itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

«Сверхкрепость»: самолёт, спаливший Японию

Как начинался боевой путь B-29, первого носителя ядерной бомбы

Американский бомбардировщик Boeing B-29 Superfortress представлял собой большой и тяжелый самолёт. Для взлёта с бомбовой загрузкой ему требовался длительный разбег — более полутора километров. Но мало кто знает, что старт карьеры «Сверхкрепости» был не менее длинным и тяжёлым — причем с изрядным риском гробануться в процессе взлёта.

/
21K
30
15
151

Американский бомбардировщик Boeing B-29 Superfortress представлял собой большой и тяжелый самолёт. Для взлёта с бомбовой загрузкой ему требовался длительный разбег — более полутора километров. Но мало кто знает, что старт карьеры «Сверхкрепости» был не менее длинным и тяжёлым — причем с изрядным риском гробануться в процессе взлёта.

Уже в 1920-е годы американские ВВС, ещё даже не став отдельным видом вооруженных сил, начали задираться с американским же флотом. До лозунга «Советы — наш противник. Наш враг — это флот» оставалось ещё несколько десятилетий. Но первые залпы, а точнее, взрывы бомб, прозвучали уже тогда.

Евгений Башин-Разумовский
Евгений Башин-Разумовский
Эксперт по историческим вопросам

Фраза The Soviets are our adversary. Our enemy is the Navy — приписывается генералу ВВС США Кёртису ЛеМею. Произнесена в 1950-е годы, когда ВВС и флот схватились в битве за бюджет: решался вопрос, кому достанется больше средств — ВВС на наращивание парка реактивных бомбардировщиков и ракет наземного базирования или флоту на атомные подлодки с баллистическими ракетами на борту и суперавианосцы.

North American B-25 Mitchell
North American B-25 Mitchell

Бывший командующий американской авиацией в Европе бригадный генерал Уильям Митчелл принялся яростно доказывать, что с появлением авиации надводный флот вообще устарел. Для проверки его утверждений была проведена серия опытов, в ходе которых ударами с воздуха утопили несколько старых броненосцев, трофейный немецкий дредноут и некоторое количество более мелких кораблей, а также потренировались на корпусе недостроенного линкора. Авиаторы радовались и говорили, что теперь-то всё с этими флотскими ясно. Моряки в ответ ехидно замечали, что в результате опытов получены шокирующие сведения: если корабль стоит на одном месте, не отстреливается и даже не ведёт борьбу за живучесть, а его при этом закидывают тоннами взрывчатки, то он непременно утонет.

В итоге утопленной оказалась карьера самого Билли Митчелла — но не его идеи. Именно Митчелл впервые заявил, что для войны с Японией нужны бомбардировщики, способные достать островную империю с американских баз на острове Мидуэй и Аляске. Уже вскоре последовал и заказ на разработку такого самолёта. Правда, время на дворе было суровое, разгар Великой депрессии, поэтому денег нашлось только на один самолёт. Вдобавок подкачали разработчики двигателей, предоставив мотор всего лишь на восемь с половиной сотен лошадиных сил вместо обещанной тысячи.

Антон Железняк
Антон Железняк
Эксперт по техническим и инженерным вопросам

Как и ко многим другим провидцам, слава к Митчеллу пришла после его смерти. Одним из ключевых самолётов американской армейской авиации в годы войны, поставлявшимся также в СССР и другим союзникам США, был двухмоторный дальний бомбардировщик B-25 Mitchell фирмы North American. Он участвовал во многих известных сражениях и, в частности, стал первым американским самолётом, бомбившим Японию.

Boeing XB-15
Boeing XB-15

К сожалению, в демократических США объявить конструкторов за такую подставу врагами всего американского народа было сложно, так что пришлось выкатывать самолёт «как получилось». Получилось так себе — даже без груза экспериментальный XB-15 с трудом разогнался до 317 километров (197 миль) в час. Военные хотели вроде бы немногим больше — в техническом задании говорилось про 200 миль (около 322 километров) в час, но! — с бомбами на борту. В утешение «Боингу» сообщили, что сама идея ничё так.

Антон Железняк
Антон Железняк
Эксперт по техническим и инженерным вопросам

По большому счёту, к моменту первого полета XB-15 было уже ясно, что он морально устарел, — исследования в области аэродинамики, материалов, а также перспективные моторы позволяли достичь куда больших скоростей. В общем, о закрытии программы не слишком жалели ни военные, ни авиастроители.

Параллельно шла разработка и испытания менее крупных и куда более шустрых B-17, но авиационным генералам всё же хотелось ещё чего-то более дальнего и мощного. Вскоре после начала Второй мировой, в декабре 1939 года, командование ВВС выдало запрос на бомбардировщик с дальностью 2667 мили (4292 км). Ускорению работ поспособствовали успехи вермахта — если для работы по Европе с британского «непотопляемого авианосца» хватало и B-17, то в случае захвата Англии лететь бы пришлось через Атлантику. Двигателисты, получив аванс и волшебный пинок, подогнали новые движки, сказав, что в этот раз всё будет ну просто зашибись!

В общем, примерно так и получилось. В конце декабря 1942 г. при попытке подняться на высоту в 25000 футов у второго построенного самолета YB-29 отказали сразу два мотора. Кое-как испытатель «Боинга» Эдмунд Аллен дотянул самолёт до аэродрома, где сломавшиеся моторы заменили новыми, — но через неделю последовал новый отказ. «Сырые» двигатели преподносили сюрприз за сюрпризом, регулярно загораясь в воздухе. 18 февраля 1943 года очередной отказ привел к трагедии — горящий самолёт упал, Эдмунд Аллен и 10 членов экипажа погибли. Судя по всему, японская разведка про это не узнала, иначе разработчиков двигателей Wright R-3350 Duplex Cyclone непременно наградили бы по этому поводу какими-нибудь медалями Восходящего солнца. Впрочем, легче японцам от этого всё равно не стало.

Двигатель Wright R-3350 Duplex Cyclone
Двигатель Wright R-3350 Duplex Cyclone
Антон Железняк
Антон Железняк
Эксперт по техническим и инженерным вопросам

Тот случай, когда советские двигатели оказались надёжнее американских. На советских послевоенных бомбардировщиках Ту-4, скопированных с B-29, стояли двухрядные радиальные двигатели воздушного охлаждения АШ-73ТК: так же, как и «Двойной циклон», — потомки двигателя Wright R-1820 Cyclone, лицензионная версия которого, М-25, выпускалась в СССР с 1934 года. На основе М-25 шла разработка движков М-70 и М-71, а из них уже вырос АШ-73ТК (названный так по инициалам конструктора Аркадия Швецова). В отличие от R-3350, которые капризничали всю карьеру, советский «двоюродный брат» оказался рабочим, неприхотливым и вполне надёжным при практически аналогичных характеристиках. Турбокомпрессоры (отсюда «ТК» в индексе) иногда преподносили сюрпризы, но не чрезмерные.

Первым этапом боевой карьеры B-29 должны были стать вылеты из Китая. Добираться туда новейшим бомберам пришлось кружным путём — через Атлантику, с промежуточными посадками в Северной Африке, на Ближнем востоке, в Пакистане и Индии. Аэродромы в Китае постарались выбрать подальше от японцев, хотя китайцы и порывались предложить янки в качестве ЧОПа 50 дивизий. Но американцы решили сэкономить и наняли китайцев только для строительства ВПП — как было сказано в начале, Б-29 для разбега требовалось полтора километра.

Весной 1944 года небольшие стайки «сверхкрепостей» потянулись в сторону Китая. Надёжностью самолёт по-прежнему не баловал — в апреле — начале июня 1944 г. на пространстве от Марокко до Бирмы в авариях были потеряны 8 бомбардировщиков из числа перегонявшихся в Китай, часть из них — из-за отказов двигателей и топливной системы. Неизвестно, стучал ли по этому поводу командующий армейской авиацией США (ВВС как отдельный вид вооружённых сил ещё не были созданы) Генри «Хэп» Арнольд по столу Рузвельта с воплем: «Вы заставляете нас летать на гробах», — но инженеры с машин, поставленных на театр военных действий, не слезали.

Сверхкрепость: самолёт, спаливший Японию

Наконец B-29 оказались в Китае. Глядя на процесс перелёта к месту базирования, летать сразу на Японию командование слегка застремалось, решив для начала потренироваться на тайских кошках — в смысле, на Бангкоке. Первый боевой вылет состоялся 5 июня 1944 года. Из 98 взлетевших самолётов 14 вернулись из-за проблем с двигателями. В районе цели была облачность, поэтому вместо намеченных целей под раздачу попали трамвайные пути, госпиталь и штаб японской тайной полиции. На обратном пути еще 42 самолёта сели на запасные площадки из-за нехватки топлива, а пять машин разбились при посадке.

Сложно сказать, счёл ли хоть кто-то этот налёт успешным. Но за вбуханные в китайское базирование и собственно в B-29 средства надо было как-то отчитываться. Уже 15 июня, когда с запасных площадок подтянулись «недолёты», «сверхкрепости» вновь отправились в рейд — в этот раз уже на Японию. Поскольку в небе над Страной восходящего солнца ожидался жаркий приём, действовать решили, как в советском анекдоте: «Партия всё учла — полетите ночью!».

Всего на задание вылетели 68 «сверхкрепостей». Две машины разбились на взлете из-за отказа двигателей, одна врезалась в гору. Над целью — металлургическим заводом в городе Явато — 65 бомбардировщиков появились после полуночи. 15 экипажей заявили, что видели цель и наводились визуально, ещё 32 экипажа честно признались, что бомбили по радару. Впрочем, особой разницы в результатах не проявилось. На фотоснимках цели после налёта сумели различить попадание одной-единственной бомбы. Да и та попала в здание заводоуправления в километре от ближайшей коксовой печи. Один бомбардировщик был сбит над целью, и наконец еще одна машина столкнулась с горой уже при возвращении на базу.

Сверхкрепость: самолёт, спаливший Японию

Общие потери американцев составили пять B-29, еще шесть самолетов были повреждены. Напомним, что истребители ПВО сбили только один самолет — собственные движки для «сверхкрепости» оказались врагом пострашнее. Многие самолёты на обратном пути опять сели на промежуточных аэродромах из-за перерасхода топлива, и, чтобы вернуть их, пришлось «позаимствовать» 15 тысяч галлонов бензина у истребителей. На некоторое время летать бомбить Японию американцам резко расхотелось. Положение изменилось лишь во второй половине 1944 г., когда использованием B-29 занялся уже упомянутый нами генерал Кёртис ЛеМей — человек, который сжёг Японию.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Hoвости СМИ2
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

27K
31
8
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

56K
55
23
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

29K
32
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

36K
38
6
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

33K
19
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

15K
25
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

13K
11
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

13K
27
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

12K
14
0
0
«Грейхаунд» Тома Хэнкса: развесистая клюква или новый киношедевр?

Свершилось! Нашумевшая военная драма о подводной войне — «Грейхаунд» — вышла на экраны. О том, что же приготовил зрителю новый блокбастер и оправдал ли он ожидания, — в нашем материале.

37K
90
118
1.5K
Невозможная эвакуация Ханко: как пулемёты-призраки прикрывали отход советского гарнизона

У советских войск, оборонявшихся на полуострове Ханко, не было сложной электроники. Однако они сумели превратить пулемёты в дотах и дзотах в автоматические, чтобы обмануть финнов и получить шанс на эвакуацию. Она была почти невозможной, но стала первым успехом советского флота в годы войны.

34K
132
41
1.2K
Госсекретарь США Помпео дал старт новой холодной войне

Мы долго думали, как лучше отреагировать на сенсационную речь Майка Помпео, но в итоге решили, что любые аналитики и эксперты тут бессильны — этот текст прекрасен сам по себе. WARHEAD.SU предлагает вам полный перевод речи госсекретаря Майка Помпео, в которой он объявил Китайскую Народную Республику прямым и явным врагом США и всего «свободного мира».

31K
50
312
6.1K
Пистолет-пулемёт Калашникова снова встанет в строй. Возвращение к корням?

22 июля 2020 года концерн «Калашников» объявил о появлении на свет нового образца — ППК-20, пистолета-пулемёта Калашникова образца 2020. Что это значит, и кому может пригодиться новое оружие? Мы разобрались.

28K
60
18
822
Почему арбалеты проиграли раннему огнестрелу?

Хороший мощный арбалет — дальнобойное точное оружие. Почему и как оно сдало позиции огнестрелу?

24K
76
131
1.5K
«Глубокая тактика»: что делать, если завтра война

Что делать, если на дворе 30-е годы, вот-вот грянет война и надо, чтобы победила мировая революция? Воспользоваться брошюрой советского военачальника и теоретика Владимира Триандафиллова «Глубокая тактика»! Но всё ли, описанное в ней, оказалось верным? Мы разобрались.

23K
61
71
217
Не стрелявшие в спины: подвиг заградотрядов 16-й армии

Заградительные отряды — не расстрельные команды. И бойцы таких подразделений совершали настоящие подвиги. Как заградотрядовцы 16-й армии стали последним рубежом советской обороны на реке Жиздра в августе 1942-го — в нашем материале.

23K
113
241
1.9K
Империя, которой никогда не было: 10 фактов о Византии

История этой державы давно превратилась в легенду. Утрачены даже её имя, настоящее название столицы и герб. В нашей подборке — факты о Византии, одном из самых великих, но незаслуженно забытых государств в европейской истории.

21K
81
53
707
Швейцарский армейский — морская свинка в мире ножей

Помните анекдот про морскую свинку? О том, что она к морю имеет примерно столько же отношения, сколько и к свиньям. Вот примерно те же чувства вызывает швейцарский армейский нож, когда первый раз держишь его в руках. А это точно нож? И почему он такой маленький? Как с ним швейцарские военные обращаются и откуда он вообще взялся?

21K
76
73
508
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

83K
128
64
979
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», — гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

65K
79
77
862
Если бы Союз проиграл: 5 альтернативно-исторических мифов о будущем Третьего рейха

Что было бы, если бы СССР проиграл Великую Отечественную? Как заявляют фанатичные любители немецкого орднунга, в этом случае Германия стала бы непобедима, завоевала бы весь мир, вышла бы первой в космос… Вот только такая оценка не выдерживает критики. WARHEAD.SU подробно разобрал пять излюбленных тезисов рейхофилов.

57K
79
410
703
10 «школьных» заблуждений о предвоенных репрессиях в Красной армии

Красную армию обезглавили перед войной. 1941 года не было бы, если бы не 1937-й. А может быть, наоборот, репрессии — это очищение? Так как же всё было на самом деле?

53K
110
378
786
«Месть за муки»: как сражались освобождённые из плена красноармейцы

Те, кто прошёл ужасы немецкого плена, рвались в бой, едва лишь выйдя на свободу. Ими двигала жажда мести, желание расплатиться с мучителями. Вновь оказавшись в строю, они показывали себя отличными, дисциплинированными солдатами. Пример тому — участие бывших пленных в форсировании Одера в составе 47-й гвардейской танковой бригады.

48K
71
88
1.7K
В лучах чужой славы: липовые ветераны

Эти люди появляются практически на каждом крупном мероприятии, посвящённом Великой Отечественной войне. Они получают свою толику славы, почёта и уважения, зачастую проникая туда, куда «простым смертным» путь оказывается заказан. Они попадают на страницы печатных изданий, в статьи, телепередачи, открытки, картины. Это — липовые ветераны.

45K
128
134
6.1K
Маниакальный ужас: топ-7 серийных убийц древности и Средневековья

Жиль де Ре, граф Дракула, кровавая графиня Батори — их вы и так прекрасно знаете. Но были и другие — те, кому не довелось попасть в учебники, хотя деяния их были едва ли не более омерзительными. Семёрка забытых убийц далёкого прошлого — в нашем сегодняшнем материале.

41K
45
14
238
Пожалуй, худшее историческое кино: сериал «Екатерина. Самозванцы»

Если вы хотите в подробностях узнать, как не надо снимать исторические сериалы, то сейчас для этого есть все шансы — на экраны страны вышел сериал «Екатерина. Самозванцы». В нём плохо абсолютно всё — от сценария до игры актёров. WARHEAD с огромным усилием начал знакомиться с новым масштабным телепроектом.

41K
50
60
844
Самый тёмный час: штурм Грозного

Штурм Грозного зимой 1994-95 годов стал крупнейшей катастрофой современной российской армии. Операция, которую планировали провести быстро и красиво, обернулась оглушительной трагедией. Как же так вышло?

40K
134
107
1.4K
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

284K
128
95
897
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

153K
41
13
81
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

139K
76
55
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

134K
101
25
869
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

107K
50
10
274
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

105K
58
34
457
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

103K
104
29
742
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

100K
11
4
276
Кто такие гренадеры: могучие великаны военной истории

Многие почему-то зовут их гренадёрами. Это ошибка, но возможно, в таком наименовании подсознательно отразилась сама суть этого рода войск. Ведь гренадеры всегда были не прочь надрать пятую точку любому противнику.

84K
47
8
358