Железо

Летающая хтонь

История бомбардировщика с десятью моторами
Чудных конструкций в истории мировой авиации было предостаточно, но основная масса наиболее явных чудовищ конструкторского разума так и не вышла за стадию чертежей, ну, самое большее — испытательных полигонов. Тем не менее, иногда особо выдающиеся творения инженерного подсознания попадали в серию. Сегодня мы вам об одном из них расскажем.
Дмитрий Алексеев
  • 33K
  • 9
  • 6
  • 193
Фото: Источник

Американский сверхтяжёлый стратегический бомбардировщик B-36 Peacemaker («Миротворец») компании Convair стал венцом авиационной инженерной мысли 1940-х годов. Мечту о «воздушном линкоре», способном поражать цели на другом континенте, вынашивали Германия, Япония и Великобритания, но лишь американцы смогли ее воплотить. Правда, только через год после окончания Второй мировой, для которой он создавался.

Антон Железняк
Антон Железняк
Эксперт по техническим и инженерным вопросам

Советский Союз включится в гонку машин межконтинентальной дальности уже после того, как B-36 начнёт испытания. Первым серийным советским самолётом, способным при взлёте со своей территории поразить цель на континентальной территории США и вернуться обратно, станет Ту-95. Созданные на его основе ракетоносцы Ту-95МС и дальние противолодочные самолеты Ту-142 до сих пор остаются в строю.

Опоздав на войну, B-36 стал одной из опор созданного в 1946 году стратегического авиационного командования, но прослужил в этом качестве всего десять лет — с 1949 по 1959 год. Его сменил более успешный реактивный B-52, который остается в строю и по сей день.

B-36 и B-52

Странный, скажем мягко, внешний вид B-36 определён требованиями к этому самолёту. Основных требований было два — дальность, позволяющая поражать цели на другом континенте и возвращаться обратно, и максимально возможная на этой дальности грузоподъёмность.

Антон Железняк
Антон Железняк
Эксперт по техническим и инженерным вопросам

Нагрузка для бомбардировщика — вообще дело полезное (так и называется, полезная нагрузка), а когда стало ясно, что перспективному самолёту придётся таскать ядерный боеприпас, то эта характеристика стала еще более важной — ни легкостью ни компактностью «изделия» первого поколения похвастаться не могли.

Обе задачи были решены: самолёт мог доставить 4,5 тонны бомб на расстояние более 6400 километров — такой радиус обеспечивал достижение целей на советской территории с территории США и возвращение обратно. Полная дальность самолета «из конца в конец» с максимальным запасом топлива и минимальной нагрузкой составляла 16000 километров! Максимальный вес боеприпасов мог достигать 39 тонн, а нормальной считалась нагрузка около 33 тонн, но радиус в этих условиях конечно же, сокращался. Такая нагрузка позволяла, между прочим, таскать 20-тонную бомбу T-12 Cloudmaker.

Самолёт начали проектировать в 1941 году, и вскоре выяснилось, что отработанная к тому моменту классическая схема поставленную задачу не решает. Инженеры приложили максимум усилий для того, чтобы В-36 мог летать как можно дальше. Была выбрана необычная схема с шестью толкающими трехлопастными винтами, которые вращались медленнее, чем на других тяжёлых машинах — это резко ухудшило его взлётные характеристики, но помогало экономить топливо.

Pratt & Whitney R-4360 Wasp Major (фото: Smithsonian National Air and Space Museum)

По этой же причине вместо турбовинтовых или реактивных были выбраны поршневые двигатели Pratt & Whitney R-4360 Wasp Major, мощностью 3800 лошадиных сил — шедевр поршневых авиамоторов, который точно так же «опоздал» на Вторую мировую. В то время для В-36 такие двигатели были более экономичными, чем турбовинтовые или реактивные.

У В-36 был максимально «зализанный» фюзеляж, везде, где можно, использовались инновационные материалы и технологии сборки…

В результате получился бомбардировщик умопомрачительных размеров. С размахом крыльев в 70 метров — это самый большой военный самолет в истории. Размах крыльев B-29, казавшегося действительно большим самолётом, был всего 43 метра, у знаменитой «Летающей крепости» B-17 — 30. Перевозивший на огромной высоте в 15 километров многотонные бомбы B-36 был настолько велик, что поначалу в бомбоотсек собирались поместить истребитель для защиты от перехватчиков. Правда, впоследствии от этого проекта отказались.

Однако чудес не бывает. За дальность пришлось платить низкой скоростью, очень плохими взлётными характеристиками, а высота полёта с появлением высотных перехватчиков перестала быть гарантией безопасности.

В конце 1940-х реактивные истребители уступали этому гиганту в маневренности на высотах около 15 километров — на такой высоте радиус разворота истребителя составлял десятки километров. Чтобы зайти в хвост «Миротворцу» советскому Миг-15, например, потребовались бы десятки минут. При этом бомбардировщик с его огромными крыльями за это время мог быстро и легко сменить курс, заставив перехватчика опять терять время на манёвр.

Тем не менее, было ясно, что эта лафа ненадолго, а скорость, как и высотность истребителей, будет расти, да и возможности радаров тоже не отстанут. Шансы на выживание за счёт высоты стремительно сокращались. Все это заставило модернизировать B-36, подвесив под крылья, в дополнение к шести штатным поршневым двигателям, еще и четыре реактивных J47-19. Первым вариантом с такими двигателями стал B-36D, ранее выпущенные B-36B также были модернизированы, появилось и несколько новых версий машины, но проект в целом это уже спасти не могло — для уверенного противостояния новой ПВО нужны были новые машины.

Евгений Башин-Разумовский
Евгений Башин-Разумовский
Эксперт по историческим вопросам

Получив десять моторов, самолёт плотно вошёл в местный фольклор. Наиболее известная «дразнилка» звучит так: 'two turning / two burning / two joking, / two smoking, / and two not accounted for'. Очень грубо на русский она может быть переведена как «Два крутят — два горят — Два шутят — два дымят, на два остальных не глядят.»

В результате В-36 был отправлен на почётную пенсию — часть машин переделали в разведчики, остальные ушли в утиль.

Антон Железняк
Антон Железняк
Эксперт по техническим и инженерным вопросам

К слову, B-36, наверное, рекордсмен среди американских «стратегов» по доле разведывательных машин. Их число (как исходно построенных в этом качестве, так и конвертированных из бомбардировщиков) составляет около трети от общего выпуска в почти 400 самолетов.

В 1959 году последние «Миротворцы» были сняты с боевого дежурства — эпоха поршневых бомбардировщиков закончилась. На один самолет попытались поставить ядерную энергетическую установку с тем, чтобы проверить саму возможность подобной машины, однако и эта программа не получила развития.