Железо

Пнуть «Фантом»: как спасти товарища в небе

Можно ли подталкивать самолёт в полёте
Война пробуждает в людях не только самые низменные инстинкты, но и побуждает к благородным поступкам. Спасти раненного товарища с поля боя — один из них. Но обычно выносят людей, а мы расскажем вам о случае, когда «вытащили» целый самолёт.
Александр Ермаков
  • 21K
  • 13
  • 10
  • 352

По понятным причинам взаимовыручка чаще всего встречается на суше и на море, в авиации чаще приходилось бессильно наблюдать за сбитыми «своими». Исключения редки — если легкие поршневые самолеты, особенно довоенного периода, еще могли приземлиться на ровное поле и подобрать приземлившегося, то в реактивной авиации это, понятно, практически исключено.

Само собой, исключением являются вертолетчики — на «Апачах» можно перевозить пару человек на «щеках» по обе стороны от кабины (там есть специальные рукоятки, чтобы держаться), а на нашем Ми-28 в заднем отсеке радиоэлектронного вооружения есть свободное место для не страдающего клаустрофобией пассажира.

Тем более необычными выглядят истории, когда с поля боя удавалось «вытащить» не летчика, а самолет целиком. Самой известной благодаря как активной популяризации, так и счастливому окончанию, является произошедшая с летчиками ВВС США и вошедшая в историю как «Толчок Пардо» aka Pardo’s Push.

Дело было 10 марта 1967 года, само собой, над Вьетнамом. В тот день пара «Фантомов» F-4C 433-й истребительной эскадрильи участвовала в налете на Тхайнгуен. Задачей машин капитанов Роберта Пардо и Эрла Амана было прикрытие основной ударной группы от вьетнамских истребителей, и, если те не появятся — тоже отбомбиться по металлургическому комбинату. Удивительное совпадение, но 10 марта было днем рождения Пардо.

Небо северного Вьетнама было негостеприимно для незваных гостей с другой стороны глобуса. МиГи уязвляли самолюбие американцев (как же их кто-то, а уж тем более азиаты, может превзойти в воздушном бою!) и отвлекали крупные силы. Зенитные ракетные комплексы пугали (немудрено — ракету ЗРК С-75 сравнивали с разумным телеграфным столбом, который неотвратимо будет преследовать тебя, пока не убьёт), но основную жатву собирала зенитная артиллерия. На неё приходилось примерно 68% сбитых самолётов, в то время как на МиГи — около 10%.

Так было и в тот день. Ещё на пути к цели группа попала под страшный зенитный огонь, машина Амана получила попадание, — как сначала показалось, несерьёзное. Над комбинатом было сбито несколько самолётов, Аман получил еще два попадания. Досталось и Пардо, они с оператором вооружения чудом не пополнили список потерь, когда 37-мм снаряд угодил в фюзеляж за кабиной. Хотя истребитель остался «на ходу», он потерял часть топлива, и начались проблемы с электропитанием. Аману же досталось куда больше: из-за пробитых баков «Фантом» потерял много горючего.

Первоначально их направили на встречу с топливозаправщиком, который мог бы наполнить целые баки. Этого бы хватило, чтобы дотянуть до какой-то полосы. Однако, быстро стало ясно, что топлива не хватит ни на «рандеву», ни на перелёт до Лаоса. Все шло к тому, что пора прыгать с парашютами и на своей шкуре оценить сомнительное гостеприимство вьетнамцев, которых они только что бомбили.

Так бы история и закончилась, если бы Пардо, которому напарник сообщил невесёлую новость, не пришла в голову безумная мысль. Сначала он пытался толкать в нишу сброшенного тормозного парашюта или «подпереть» другой самолёт снизу, но это было неудобно. Наконец он попросил Амана развернуть тормозной гак, доставшийся самолёту по наследству от палубного базирования (вообще на многих самолётах ВВС США есть слабенькие, почти одноразовые тормозные гаки, как средство аварийной остановки — но это другая история… на «Фантоме» имелся здоровый, что важно) и после нескольких попыток умудрился упереться фонарём своей кабины в «башмак» гака.

Тот постоянно сползал, приходилось пристраиваться заново, на истребителе Пардо начались проблемы, из-за перегрева пришлось заглушить один из двигателей (в конце два истребителя летели на одном двигателе из четырёх!), но главное он сумел сделать. На «честном слове» (как пелось в нашем переводе) или, перефразируя оригинальную песню, «on a one engine and a prayer», он на небольшой скорости «толкал» товарища почти сто километров и смог допереть его до самой границы с Лаосом. Там прыгать пришлось уже обоим экипажам — за время «художеств» топливо израсходовал и Пардо. Но главная задача была выполнена, оттуда пилотов смогла вытащить поисково-спасательная команда на вертолётах HH-3E.

Примечательно, что сначала Пардо пытались не наградить, а… осудить за действия, приведшие к потере лишнего дорогостоящего истребителя. Однако, разбирательство спустили на тормозах, так как наказывать за такой поступок было бы совершенной дурью. Впрочем, и награды — Серебряные звёзды — были вручены уже сильно после отставки главных действующих лиц, в 1989 году. История с «толчком Пардо» является необычным казусом, показывающим, что в реальности находится место для историй, которые были бы высмеяны за нереалистичность и в кино, и в художественной литературе.

Возможной подобная ситуация стала из-за уникального стечения обстоятельств: с одной стороны, на «Фантомах» были пробиты топливные баки, с другой, они сохранили хорошую управляемость, лететь было недалеко; ну и само собой — благодаря тому, что такая безумная идея быстро пришла в голову.

Подписки в соцсетях