Пнуть «Фантом»: как спасти товарища в небе
Можно ли подталкивать самолёт в полёте

Война пробуждает в людях не только самые низменные инстинкты, но и побуждает к благородным поступкам. Спасти раненного товарища с поля боя — один из них. Но обычно выносят людей, а мы расскажем вам о случае, когда «вытащили» целый самолёт.

По понятным причинам взаимовыручка чаще всего встречается на суше и на море, в авиации чаще приходилось бессильно наблюдать за сбитыми «своими». Исключения редки — если легкие поршневые самолеты, особенно довоенного периода, еще могли приземлиться на ровное поле и подобрать приземлившегося, то в реактивной авиации это, понятно, практически исключено.

Само собой, исключением являются вертолетчики — на «Апачах» можно перевозить пару человек на «щеках» по обе стороны от кабины (там есть специальные рукоятки, чтобы держаться), а на нашем Ми-28 в заднем отсеке радиоэлектронного вооружения есть свободное место для не страдающего клаустрофобией пассажира.

Тем более необычными выглядят истории, когда с поля боя удавалось «вытащить» не летчика, а самолет целиком. Самой известной благодаря как активной популяризации, так и счастливому окончанию, является произошедшая с летчиками ВВС США и вошедшая в историю как «Толчок Пардо» aka Pardo’s Push.

Дело было 10 марта 1967 года, само собой, над Вьетнамом. В тот день пара «Фантомов» F-4C 433-й истребительной эскадрильи участвовала в налете на Тхайнгуен. Задачей машин капитанов Роберта Пардо и Эрла Амана было прикрытие основной ударной группы от вьетнамских истребителей, и, если те не появятся — тоже отбомбиться по металлургическому комбинату. Удивительное совпадение, но 10 марта было днем рождения Пардо.

Небо северного Вьетнама было негостеприимно для незваных гостей с другой стороны глобуса. МиГи уязвляли самолюбие американцев (как же их кто-то, а уж тем более азиаты, может превзойти в воздушном бою!) и отвлекали крупные силы. Зенитные ракетные комплексы пугали (немудрено — ракету ЗРК С-75 сравнивали с разумным телеграфным столбом, который неотвратимо будет преследовать тебя, пока не убьёт), но основную жатву собирала зенитная артиллерия. На неё приходилось примерно 68% сбитых самолётов, в то время как на МиГи — около 10%.

Так было и в тот день. Ещё на пути к цели группа попала под страшный зенитный огонь, машина Амана получила попадание, — как сначала показалось, несерьёзное. Над комбинатом было сбито несколько самолётов, Аман получил еще два попадания. Досталось и Пардо, они с оператором вооружения чудом не пополнили список потерь, когда 37-мм снаряд угодил в фюзеляж за кабиной. Хотя истребитель остался «на ходу», он потерял часть топлива, и начались проблемы с электропитанием. Аману же досталось куда больше: из-за пробитых баков «Фантом» потерял много горючего.

Первоначально их направили на встречу с топливозаправщиком, который мог бы наполнить целые баки. Этого бы хватило, чтобы дотянуть до какой-то полосы. Однако, быстро стало ясно, что топлива не хватит ни на «рандеву», ни на перелёт до Лаоса. Все шло к тому, что пора прыгать с парашютами и на своей шкуре оценить сомнительное гостеприимство вьетнамцев, которых они только что бомбили.

Так бы история и закончилась, если бы Пардо, которому напарник сообщил невесёлую новость, не пришла в голову безумная мысль. Сначала он пытался толкать в нишу сброшенного тормозного парашюта или «подпереть» другой самолёт снизу, но это было неудобно. Наконец он попросил Амана развернуть тормозной гак, доставшийся самолёту по наследству от палубного базирования (вообще на многих самолётах ВВС США есть слабенькие, почти одноразовые тормозные гаки, как средство аварийной остановки — но это другая история… на «Фантоме» имелся здоровый, что важно) и после нескольких попыток умудрился упереться фонарём своей кабины в «башмак» гака.

Тот постоянно сползал, приходилось пристраиваться заново, на истребителе Пардо начались проблемы, из-за перегрева пришлось заглушить один из двигателей (в конце два истребителя летели на одном двигателе из четырёх!), но главное он сумел сделать. На «честном слове» (как пелось в нашем переводе) или, перефразируя оригинальную песню, «on a one engine and a prayer», он на небольшой скорости «толкал» товарища почти сто километров и смог допереть его до самой границы с Лаосом. Там прыгать пришлось уже обоим экипажам — за время «художеств» топливо израсходовал и Пардо. Но главная задача была выполнена, оттуда пилотов смогла вытащить поисково-спасательная команда на вертолётах HH-3E.

Примечательно, что сначала Пардо пытались не наградить, а… осудить за действия, приведшие к потере лишнего дорогостоящего истребителя. Однако, разбирательство спустили на тормозах, так как наказывать за такой поступок было бы совершенной дурью. Впрочем, и награды — Серебряные звёзды — были вручены уже сильно после отставки главных действующих лиц, в 1989 году. История с «толчком Пардо» является необычным казусом, показывающим, что в реальности находится место для историй, которые были бы высмеяны за нереалистичность и в кино, и в художественной литературе.

Возможной подобная ситуация стала из-за уникального стечения обстоятельств: с одной стороны, на «Фантомах» были пробиты топливные баки, с другой, они сохранили хорошую управляемость, лететь было недалеко; ну и само собой — благодаря тому, что такая безумная идея быстро пришла в голову.

Тормозной парашют размещается не в "нише", а в отсеке. На момент происшествия его никто не сбрасывал. Гак не разворачивают, а выпускают. Толкал он его не "почти 100км", а почти 140. Давайте будем внимательнее к фактам и наймите уже технически грамотного человека...

28 ноября, 18:440
  1. Ниша тормозного парашюта - устоявшийся термин в технических описаниях.

  2. Принимается.

  3. Принимается, спасибо.

  4. Кадровые вопросы, надеюсь, редакция будет решать сама.

28 ноября, 19:171

"...Pardo again called over the radio: Aman, I think we can help you. Jettison your drag chute, and we’ll do our damnedest to get you out of here.

Pardo then struggled to position the nose of his aircraft into the empty drag chute receptacle of Aman’s F-4. The front of Pardo’s plane wobbled up to the tail of Aman’s, but the attempt failed because there was too much jet wash coming off the engines of the lead plane."

http://www.historynet.com/pardos-push-an-incredible-feat-of-airmanship.htm

Вторая ссылка в гугле, после Википедии. Это есть и на видео реконструкции, довольно трудно это пропустить.

28 ноября, 20:020
  1. Гм. А нам на кафедре 101 почему-то говорили отсек...
28 ноября, 21:270
  1. У вас неплохие, задорные статьи. Но в части техники вы регулярно несете пургу.
28 ноября, 21:290

Этот случай был экранизирован в сериале Военно Юридическая Служба(JAG 5 сезон 3 серия Pardo`s Push) Только там вместо Фантома был Томкет а вместо Вьетнамцем Сербы. https://vk.com/im?sel=c14&z=video359767929_456239151%2Fb9692b2b567f831830

29 ноября, 11:480

Есть мнение что данная история вымысел. Боб Пардо уже будучи на пенсии узнал что у Эрл Аман смертельно болен и он создал фонд помощи. Рассказав эту невероятную историю ему удалось собрать энную суму денег и помочь старому другу с которым вместе воевал. Во многих источниках пишут что Боб Пардо был ведущим у Эрла но это не так. они были в разных парах и ведущий звена потеряв самолет Амана попросил Пардо вернутся и узнать что с ним. То что происходило далее мы знаем только со слов самого Пардо, и этот его знаменитый "Pardo`s Push" может быть выдумкой для пущей красоты истории. Но так или иначе он Эрла нашел и не бросил. Вы в статье не упомянули одного, это то что Боб Пардо после катапультирования помог поисковой команде найти Эрла и его оператора, сам при этом находясь рядом с поисковыми группами Вьетнамцев которые прочесывали джунгли в их поиске. Он знал что рисковал взбираясь на холм где Вьетнамцы его запеленговали и в спасательный вертолет он забирался уже под обстрелом. Один из десантников в вертолете спросил у него "Когда у вас день рождения" и он сказал "10 марта"
«В тот день мы потеряли восемь самолетов, но только четверо из нас были единственными, кто вернулся» Джон Боб Пардо.

29 ноября, 12:090

Объясните мне не сведущему вот что: 1) Тормозной крюк, что фиксисруется неподвижно в выпущенном положении? 2) Фантом не сваливается в штопор на скорости в 100-140 км/ч? 3) Реактивная струя от впереди идущего самолёта настолько слаба, что не влияет на аэродинамику "толкающего" 4) Фонарь кабины какую нагрузку по давлению выдерживает? 5) Реактивная струя от впередиидущего какую температуру имеет? Тоесть она не влияет на аэродинамику толкача, не разогревает обшивку сзадиидущего? 5) Фонарь на Фантому огнеупорный получается? Фонарь толкача такой крепкий, что даже в разогретом состоянии (от струи первого самолета) выдерживает большое (причем не стабильное) давление в одну точку?

30 ноября, 13:110

насколько я понял эту чудесную историю, толкаемый летел уже без двигателей из-за кончившегося топлива, то есть ни жара, ни реактивной струи не было. Но все равно, вопросов очень много. Неужели скорости от подталкивания было достаточно, чтобы самолет сохранил хотя бы летучесть на уровне планера?

30 ноября, 18:280
Похожие статьи