Эрзац-оружие Второй мировой

Как подсказывают словари, слово «эрзац» означает «неполноценный заменитель чего-либо». А поскольку на большой войне оружия всегда не хватает, не удивительно, что в годы Второй мировой войны пытливые умы изобрели множество заменителей «нормального» оружия. Что интересно, некоторые из этих «фейков» продержались на службе дольше того, что должны были заменять.

Правь, Британия, эрзацем

Раньше других «заменителями» пришлось заняться англичанам. После разгрома весной 1940 года и эвакуации из Дюнкерка британская армия осталась фактически безоружной. И поскольку англичане со дня на день ждали появления на горизонте вражеского десанта, оружия им требовалось много и срочно — для вооружения не только армии, но и «домашней гвардии». Англичане дошли даже до того, что скупили в США весь конфискат полицейских участков. Но несколько тысяч разнокалиберных пистолетов и револьверов погоды не делали.

Британские солдаты с бомбардой Блейкера

Тогда, взамен брошенных на полях Франции или пляжах Дюнкерка противотанковых пушек, английская промышленность начала клепать уродцев типа «гранатомёта Нортовера» или «бомбарды Блейкера». Это были примитивные орудия, один из которых стрелял на несколько сот метров противотанковой или зажигательной гранатой, а второй — надкалиберной миной. В реальном бою эти мутанты мало на что годились, но испуг есть испуг — пока он не прошёл, британцы наклепали больше сорока тысяч бомбард и гранатомётов.

Британский бронеавтомобиль Standard Beaverette

Также задолго до ИГИЛ британцы осознали, что, если взять обычную легковушку и водрузить ей на крышу пулемёт, это будет выглядеть круто. А если ещё навесить на неё пару листов железа, то и водитель почувствует себя в безопасности. Многие из этих импровизированных броневиков и сейчас органично смотрелись бы в репортажах из Сирии. Наделали их немало — так, например, броневичков «Биверетт», представлявших собой бронекорпус на шасси легковушки, изготовили почти три тысячи. Причём этот эрзац считался относительно удачным и шёл не к «домашним гвардейцам», а в армию.

Антон Железняк
Антон Железняк
Эксперт по техническим и инженерным вопросам

Официально машина назыалась Standard Car или Car Armoured Light Standard. Неофициальная кличка — «Биверетт» (Beaverett), что обозначает подделку под бобра из кроличьего меха. Назван в честь Уильяма Эйткена, барона Бивербрука — министра авиапромышленности и большого сторонника выпуска боевой эрзац-техники.

Британские солдаты с пистолетом-пулеметом Sten

Самым же известным продуктом английской эрзац-гонки стал пистолет-пулемёт «Стэн». До этого британская армия закупала американские «Томпсоны». Они были, во-первых, дорогие, а во-вторых, быстро увеличить их выпуск никак не получалось. Не лучше был и «Ланчестер» — «нелицензионная» копия немецкого МП-28. Зато созданный конструкторами Тёрпином и Шепардом «кошмар пьяного водопроводчика» мог производиться практически где угодно и кем угодно. Станочной обработки требовали только ствол и затвор, а в остальном — нашлась бы труба подходящего размера. Поначалу солдаты были не в восторге от «стэнов», но в итоге они задержались в британской армии до 1960-х и широко разошлись по всему миру, от Израиля до Аргентины.

Британский корвет типа «Флауэр» HMS Bergamot

Ну и, конечно же, англичане не могли обойти вниманием флот. Ещё в начале войны, когда образовалась острая нехватка кораблей для эскорта конвоев, они, недолго думая, взяли проект китобоя «Саузерн Прайд», подправили и назвали получившийся кораблик корветом типа «Флауэр». Одновальная силовая установка с паровой машиной даже в самом раскочегаренном виде с трудом разгоняла «Флауэр» до 16 узлов. Но главным достоинством «цветочков» были дешевизна и скорость постройки — пока немцы делали одну подводную лодку «девятой» серии, англичане за те же деньги строили пять корветов — целую эскортную группу.

А как там у богатых?

Не брезговали эрзацами и американцы. Например, упоминавшийся выше «Томми-ган» даже им показался слишком сложным и дорогим и поэтому был заменен на куда более простой и дешёвый пистолет-пулемёт М3. С точки зрения заказчиков, у М3 было неоспоримое достоинство — благодаря широкому применению штамповки и точечной электросварки он стоил всего 20 долларов. У бойцов М3 получил прозвище «Гризган» за расположенную в рукояти маслёнку и характерную форму, схожую со шприцем для масла. Тем не менее «маслёнка» на фронте прижилась, прошла с американской армией Вторую мировую, Корею и Вьетнам и была снята с вооружения только в 1990-е. А на Филиппинах М3 до сих пор на вооружении и даже модернизирован для установки современных прицелов и глушителя.

Антон Железняк
Антон Железняк
Эксперт по техническим и инженерным вопросам

20 $ это цена в начале производства — к 1943 году её снизили до 15. $ Действительно недорого: самозарядная винтовка M1 Garand, еще один американский символ той войны, стоила в те же годы примерно 80 $-85. Надо понимать также масштаб инфляции доллара: сейчас пятнадцати-двадцатидолларовая «масленка» стоила бы где-то в пределах 220 $-300.

Солдат с пистолетом-пулеметом M3 «Grease gun»

Если М3 можно назвать примером удачного эрзаца, то пистолет «Освободитель» — хороший пример того, как довести до абсурда любую идею. Гладкоствольный однозарядный пистолет собирался из нескольких штампованных деталей. Наверное, это было единственное в истории оружие, которое изготавливалось быстрее, чем перезаряжалось. Его создатели предполагали буквально закидать миллионом «Освободителей» оккупированную Европу в надежде, что бойцы Сопротивления воспользуются им, чтобы завладеть «нормальным» оружием. Правда, никаких сведений о реальном применении этого чудо-пистолета не существует.

Практиш и деревяниш

Экономные немцы первоначально не собирались тратить деньги на плохое оружие. Но после победы над Францией у них образовалось довольно много трофейного железа, которое, с одной стороны, не отвечало германским стандартам, а с другой — не выбрасывать же! Да и шасси устаревших танков тоже еще на что-то годились. А тут как раз подоспели артиллеристы с рассказом, что плохо ездить всё равно лучше, чем хорошо ходить. В итоге немцы «наколхозили» целый зоопарк самоходных орудий, многие из которых больше напоминали сарай на гусеничном ходу, чем боевую технику.

Реактивный истребитель Heinkel He 162 Volksjager

А в конце войны, когда совсем прижало, эрзац-изделия уже пришлось клепать повсюду. В ход пошли и копии британского «стэна», и списанные из авиации пулемёты на кустарных станках, и множество разнообразных фольксштурмвинтовок. Венцом этого народного творчества сталь «фольксъягер» He-162 — реактивный «народный истребитель» с крыльями из фанеры. В отличие от многих других проектов, эту машину начали производить серийно. Более того, летавшие на «фольксъягере» немецкие лётчики даже претендуют на несколько воздушных побед над самолётами союзников.

Ибо проще уже куда же

В СССР, как ни странно, особого увлечения эрзацами не наблюдалось. Возможно, потому, что выпускаемая техника и так проектировалась как можно более простой и технологичной. Дальнейшее упрощение привело бы к такому падению характеристик, что выпуск «эрзаца» не оправдывал затрат. Хотя проектов и даже серийных образцов тоже хватало. Например, на консервных заводах развернули массовый выпуск гранат РГ-42, прозванных за характерный вид «банкой сгущёнки». А при обороне Одессы вполне успешно применили против румын обшитые бронёй трактора, прозванные «НИ-1» — «На Испуг».

Антон Железняк
Антон Железняк
Эксперт по техническим и инженерным вопросам

Поспорю с коллегой. Все у СССР в этой части было как у всех. Помимо одесских «НИ» грех не помянуть вполе себе промышленной выработки бронетрактор ХТЗ-16, запущенный в серию в Харькове и построенный в количестве свыше 140 единиц, легендарные «бутылки» с зажигательной смесью, ну и конечно, более сложные вещи типа легких танков на автомобильных агрегатах — Т-60, Т-70 и построенной на шасси последнего САУ СУ-76. А граната РГ-42, даром что обзывалась «консервой», была полноценным оружием с отличной убойностью. На складах и по сию пору есть.

Танк НИ-1 «На Испуг»

В конечном счёте без эрзацев не обошлось. Например, получив задание разработать дешёвый в производстве военно-транспортный самолет, конструктор Щербаков постарался максимально использовать как уже имеющиеся в производстве агрегаты и узлы, так и опробованные технические решения. Про получившийся самолёт советские пилоты шутили: «Нос Ли-2, хвост Пе-2, моторы У-2, летит едва…»

Военно-транспортный самолет Ще-2

А самый знаменитый советский эрзац хоть и не имеет прямого отношения к оружию, но его вклад в Победу тоже достаточно велик. Речь о кирзе — дешёвом заменителе натуральной кожи, благодаря которому появилась возможность развернуть широкое производство армейских сапог. Именно в кирзовых сапогах бойцы Красной Армии от Москвы и Сталинграда прошли до Берлина и Праги. А некоторые потом еще и в Жёлтом море их помыли.

Не нравиться мне слово "проще". Скорее оптимальнее.

27 ноября, 10:560

"Проще" важное слово на войне)

28 ноября, 10:030

По-моему, самый известный советский "эрзац" - оглобля - типа, "пулемёт", присобаченный сзади кабины одноместного ещё Ил-2!

28 ноября, 03:010

ЗиС-5в, газогенераторные машины, оксиликвитные и азотнокисло-эфирные бомбы под Москвой, сфагнум вместо ваты, ампуломет, 12,7-мм ПТР... Много в Союзе было эрзацев.

7 декабря, 14:510
Похожие статьи