забить рюкзак патронами — тоже не выход. Процесс перезарядки для противника вовсе не повод по-джентльменски прекратить стрельбу. Перезаряжаться желательно как можно быстрее и реже, а патроны таскать уже «готовыми к употреблению». Что же для этого придумали?

73K
27
17
346
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

73K
23
11
81