Пепелац с транклюкатором

(Фото: из книги В. Лукашевич, И. Афанасьев «Космические крылья». М.: ООО «ЛенТа Странствий», 2009)

Проблему всерьёз рассматривали профильные конструкторские бюро по обе стороны океана. Летательные аппараты самого предосудительного облика то и дело мелькали в информационных сводках, а то и на обложках научно-популярных изданий.

(Фото: из книги В. Лукашевич, И. Афанасьев «Космические крылья». М.: ООО «ЛенТа Странствий», 2009)

Специалисты при виде таких «весёлых картинок» традиционно нервничали:

«…пилотируемые межконтинентальные летательные аппараты при одностороннем их применении обеспечивают абсолютное военно-политическое превосходство их создателю».

— Владимир Мясищев, главный конструктор ОКБ‑23.

Конструктор знал, что говорил. Технологии управления пятидесятых другого выбора просто не оставляли. Человек весил заведомо меньше сколько-то надёжной управляющей системы, работал при достаточном обучении лучше и стоил дешевле. Или хотя бы не сильно дороже.

Ещё Павел Цыбин предлагал Королёву пилотируемый космоплан почти современного облика (пусть это самое «почти» и означало множество фатальных конструктивных недостатков).

(Фото: из книги В. Лукашевич, И. Афанасьев «Космические крылья». М.: ООО «ЛенТа Странствий», 2009)

КБ Мясищева на тот момент уже могло похвастаться могучим современным гиперзвуковым бомбардировщиком, от одного вида которого вполне можно отложить пару кирпичей ещё до того, как речь пойдёт о бомбах. К проекту орбитального космического бомбардировщика с многоразовой кабиной управления в КБ подошли с не меньшим размахом.

(Фото: из книги В. Лукашевич, И. Афанасьев «Космические крылья». М.: ООО «ЛенТа Странствий», 2009)

Конструкция стартовой массой в пару сотен тонн на стартовом столе поднимала на околоземную низкую орбиту термоядерную бомбу массой до тонны. В зависимости от совершенства технологий, отсчёт мощности этого боеприпаса можно начинать с четверти мегатонны и более. Грохнуло бы что надо!

Пилот мог немножечко подрулить своим космическим аппаратом для более точного вывода бомбы на цель, и, скорее всего, попадал ей в любой крупный город противника. Эллипс рассеивания не превышал восьми километров, что при атаке нескольких машин обеспечивало поражение цели с приемлемой вероятностью. По целям в плотной городской застройке вообще сложно промазать.

(Фото: из книги В. Лукашевич, И. Афанасьев «Космические крылья». М.: ООО «ЛенТа Странствий», 2009)

Сравнительно малая пилотируемая часть многоразового использования при необходимости могла работать и как орбитальный разведчик. Ресурс пребывания на орбите порядка суток для боевых задач большой атомной войны казался вполне достаточным. Эффективность космической разведки с быстрых низких орбит переоценили, но это известно нам и сейчас. В пятидесятые о таком могли только гадать.

(Фото: из книги В. Лукашевич, И. Афанасьев «Космические крылья». М.: ООО «ЛенТа Странствий», 2009)

Зоопарк проектов стремительно разрастался. На капсулы предлагали гиперзвуковые управляющие щитки, крылья с планирующей посадкой, и даже раскладной винт на авторотации. Первые довольно неказистые эскизы выглядели как реквизит малобюджетного фантастического боевика. Но за считанные годы конструкторская мысль пришла к обликам вполне футуристических вундерлюфтов.

(Фото: из книги В. Лукашевич, И. Афанасьев «Космические крылья». М.: ООО «ЛенТа Странствий», 2009)

Закончилось это более чем предсказуемо. Конструкторская мысль породила гиперзвуковую капсулу с небольшими управляющими элементами. Итоговый прототип космической маневрирующей головной части обладал такими интересными свойствами, что крайне быстро ушёл от пилотируемой космонавтики обычным ракетчикам — кошмарить противоракетную оборону противника. Не помешали даже объективные недостатки ранней конструкции.

Тем временем, пятидесятые успели закончиться. Новые открытия в физике гиперзвука и орбитальной космонавтике сулили военным уже совсем другие машины с куда более интересными возможностями.

В том числе — военными.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий