Как угнать Боинг и размножить танки

Когда в ноябре 1965 года Родезия (ныне Зимбабве) в одностороннем порядке провозгласила независимость, мировое сообщество дружно возмутилось и наложило на неё санкции, которые фактически обрезали весь импорт в эту страну.

Нет, конечно, рядом были ЮАР, Ангола и Мозамбик, а значит, торговлю через третьи руки никто не отменял. Но одно дело — поставлять автомобили, сельхозтехнику и прочую «бытовуху», и совсем другое — легальные поставки вооружения.

В первую очередь от санкций пострадала авиация. Считанные «канберры», «хантеры» и «вампиры», стоявшие на вооружении Родезийских ВВС, почти сразу встали на прикол, так как Британия арестовала у себя на заводах ремонтируемые родезийские двигатели Avon 207. Но, как известно, голь на выдумки хитра.

Для начала, используя посредников в Лиссабоне, родезийцы приобрели и тайно доставили через порты Мозамбика 42 двигателя из Бельгии, а потом на складах в Омане наскребли ещё несколько десятков штук.

Детективная история с поставкой в африканскую страну вертолётов «Augusto-Bell» AB205A (европейский «Хьюи» UH-1) до сих пор покрыта завесой тайны. Неизвестный покупатель откуда-то с Ближнего Востока приобрёл 13 таких машин для поставки в Кувейт. По дороге сухогруз зашел в Бейрут, где вертолёты сгрузили и тайно вывезли, чтобы вскоре обменять их на оружие для христианской милиции майора Хаддада. В итоге через Коморские острова груз был доставлен в Родезию. К сожалению, машины были не новые (а предъявлять претензии, ясное дело, было как-то неловко), поэтому в строй могли встать одновременно не более 10 вертолётов такого типа, составлявших 8-ю эскадрилью родезийских ВВС.

Но вершиной воздушной контрабанды стал, конечно же, «угон» запрещённых к поставке в Родезию гражданских боингов-720! В 1973 году три экипажа по три человека с двойными паспортами перелетели в США, где прошли обучение по управлению машинами этого типа. После чего специалистов перевезли в Швейцарию, в город Базель, где стояли на приколе и ждали проведения аукциона три боинга-720 разорившейся авиакомпании Calair.

Самолёты имели самый неприглядный вид, но всё же нашелся покупатель, который приобрёл их за 1 миллион долларов США. Тут европейские спецслужбы внезапно начали присматриваться и к подозрительным лётчикам, и к покупателю-оптимисту, но машины в кратчайшие сроки были подняты в воздух (при этом на одном из бортов произошло задымление из-за плохо проведённого техобслуживания перед вылетом) и переправлены в Родезию.

Мировое сообщество вскипело и забурлило. Полетели головы и в компании продавца, и среди обучающего персонала. А сам «Боинг» заявил, что больше не будет ремонтировать вышедшие из строя детали и двигатели. Как бы то ни было, эти три борта гордо летали на международных рейсах, показывая всем, что родезийцы не сдаются.

Последним, но самым ярким моментом стала контрабанда в Родезию 8 танков из ЮАР. Дело в том, что в 1979 году южноафриканцы захватили десяток польских Т-55, которые Муаммар Каддафи послал Иди Амину, но моряки заблудились, и корабль в порт назначения не прибыл. Груз был захвачен армией ЮАР, но воевать на танках было не с руки, потому их быстро переправили родезийцам. Те провели пару трансграничных рейдов в Мозамбик, а потом представили общественности новые танки как… «захваченные в ходе рейдов».

Миру таким же образом ранее были представлены несколько Т-34, так что в адрес правительства Яна Смита полились дежурные ноты протеста, которые оно дежурно проигнорировало.

Ещё интереснее то, что провернули далее с восемью танками от Каддафи. В Родезии было создано два танковых эскадрона по четыре машины в каждом, проведено обучение личного состава. Чтобы ввести противника в заблуждение, эти Т-55 перевозили с места на место по всей стране на специальных трейлерах, создавая видимость, будто танков на самом деле гораздо больше.

Неожиданное появление «кучи танков» как минимум на год отсрочило полномасштабное наступление «борцов за независимость» на Родезию (они были вынуждены сильно корректировать свои планы).

Если бы на апрельских выборах 1980 года произошла попытка вооружённого захвата власти, то по плану танкисты должны были бы принять самое непосредственное участие в подавлении такого мятежа… но этого не случилось. Эти восемь контрабандных Т-55 так никогда и не приняли участие в боевых операциях — хватило одной их раздутой славы.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий