«Сверхкрепость»: самолёт, спаливший Японию

Как начинался боевой путь B-29, первого носителя ядерной бомбы

Американский бомбардировщик Boeing B-29 Superfortress представлял собой большой и тяжелый самолёт. Для взлёта с бомбовой загрузкой ему требовался длительный разбег — более полутора километров. Но мало кто знает, что старт карьеры «Сверхкрепости» был не менее длинным и тяжёлым — причем с изрядным риском гробануться в процессе взлёта.

/
18K
13
12
151

Американский бомбардировщик Boeing B-29 Superfortress представлял собой большой и тяжелый самолёт. Для взлёта с бомбовой загрузкой ему требовался длительный разбег — более полутора километров. Но мало кто знает, что старт карьеры «Сверхкрепости» был не менее длинным и тяжёлым — причем с изрядным риском гробануться в процессе взлёта.

Уже в 1920-е годы американские ВВС, ещё даже не став отдельным видом вооруженных сил, начали задираться с американским же флотом. До лозунга «Советы — наш противник. Наш враг — это флот» оставалось ещё несколько десятилетий. Но первые залпы, а точнее, взрывы бомб, прозвучали уже тогда.

Евгений Башин-Разумовский
Евгений Башин-Разумовский
Эксперт по историческим вопросам

Фраза The Soviets are our adversary. Our enemy is the Navy — приписывается генералу ВВС США Кёртису ЛеМею. Произнесена в 1950-е годы, когда ВВС и флот схватились в битве за бюджет: решался вопрос, кому достанется больше средств — ВВС на наращивание парка реактивных бомбардировщиков и ракет наземного базирования или флоту на атомные подлодки с баллистическими ракетами на борту и суперавианосцы.

North American B-25 Mitchell

Бывший командующий американской авиацией в Европе бригадный генерал Уильям Митчелл принялся яростно доказывать, что с появлением авиации надводный флот вообще устарел. Для проверки его утверждений была проведена серия опытов, в ходе которых ударами с воздуха утопили несколько старых броненосцев, трофейный немецкий дредноут и некоторое количество более мелких кораблей, а также потренировались на корпусе недостроенного линкора. Авиаторы радовались и говорили, что теперь-то всё с этими флотскими ясно. Моряки в ответ ехидно замечали, что в результате опытов получены шокирующие сведения: если корабль стоит на одном месте, не отстреливается и даже не ведёт борьбу за живучесть, а его при этом закидывают тоннами взрывчатки, то он непременно утонет.

В итоге утопленной оказалась карьера самого Билли Митчелла — но не его идеи. Именно Митчелл впервые заявил, что для войны с Японией нужны бомбардировщики, способные достать островную империю с американских баз на острове Мидуэй и Аляске. Уже вскоре последовал и заказ на разработку такого самолёта. Правда, время на дворе было суровое, разгар Великой депрессии, поэтому денег нашлось только на один самолёт. Вдобавок подкачали разработчики двигателей, предоставив мотор всего лишь на восемь с половиной сотен лошадиных сил вместо обещанной тысячи.

Антон Железняк
Антон Железняк
Эксперт по техническим и инженерным вопросам

Как и ко многим другим провидцам, слава к Митчеллу пришла после его смерти. Одним из ключевых самолётов американской армейской авиации в годы войны, поставлявшимся также в СССР и другим союзникам США, был двухмоторный дальний бомбардировщик B-25 Mitchell фирмы North American. Он участвовал во многих известных сражениях и, в частности, стал первым американским самолётом, бомбившим Японию.

Boeing XB-15

К сожалению, в демократических США объявить конструкторов за такую подставу врагами всего американского народа было сложно, так что пришлось выкатывать самолёт «как получилось». Получилось так себе — даже без груза экспериментальный XB-15 с трудом разогнался до 317 километров (197 миль) в час. Военные хотели вроде бы немногим больше — в техническом задании говорилось про 200 миль (около 322 километров) в час, но! — с бомбами на борту. В утешение «Боингу» сообщили, что сама идея ничё так.

Антон Железняк
Антон Железняк
Эксперт по техническим и инженерным вопросам

По большому счёту, к моменту первого полета XB-15 было уже ясно, что он морально устарел, — исследования в области аэродинамики, материалов, а также перспективные моторы позволяли достичь куда больших скоростей. В общем, о закрытии программы не слишком жалели ни военные, ни авиастроители.

Параллельно шла разработка и испытания менее крупных и куда более шустрых B-17, но авиационным генералам всё же хотелось ещё чего-то более дальнего и мощного. Вскоре после начала Второй мировой, в декабре 1939 года, командование ВВС выдало запрос на бомбардировщик с дальностью 2667 мили (4292 км). Ускорению работ поспособствовали успехи вермахта — если для работы по Европе с британского «непотопляемого авианосца» хватало и B-17, то в случае захвата Англии лететь бы пришлось через Атлантику. Двигателисты, получив аванс и волшебный пинок, подогнали новые движки, сказав, что в этот раз всё будет ну просто зашибись!

В общем, примерно так и получилось. В конце декабря 1942 г. при попытке подняться на высоту в 25000 футов у второго построенного самолета YB-29 отказали сразу два мотора. Кое-как испытатель «Боинга» Эдмунд Аллен дотянул самолёт до аэродрома, где сломавшиеся моторы заменили новыми, — но через неделю последовал новый отказ. «Сырые» двигатели преподносили сюрприз за сюрпризом, регулярно загораясь в воздухе. 18 февраля 1943 года очередной отказ привел к трагедии — горящий самолёт упал, Эдмунд Аллен и 10 членов экипажа погибли. Судя по всему, японская разведка про это не узнала, иначе разработчиков двигателей Wright R-3350 Duplex Cyclone непременно наградили бы по этому поводу какими-нибудь медалями Восходящего солнца. Впрочем, легче японцам от этого всё равно не стало.

Двигатель Wright R-3350 Duplex Cyclone
Антон Железняк
Антон Железняк
Эксперт по техническим и инженерным вопросам

Тот случай, когда советские двигатели оказались надёжнее американских. На советских послевоенных бомбардировщиках Ту-4, скопированных с B-29, стояли двухрядные радиальные двигатели воздушного охлаждения АШ-73ТК: так же, как и «Двойной циклон», — потомки двигателя Wright R-1820 Cyclone, лицензионная версия которого, М-25, выпускалась в СССР с 1934 года. На основе М-25 шла разработка движков М-70 и М-71, а из них уже вырос АШ-73ТК (названный так по инициалам конструктора Аркадия Швецова). В отличие от R-3350, которые капризничали всю карьеру, советский «двоюродный брат» оказался рабочим, неприхотливым и вполне надёжным при практически аналогичных характеристиках. Турбокомпрессоры (отсюда «ТК» в индексе) иногда преподносили сюрпризы, но не чрезмерные.

Первым этапом боевой карьеры B-29 должны были стать вылеты из Китая. Добираться туда новейшим бомберам пришлось кружным путём — через Атлантику, с промежуточными посадками в Северной Африке, на Ближнем востоке, в Пакистане и Индии. Аэродромы в Китае постарались выбрать подальше от японцев, хотя китайцы и порывались предложить янки в качестве ЧОПа 50 дивизий. Но американцы решили сэкономить и наняли китайцев только для строительства ВПП — как было сказано в начале, Б-29 для разбега требовалось полтора километра.

Весной 1944 года небольшие стайки «сверхкрепостей» потянулись в сторону Китая. Надёжностью самолёт по-прежнему не баловал — в апреле — начале июня 1944 г. на пространстве от Марокко до Бирмы в авариях были потеряны 8 бомбардировщиков из числа перегонявшихся в Китай, часть из них — из-за отказов двигателей и топливной системы. Неизвестно, стучал ли по этому поводу командующий армейской авиацией США (ВВС как отдельный вид вооружённых сил ещё не были созданы) Генри «Хэп» Арнольд по столу Рузвельта с воплем: «Вы заставляете нас летать на гробах», — но инженеры с машин, поставленных на театр военных действий, не слезали.

Наконец B-29 оказались в Китае. Глядя на процесс перелёта к месту базирования, летать сразу на Японию командование слегка застремалось, решив для начала потренироваться на тайских кошках — в смысле, на Бангкоке. Первый боевой вылет состоялся 5 июня 1944 года. Из 98 взлетевших самолётов 14 вернулись из-за проблем с двигателями. В районе цели была облачность, поэтому вместо намеченных целей под раздачу попали трамвайные пути, госпиталь и штаб японской тайной полиции. На обратном пути еще 42 самолёта сели на запасные площадки из-за нехватки топлива, а пять машин разбились при посадке.

Сложно сказать, счёл ли хоть кто-то этот налёт успешным. Но за вбуханные в китайское базирование и собственно в B-29 средства надо было как-то отчитываться. Уже 15 июня, когда с запасных площадок подтянулись «недолёты», «сверхкрепости» вновь отправились в рейд — в этот раз уже на Японию. Поскольку в небе над Страной восходящего солнца ожидался жаркий приём, действовать решили, как в советском анекдоте: «Партия всё учла — полетите ночью!».

Всего на задание вылетели 68 «сверхкрепостей». Две машины разбились на взлете из-за отказа двигателей, одна врезалась в гору. Над целью — металлургическим заводом в городе Явато — 65 бомбардировщиков появились после полуночи. 15 экипажей заявили, что видели цель и наводились визуально, ещё 32 экипажа честно признались, что бомбили по радару. Впрочем, особой разницы в результатах не проявилось. На фотоснимках цели после налёта сумели различить попадание одной-единственной бомбы. Да и та попала в здание заводоуправления в километре от ближайшей коксовой печи. Один бомбардировщик был сбит над целью, и наконец еще одна машина столкнулась с горой уже при возвращении на базу.

Общие потери американцев составили пять B-29, еще шесть самолетов были повреждены. Напомним, что истребители ПВО сбили только один самолет — собственные движки для «сверхкрепости» оказались врагом пострашнее. Многие самолёты на обратном пути опять сели на промежуточных аэродромах из-за перерасхода топлива, и, чтобы вернуть их, пришлось «позаимствовать» 15 тысяч галлонов бензина у истребителей. На некоторое время летать бомбить Японию американцам резко расхотелось. Положение изменилось лишь во второй половине 1944 г., когда использованием B-29 занялся уже упомянутый нами генерал Кёртис ЛеМей — человек, который сжёг Японию.

Hoвости СМИ2
«‡„ÛÁ͇...
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

17K
21
3
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

44K
38
19
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

21K
24
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

32K
34
5
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

30K
19
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

12K
20
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

11K
9
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

11K
23
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

10K
13
0
0
«Месть за муки»: как сражались освобождённые из плена красноармейцы

Те, кто прошёл ужасы немецкого плена, рвались в бой, едва лишь выйдя на свободу. Ими двигала жажда мести, желание расплатиться с мучителями. Вновь оказавшись в строю, они показывали себя отличными, дисциплинированными солдатами. Пример тому — участие бывших пленных в форсировании Одера в составе 47-й гвардейской танковой бригады.

37K
53
75
1.7K
Невозможное: как немецкая подлодка прорвалась в Скапа-Флоу

Восемьдесят лет назад осуществился самый страшный кошмар британского флота. Подлодка кригсмарине всё-таки проникла в святая святых — базу Скапа-Флоу — и нанесла удар. О безбашенной операции, которую даже Черчилль признал подвигом, — в материале WARHEAD.SU.

19K
38
28
277
Рак против ботов: берлинский нагиб

Иногда военная история преподносит сюрпризы, которые кажутся сюрреалистическим анекдотом. Бой СУ-76 лейтенанта Рака против сухопутных торпед в Берлине весной 1945-го — как раз из таких.

19K
80
22
502
Скьявона и скьявонеска: славянские клинки на венецианской службе

Небольшая Венецианская республика постоянно воевала с могучими османами, германскими императорами и множеством других врагов. Её боевым козырем были славянские наёмники и их мечи, со временем ставшие «фирменным» венецианским оружием. Как «противотурецкий» меч сербских рыцарей превратился в «вампирский» палаш венецианской гвардии — и причём тут ультрамарины и котики?

18K
52
41
678
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

17K
51
56
638
Попытка линкора «Шарнхорст»: последний шанс больших кораблей Третьего рейха

«Шарнхорст» не был самой мощной боевой единицей кригсмарине. Но именно ему предстояло стать последним крупным кораблём Германии, погибшим в бою с себе подобными, — другие стали жертвами бомбардировок, газовых резаков и даже ядерных испытаний. Как же выглядело это последнее сражение?

17K
42
11
247
Тамбовское восстание: как крестьяне с большевиками воевали

В августе 1920 года на борьбу за хлеб поднялось практически всё крестьянство губернии. Тамбовские партизаны не были порождением «старого мира»: они исповедовали формулу «советы без большевиков», не жаловали офицеров и даже имели своих комиссаров. И, хоть они и проиграли восстание, — в итоге, пусть и временно, добились своего.

17K
47
52
1.5K
Мортен-1944: как провалилось решающее наступление Хауссера и Клюге

Августовской ночью 1944 года эсэсовские танки выкатывались из тумана на позиции американцев. У неопытной 30-й пд, казалось, не было никаких шансов. Здесь, у маленького французского городка Мортен, решалось, кто попадёт в «котёл»: армия Паттона или армия Хауссера.

17K
56
25
543
Тест: кто вы в Тридцатилетней войне?

Эта война сотрясала Европу с 1618-го до 1648 года, унесла миллионы жизней, перепахала весь Старый Свет и превратила целые страны в разорённые пустоши. На её полях сражались армии всей Европы и даже литературные персонажи — от трёх мушкетёров и шевалье д’Артаньяна до капитана Диего Алатристе. Пройдите наш тест и узнайте, в какой армии вы могли воевать.

16K
11
25
375
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

77K
66
19
742
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

76K
42
31
467
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

63K
21
11
81
Я только спросить: 10 наивных вопросов о ваффен СС

В ваффен СС брали настоящих арийцев с безупречной родословной? Эсэсовцы были помешаны на оккультизме? Вермахт и СС конкурировали? WARHEAD.SU собрал самые простые и одновременно сложные вопросы об организации войск СС.

56K
40
77
361
Стройка века по-немецки: Атлантический вал

«Мы построим свою линию укреплений, с пушками и адским пламенем!» — решили немцы в 30-е годы, обиженно наблюдая, как тем же самым вовсю уже занимается весь остальной мир. Немецкая пропаганда утверждала, что Атлантический вал неприступен и любая попытка высадки обречена. Но союзники решили, что этот вал не так страшен, как его малевал доктор Геббельс.

50K
42
10
432
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

50K
40
54
591
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

50K
64
34
719
Монгольские нукеры против рыцарей: битва при Легнице

Сравнивать крестоносцев и монголов, казалось бы, заведомо бесполезное занятие. Ведь где рыцарство, а где хитрые азиаты? Однако 9 апреля 1241 года под Легницей, что в Силезии, произошла великая битва, которая поможет ответить на вопрос: какая же военная культура прошлого превосходит остальные?

47K
43
33
1.1K
Бомбардировщик «Сотка»: бесполезный шедевр

Великий самолёт, превосходящий все аналоги, но погубленный интригами похлеще, чем в «Игре престолов». Речь идёт, разумеется, о бомбардировщике Сухого Т-4 «Сотка». Многие считают провал этой программы чуть ли не трагедией государственного масштаба. Так ли это и кого можно обвинить? Мы разобрались.

47K
35
9
466
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

190K
85
54
897
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

102K
57
15
869
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

83K
39
29
457
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

81K
7
3
276
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

77K
66
19
742
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

76K
42
31
467
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе

Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.

74K
32
14
172
Рожок, бубен и мясорубка: что поможет перезарядить быстрее?

Запас патронов бывает двух видов: «мало» и «всё равно мало». Однако просто забить рюкзак патронами — тоже не выход. Процесс перезарядки для противника вовсе не повод по-джентльменски прекратить стрельбу. Перезаряжаться желательно как можно быстрее и реже, а патроны таскать уже «готовыми к употреблению». Что же для этого придумали?

73K
27
17
346
Мгновение до апокалипсиса: что происходит внутри термоядерной бомбы

Что происходит внутри дошедшей до цели термоядерной боеголовки? Много удивительных и красивых, с точки зрения физики, вещей. Правда, перед самым апокалипсисом о них вряд ли кто-нибудь подумает, поэтому мы расскажем о зарождении ядерного взрыва прямо сейчас.

67K
33
28
679