itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Летающая хтонь

История бомбардировщика с десятью моторами

Чудных конструкций в истории мировой авиации было предостаточно, но основная масса наиболее явных чудовищ конструкторского разума так и не вышла за стадию чертежей, ну, самое большее — испытательных полигонов. Тем не менее, иногда особо выдающиеся творения инженерного подсознания попадали в серию. Сегодня мы вам об одном из них расскажем.

/
43K
30
11
193
Фото: Источник

Чудных конструкций в истории мировой авиации было предостаточно, но основная масса наиболее явных чудовищ конструкторского разума так и не вышла за стадию чертежей, ну, самое большее — испытательных полигонов. Тем не менее, иногда особо выдающиеся творения инженерного подсознания попадали в серию. Сегодня мы вам об одном из них расскажем.

Американский сверхтяжёлый стратегический бомбардировщик B-36 Peacemaker («Миротворец») компании Convair стал венцом авиационной инженерной мысли 1940-х годов. Мечту о «воздушном линкоре», способном поражать цели на другом континенте, вынашивали Германия, Япония и Великобритания, но лишь американцы смогли ее воплотить. Правда, только через год после окончания Второй мировой, для которой он создавался.

Антон Железняк
Антон Железняк
Эксперт по техническим и инженерным вопросам

Советский Союз включится в гонку машин межконтинентальной дальности уже после того, как B-36 начнёт испытания. Первым серийным советским самолётом, способным при взлёте со своей территории поразить цель на континентальной территории США и вернуться обратно, станет Ту-95. Созданные на его основе ракетоносцы Ту-95МС и дальние противолодочные самолеты Ту-142 до сих пор остаются в строю.

Опоздав на войну, B-36 стал одной из опор созданного в 1946 году стратегического авиационного командования, но прослужил в этом качестве всего десять лет — с 1949 по 1959 год. Его сменил более успешный реактивный B-52, который остается в строю и по сей день.

B-36 и B-52
B-36 и B-52

Странный, скажем мягко, внешний вид B-36 определён требованиями к этому самолёту. Основных требований было два — дальность, позволяющая поражать цели на другом континенте и возвращаться обратно, и максимально возможная на этой дальности грузоподъёмность.

Антон Железняк
Антон Железняк
Эксперт по техническим и инженерным вопросам

Нагрузка для бомбардировщика — вообще дело полезное (так и называется, полезная нагрузка), а когда стало ясно, что перспективному самолёту придётся таскать ядерный боеприпас, то эта характеристика стала еще более важной — ни легкостью ни компактностью «изделия» первого поколения похвастаться не могли.

Обе задачи были решены: самолёт мог доставить 4,5 тонны бомб на расстояние более 6400 километров — такой радиус обеспечивал достижение целей на советской территории с территории США и возвращение обратно. Полная дальность самолета «из конца в конец» с максимальным запасом топлива и минимальной нагрузкой составляла 16000 километров! Максимальный вес боеприпасов мог достигать 39 тонн, а нормальной считалась нагрузка около 33 тонн, но радиус в этих условиях конечно же, сокращался. Такая нагрузка позволяла, между прочим, таскать 20-тонную бомбу T-12 Cloudmaker.

Самолёт начали проектировать в 1941 году, и вскоре выяснилось, что отработанная к тому моменту классическая схема поставленную задачу не решает. Инженеры приложили максимум усилий для того, чтобы В-36 мог летать как можно дальше. Была выбрана необычная схема с шестью толкающими трехлопастными винтами, которые вращались медленнее, чем на других тяжёлых машинах — это резко ухудшило его взлётные характеристики, но помогало экономить топливо.

Pratt & Whitney R-4360 Wasp Major
Pratt & Whitney R-4360 Wasp Major (фото: Smithsonian National Air and Space Museum)

По этой же причине вместо турбовинтовых или реактивных были выбраны поршневые двигатели Pratt & Whitney R-4360 Wasp Major, мощностью 3800 лошадиных сил — шедевр поршневых авиамоторов, который точно так же «опоздал» на Вторую мировую. В то время для В-36 такие двигатели были более экономичными, чем турбовинтовые или реактивные.

У В-36 был максимально «зализанный» фюзеляж, везде, где можно, использовались инновационные материалы и технологии сборки…

В результате получился бомбардировщик умопомрачительных размеров. С размахом крыльев в 70 метров — это самый большой военный самолет в истории. Размах крыльев B-29, казавшегося действительно большим самолётом, был всего 43 метра, у знаменитой «Летающей крепости» B-17 — 30. Перевозивший на огромной высоте в 15 километров многотонные бомбы B-36 был настолько велик, что поначалу в бомбоотсек собирались поместить истребитель для защиты от перехватчиков. Правда, впоследствии от этого проекта отказались.

Однако чудес не бывает. За дальность пришлось платить низкой скоростью, очень плохими взлётными характеристиками, а высота полёта с появлением высотных перехватчиков перестала быть гарантией безопасности.

Летающая хтонь

В конце 1940-х реактивные истребители уступали этому гиганту в маневренности на высотах около 15 километров — на такой высоте радиус разворота истребителя составлял десятки километров. Чтобы зайти в хвост «Миротворцу» советскому Миг-15, например, потребовались бы десятки минут. При этом бомбардировщик с его огромными крыльями за это время мог быстро и легко сменить курс, заставив перехватчика опять терять время на манёвр.

Тем не менее, было ясно, что эта лафа ненадолго, а скорость, как и высотность истребителей, будет расти, да и возможности радаров тоже не отстанут. Шансы на выживание за счёт высоты стремительно сокращались. Все это заставило модернизировать B-36, подвесив под крылья, в дополнение к шести штатным поршневым двигателям, еще и четыре реактивных J47-19. Первым вариантом с такими двигателями стал B-36D, ранее выпущенные B-36B также были модернизированы, появилось и несколько новых версий машины, но проект в целом это уже спасти не могло — для уверенного противостояния новой ПВО нужны были новые машины.

Евгений Башин-Разумовский
Евгений Башин-Разумовский
Эксперт по историческим вопросам

Получив десять моторов, самолёт плотно вошёл в местный фольклор. Наиболее известная «дразнилка» звучит так: 'two turning / two burning / two joking, / two smoking, / and two not accounted for'. Очень грубо на русский она может быть переведена как «Два крутят — два горят — Два шутят — два дымят, на два остальных не глядят.»

В результате В-36 был отправлен на почётную пенсию — часть машин переделали в разведчики, остальные ушли в утиль.

Антон Железняк
Антон Железняк
Эксперт по техническим и инженерным вопросам

К слову, B-36, наверное, рекордсмен среди американских «стратегов» по доле разведывательных машин. Их число (как исходно построенных в этом качестве, так и конвертированных из бомбардировщиков) составляет около трети от общего выпуска в почти 400 самолетов.

В 1959 году последние «Миротворцы» были сняты с боевого дежурства — эпоха поршневых бомбардировщиков закончилась. На один самолет попытались поставить ядерную энергетическую установку с тем, чтобы проверить саму возможность подобной машины, однако и эта программа не получила развития.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

36K
32
6
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

61K
59
25
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

30K
32
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

37K
40
6
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

33K
20
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

17K
26
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

13K
11
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

13K
26
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

14K
14
0
0
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

375K
152
100
897
Правда ли? Эсэсовцы массово воевали во французском Иностранном легионе

Французский Иностранный легион имел германский акцент с первых дней: король Луи-Филипп создал его в 1831 году из наёмных немецких и швейцарских полков. Непростое, но массовое присутствие немцев в Легионе продлилось полтора века — его не прекратили ни мировые войны, ни взаимная ненависть французов и немцев.

276K
101
20
336
Зенитная самоходка «Деривация»: отличная новинка — или полный провал?

В последние годы российский ВПК показал большое количество новых образцов военной техники. Многие из них вызывают критику — и часто справедливую. Но порой ругают проекты, которые этого не заслуживают. Один из подобных примеров — новая ЗСУ «Деривация». Давайте разберёмся подробно.

202K
69
90
114
Азербайджанский эксперт — о войне и мире в Нагорном Карабахе

Сегодня президент Азербайджана Ильхам Алиев написал в Твиттере о взятии под контроль города Джебраил (Мехакаван) и нескольких сел, прилегающих к Нагорному Карабаху. Армянская сторона не подтверждает это заявление и сообщает о гибели мирных жителей под обстрелами в городах Шуша и Степанакерт.

133K
49
124
132
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

272K
73
12
274
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

170K
45
14
81
Чёрные и белые мифы о ленд-лизе: в трёх соснах

Вторая мировая война — и ленд-лиз. А можно ли было вообще без него? Здесь не будет срывания покровов и погружения в нюансы, но большинство спорщиков о ленд-лизе обычно блуждают именно в этих трёх соснах.

116K
146
445
884
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

170K
80
59
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

137K
105
27
869
WARBLOGS