«Крылья Империи»: список ляпов неудавшегося сериала

Недавно зрителям Первого канала пришлось изрядно удивиться, ведь такого на нашем телевидении не было давно. После четвёртой серии без объяснений была прервана трансляция сериала «Крылья Империи» — его заменили на криминальную драму. Неужели очередные «Менты против воров — 234» более интересны, чем фильм, посвящённый русской истории в её самый критический момент?

Это заставило меня преодолеть свою неприязнь к отечественным сериалам и посмотреть «Крылья империи», чтобы попробовать составить объективное мнение о скандальном телепроекте.

Сериал снят подчеркнуто патриотично. Нет традиционной для российского кино фиги в кармане. Российская империя показана великой державой, император Николай II не выведен клоуном и идиотом, русские офицеры доблестны и живут по законам чести. Но, увы, игра актёров крайне слаба, а сами актёры бездарны, что, впрочем, является общим местом для всей российской теле- и, в немалой степени, кинопродукции. Сценаристы не знают истории России, о которой берутся писать сценарии, а операторы работают с камерой, как будто непрерывно находясь в каком-то жутком чаду кутежа. Налицо конфликт благих намерений и хороших идей с крайне низким качеством исполнения всего задуманного. Видимо, день, когда современных российских актёров, режиссёров и сценаристов выгонят на мороз, станет днём возрождения русского кинематографа.

Но в значительной степени меня интересовало не искусство, а история. Вот о ней и поговорим. Итак, «Крылья империи»: исторические ляпы. Камера! Мотор!

Фильм начинается со сцены тайной дуэли юнкеров николаевского кавалерийского училища, в котором участвует главный герой фильма — юный граф Сергей Двинский. В реальности с 1894 года дуэли являлись официальной опцией разрешения конфликтов, но для того, чтобы участвовать в поединке такого рода, необходимо было офицерское звание (то есть дуэль юнкеров была невозможна). Также перед дуэлью дело обязательно рассматривалось в офицерском суде чести, а сам поединок проводился отнюдь не тайно, а с соблюдением всех процедур. Нарушение правил считалось преступлением. Таким образом, то, что происходит на экране — совершенно незаконно, а участников ждёт тяжёлое наказание: скорее всего, ближайшие годы жизни они проведут в крепости, и офицерами им уже не бывать.

К форме юнкеров претензий не так много. В частности, вызывает интерес манера ношения этишкетного шнура, который юнкера надевают к гимнастёрке, заправляя за борт — на манер аксельбанта. Этот шнур, действительно присвоенный Николаевскому училищу, одевался лишь к мундиру или вицмундиру и никогда не носился с гимнастической рубахой.

Начальником Николаевского училища в то время был генерал-майор М. К. Марченко. У актёра погоны генерал-майора, и это радует: могли нацепить фельмаршальские. Но, в то же время, в фильме начальник училища имеет совершенно фантастический набор наград: Св. Георгий 4 степени (офицер генерального штаба, никогда не бывший в бою, до 1870 года мог, с некоторой вероятностью, получить его только за 25 лет беспорочной службы, а после 1870 года уже не мог — вместо «Георгия» за календарный четвертак стали давать орден Св. Владимира); медаль, судя по рисунку аверса, «В память русско-японской войны», но почему-то висящая на ленте ордена Андрея Первозванного, вместо положенной ей сдвоенной александровско-георгиевской, а также кавалерский знак ордена Марии-Терезии, видимо, в память о службе военным агентом в Австро-Венгрии. Между тем, реальный генерал Марченко был награжден орденами Св. Станислава 1-3 степеней, Св. Анны 1-3 степеней, Св. Владимира 4 степени.

После неудачно завершившейся дуэли некий вахмистр орёт на юнкеров в лучших традициях Советской армии, что, я понимаю, привычнее и понятнее сценаристу и режиссёру. Однако, во-первых, этот разговор должен был состояться не с вахмистром, а с курсовым офицером, который отвечал в том числе за поведение юнкеров своего курса; во-вторых, вахмистрами в военных училищах назначались наиболее отличившиеся в учёбе юнкера, а в-третьих, подобный хамский разговор с будущими офицерами в русской императорской армии был решительно невозможен. Унтер-офицер мог быть грубоват с вольноопределяющимся (нижними чинами, которые служат в полку в ожидании произведения в офицеры), но так говорить с юнкерами было недопустимо. Да и окажись на месте вахмистра курсовой офицер, он бы разговаривал со своими подчинёнными вежливо и корректно, тем более, что дело происходит в одном из самых аристократических учебных заведений империи.

Смотрим далее. На концерте оркестра русских народных инструментов, который должен был посетить император, великий князь Дмитрий Павлович представляет своего адъютанта — старшего брата графа Двинского — в качестве пажа. С точки зрения этикета того времени, это выглядит или дурной шуткой (причём такой, после которой немедленно подают в отставку), или прямым оскорблением офицера. Но граф воспринимает слова великого князя как нечто обыденное. Затем выясняется, что в караул во время прибытия императора были назначены юнкера, чья форма показана… нууу, пожалуй, неплохо.

Старший граф Двинский, о чудо, носит медаль в память 300-летия царствования дома Романовых, которую он действительно мог иметь с точки зрения хронологии своей службы, но перед ней висит какая-то загадочная медаль на светло-серой ленте. При этом знак выпускника пажеского корпуса отличается редкостной живостью и оказывается то на правой, то на левой стороне его мундира. Ещё больше шокирует то, что и великий князь, и его адъютант пришли на концерт в строевом мундире с лядуночными перевязями, в то время как Лейбгвардии Конный полк (к которому они принадлежали) имел особую форму для подобных мероприятий.

И в качестве окончательного удара по исторической достоверности, младший Двинский на вопрос Николая II, в каком полку он желает служить, сбивчиво отвечает: «Вашего величества полку». Император после такого ответа должен был подумать: «слабоумный», потому что в гвардии частей с шефством императора было более десятка, и любой представитель высшего света отлично знал названия всех гвардейских полков.

И в завершение — пара слов об актёрской игре. Я хотел бы сказать, что её нет. Но, к сожалению, не могу этого сделать. Она есть, и она очень слаба, слаба настолько, что порой переходит в кривляние. Увы, но изображение старой русской аристократии упорно не даётся нынешним российским актёрам. В лучшем случае, у них получается комик провинциального театра, играющий водевильного графа. С таким кинематографом нам пока приходится жить. Так дурная и неряшливая работа может испортить то, что могло бы стать интересным историческим фильмом.

А про аэропланы-то за эти четыре серии было что?

28 ноября, 09:081

Самое страшное в наших фильмах это форма одежды не знание воинских ритуалов Это относится не только к дореволюционной армии но и к гражданской и второй мировой войне не ужели трудно обратится к реконструкторам той эпохи про которую снимаете фильм они хотя бы вам азы подскажут.

28 ноября, 09:402

Думаю там были реконструкторы или исторические консультанты

28 ноября, 09:570

только это, кажется, норма для российского кинематографа, когда после премьеры консультант требует снять свое имя из титров

28 ноября, 12:043

Замечания отличны! Очередная поделка нашего кинематографа не стоит того, чтобы сожалеть о её прекращении трансляции на голубом ( и вообще) экранах. К великому огорчению наш кинематограф и телеэкранизации бездарнейших сценариев, неряшливая работа актеров и зачастую постановочных групп, балаганное ремесленничество - всё это признаки того, что эта интеллектуальная отрасль сегодня не более, чем авгиевы конюшни, если не сказать покрепче. Кто и когда возьмётся за их очистку, вопрос, который уже не терпит никаких проволочек!

28 ноября, 11:092

беда нашего кинематографа - что режиссеры у нас во втором поколении режиссеры, и третье растет. А актеры умеют достоверно изображать истерику. Все, на этом таланты кончаются.

28 ноября, 12:054

До рикошета о наклонную броню башни Т-34 далеко. Есть куда падать режиссрущим.

28 ноября, 15:271

Лучше бы сняли про династию Гризодубовых , и до и после революции. Они сами и самолеты делали и двигатели. Читал книгу в детстве. Но сейчас в тренде только "булкохруст". И ужасы перехода на "ржаной хлеб" Все примитивно и предсказуемо. А режиссер фильма явно в молодости торчал с клипов Милен Фармер.

28 ноября, 20:052

Моей дочери, студентки филфака фильм очень понравился. И не самое важное в кино с какой стороны и что висело! Главное, что фильм хорошо показывает, что все были виноваты и все поплатились. Судьбы людей! Неужели фильмы про ментов и про всякие невероятные любови лучше, чем исторический фильм? Неужели в тех фильмах меньше киноляпов? Да они и у Гайдая были, и у Рязанова! Разве в этом дело?

28 ноября, 23:322

он не исторический, его жанр - "пьянка в прикидах"

1 декабря, 00:470

Вижу очередную заказную статейку. Уверен, что причины совсем в другом, ведь этот фильм заставляет задуматься и многие вещи переосмыслить. Очень подробно показаны некоторые политтехнологии , которые применялись в ту эпоху. Многим могло это не понравится. Игра актеров на уровне, атмосфера эпохи отражена по моему мнению отлично. По описаным выше причинам можно было бы не выпустить большинство из наштампованных сериалов , и которые у меня лично не вызывает желание смотреть. И второе -уж слишком много шумихи в интернете , статей о причинах остановки этого сериала...значит большинство зрителей оценили этот фильм, так при чем здесь киноляпы и прочий бред про игру актеров и низкие рейтинги?! Не морочить голову, властители дум!

29 ноября, 00:511

Заказная статья? Знатно ору!))

29 ноября, 08:573

Знаете, а я как бывший сотрудник милиции, уголовного розыска, не могу смотреть эти бесконечные сериалы про ментов и бандитов, потому что ляпов там буквально вагон и маленькая тележка! Я понимаю, что режиссёр далёк от ментовской жизни, а потому ему сложно с натурализмом. Единственный более-менее нормальный сериал о современных ментах - первые два сезона "Улицы разбитых фонарей". Дальше покатила такая ахинея, что хочется только плеваться от того, что там нафантазировали киношники. Ляпы есть везде. Но невозможно уже смотреть эту ахинею про ментов-бандитов! Четыре дня я с удовольствием смотрел "Крылья… ". Мне как-то наплевать, какие там ордена на каких лентах болтались, какие фуражки у кого на головах нахлобучили. Хотелось просто фильма о человеческих отношениях, о нелёгких, но интересных судьбах, о романтических отношениях молодых людей. Но какому-то уроду из компании Ёпрста (а может, и ему самому) показалось, что он умнее зрителей, а потому может решать, что им можно смотреть, а что - нет! Хамская замена сериала этими типовыми "ментовско-бандитскими" стрелялками привела только к отвращению того, что творится на Первом. Я, как и многие мои знакомые, просто исключил его из круга своих интересов. Да, кстати! А почему не говорят, каков рейтинг у этой ахинеи, которую вставили вместо "Крыльев…"? Интересно б было узнать для сравнения.

29 ноября, 01:123

Замечательный комментарий знатока. Если мы смотрим нашу историю, то в кино должна быть правда в каждой мелочи. Армия в принципе требует скрупулёзности во всём, и ежели медали и аксельбанты навешены как попало, то это карикатура на военных той поры. Но я принципиально не смотрю фильмы на темы нашей дореволюционной истории, ПОТОМУ ЧТО У АКТЁРОВ НЕ ТЕ ЛИЦА, что на старых фотографиях и картинах. В ХХ веке мы все подверглись селекции - антропология актёров и нации в целом сильно изменилась. Кроме того, почти ни у кого нет той стати и пластики, что рождалась по прожитии многих поколений во дворянстве и в сферах высшей знати. И лица у актёров красивые, и костюмы под старину - а всё не ТЕ. В послереволюционных театрах ещё сохранялись люди старого облика, ещё после Великой Отечественной нет-нет да и встречались. Но вот ныне их нет. И стали наши фильмы на исторические темы походить на западные про нас - фантазии на тему России. И костюмы, и лица, и причёски, и декорации, и экипажи - всё изображено с хиханьками. А-ля рюс. Или с тупой уверенностью, что неправда - и есть само искусство. И последнее, в кино снимается много евреев - людей другой антропологии и пластики. И когда они изображают аристократов, офицеров или кого из русских богатеев - это весьма картикатурно. Потому что с такими лицами они должны были пребывать за чертой оседлости в лапсердаках и с пейсами, а не блистать среди имперской знати. За исключением неногих выкрестов и обладателей больших состояний.

29 ноября, 02:142

Ещё скажите, что черепа у них, по фактуре, с аристократическими не совпадают. Глядя на подобных комментаторов начинаю понимать коммунистов, которые в 17-м снесли этот не жизнеспособный балаган. Нормальный фильм, без притензий на "Войну и мир" Бондарчука старшего, но гораздо более приведенный к реальности чем "шедевр" младшего про Сталинград.

2 декабря, 15:430

К вопросу о реконструкторах и исторических консультантах. Я учавствовал в съемках данного проекта и могу сказать, что были и консультанты и реконструкторы... режиссёр советовался с ними по каждой мелочи. Уточняя и узнавая все ли так? Так что точно могу сказать что это не вина Режиссёра. Не соглашусь, что это уж такая плохая работа. Есть и гораздо хуже в наше время. Все люди вкладывали душу в этот проект, старались! И так накидываться... с критикой... это не правильно.

29 ноября, 02:230

Мертвого льва может пнуть и осел!Что мы сейчас и наблюдаем !типичный задрот историк .

29 ноября, 03:281

Снимался в этом сериале. И могу сказать что Игорь (режиссёр), бегал за "историком" и вопрошал "правильно-неправильно". Значит историк недоглядел. Съёмка кино это такой дурдом скажу я вам. Попробуйте сами хоть что-то снимите. Да ещё без ляпов. Которые есть во всех фильмах. Про игру актёров не могу сказать. Я не профессионал. Только массовые сцены и эпизоды. Но мы все старались. Потому что это не очередные "менты-бандюки-шлюхи". Там мы халтурим. Но здесь мы чувствовали ответственность. Потому что исторический фильм, да ещё затрагивающий первую мировую войну. О которой почти ничего не снимают. Вообщем тем кто снял с показа "Окрылённых" я от души желаю работать только на лекарства и жить на одну зарплату.

29 ноября, 04:212

Очень приятно видеть такое отношение к задаче, тем более, что по сериалу видно, что очень хотели снять что то хорошее, но к сожалению непрофессионализм губит все...

29 ноября, 11:310

Я сам раньше работал в профессиональном кино директором съёмочной группы и совершенно с Вами согласен.

29 ноября, 12:380

Значит, "историк" такой, что понятия НЕ имеет об ИСТОРИИ страны! Мало того, эти "историки" учатся у таких же "специалистов" по истории и переписывают друг у друга все их "исследования", что ни в коем случае непозволительно! Однако, для исторической науки необходимо еще одно малюсенькое обстоятельство: доступ к архивам. А вот этого НЕТ! А если человека допустили в архив, то у него есть ярмо в виде т.н. "допуска" к различного рода секретам, а этот допуск ему, исследователю, НЕ позволяет рассказать о том, что он накопал в этих архивах - круг ЗАМКНУЛСЯ!

30 ноября, 12:470

явно заказная статейка! Позор!

29 ноября, 10:320

Кому нужно заказывать статью по российскому сериалу? xD Вы понимаете что это бред?

29 ноября, 14:270

Статья про форму одежды, но совершенно не отвечает на вопрос о снятии фильма с просмотра. Думается, не в униформе дело, а в политическом контексте самого фильма. Впервые показано активное участие Англии в организации революции в России и активное участие в революции лиц еврейской национальности. А у нас привыкли немцев во всём винить.

29 ноября, 12:330

Исторический фильм - это не зацикливание на медалях и аксельбантах, а возможность понять и осмыслить давние события. Кто-то сказал, что история - это суд человечества над собой. С удовольствием посмотрел 4 серии, а вот из ментовского сериала - ни одной! И нечего нападать на актёров, как говорится "не стреляйте в тапёра - играет как умеет". В общем, буду ждать возобновления показа и непременно досмотрю!

29 ноября, 14:191

Сериал Черобыль-2. На груди офицера ВДВ нацеплены солдатские знаки "Отличник Советской Армии" и "Специалист 1-го класса"

29 ноября, 17:110

Я непрофессионал и не такой знаток истории,как Вы.Я не приглядывалась к погонам и прочей ерунде.Мне ,простому обывателю фильм понравился,как понравилась и игра молодых актеров.Правда, в некоторых местах было ощущение недосказанности,как будто фильм обрезала цензура.Считаю,что Ваша критика несправедлива.Согласна с теми,кто посчитал эту статейку заказом.

30 ноября, 01:010

Верная претензия "...Сценаристы не знают истории России, о которой берутся писать сценарии...", но вот только КОГО винить в этом? Нам ДО нынешнего периода России постоянно врали о НАШЕЙ ИСТОРИИ и сейчас выросло поколение тех сценаристов и режиссеров, которые истории страны НЕ ЗНАЮТ! А если НЕ знают истории, то отсюда и все остальные ляпы! Как в арифметике - один нолик вписал/пропустил в начале решения задачки, а дальше по нарастающей, все глубже, глубже и глубже ошибки и заблуждения!

30 ноября, 12:390

Какая тупая рецензия на сериал с зацикливанием на медалях и аксельбантах.

3 декабря, 20:310
Похожие статьи