Небольшая справка. Что такое тактическая игра с миниатюрами или варгейм? Это игра в сражения небольших отрядов или настоящих армий, где каждой стороной командует человек, а бои разворачиваются на столе. На поле размещаются отлитые и раскрашенные миниатюры воинов и элементы местности: холмы, реки, леса. Противники сражаются в соответствии с установленными правилами, совершая манёвры, атакуя и отступая до тех пор, пока один из полководцев не начнёт выигрывать. И именно Warhammer превратил варгеймы из увлечения небольшого числа фанатов в настоящий мейнстрим домашних развлечений.
(Фото: Источник)
Вот так выглядела коробка с Первой редакцией правил. Заметно, что стиль очень далёк от того, что сложился в последние 15-20 лет. Он совсем лишен современной гламурности, прилизанности изображения, а картинка довольно гротескна.
Но это коробка. Внутри неё находились тонкие тетрадки с правилами и простыми черно-белыми иллюстрациями на обложках.
А если почитать, как предлагали играть в те времена, современные поклонники испытают настоящий экстаз, потому что, например, тогда в фэнтезийном мире допускалось использование футуристического оружия.
Вот и картинка с воином в доспехах, поражающим противника выстрелом из бластера.
Не всякий сможет узнать в этих весельчаках всем известных богов Хаоса.
Год спустя вышла Вторая редакция Warhammer Fantasy Battle, фактически переиздание первой с небольшими дополнениями и доработками. Стиль иллюстраций начал постепенно развиваться в сторону «высокого фэнтези». Хотя всё ещё сохранял милые черты примитивного искусства.
Но некоторые легко узнаваемые признаки фирменного стиля Warhammer появились уже в первой редакции.
По книгам, изданным в те годы, видно, что издатели Warhammer — всё ещё компания энтузиастов, а не глобальная и богатейшая корпорация. На художниках в те годы откровенно экономили.
В 1987 году выходит Третье издание Warhammer Fantasy Battle, и, начиная с этого момента, пожалуй, можно говорить о начале всемирной славы и моды на Warhammer. Эта редакция была издана уже в книжном формате и украшена цветными иллюстрациями.
В качестве элемента оформления появились, позднее ставшие привычными для Warhammer, фотографии раскрашенных армий на игровых столах. Надо сказать, очень разумное решение: покупателю книги продемонстрировали, как выглядит его хобби, а на иллюстрациях сэкономили. Но и картинок в Третьем издании было более чем достаточно, хотя качество их различалось. Некоторые были похожи на средневековые книжные миниатюры…
А другие больше смахивали на детские рисунки.
Четвертое издание 1992 года стало первой книгой, в которой примитивный и гротескный стиль предыдущих начал уходить на задний план. Теперь вперёд выдвигается мрачность игровой вселенной Warhammer и постепенно настающий пафос превозмогания.
Например, вот эта картинка уже вполне могла занять место в книгах, вышедших десять лет спустя.
На обложке Пятой редакции, вышедшей в 1996 году, высшие эльфы творят могущественные заклятья и уничтожают армию злобных зелёных гоблинов. Эта книга получилась очень необычной. В ней очень много цветных фотографий, раскрашенных фигурок и целых армий, но нет ни одной большой иллюстрации.
Вероятно, создатели быстро поняли, что ошиблись с подходом, ведь именно по эффектным иллюстрациям складывается впечатление о мире игры. Поэтому в 2000 году выходит Шестое издание Warhammer Fantasy Battle, в котором хорошо знакомый каждому изобразительный стиль Warhammer был явлен миру во всей красе. Этот тяжёлый том в твердой обложке был переполнен огромным числом цветных и чёрно-белых прекрасно детализированных иллюстраций, которые изображали самые разнообразные стороны вселенной и непрекращающейся войны всех против всех.
Каждый символ на доспехах воинов хаоса можно разглядывать очень долго…
Или можно полюбоваться тем, как эльфийский король-феникс Аэнарион сражается с демоном.
После Шестой редакции Warhammer Fantasy Battle вышли ещё седьмая и восьмая редакции. Они оставались верны качеству и идеологии двухтысячных. Кажется, эпичнее уже невозможно. Или Вархаммеру ещё есть, куда стремиться?
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.