Самые громкие катастрофы субмарин мирного времени

«USS Thresher»: ушедшие в бездну

США, 1963 год

Головная лодка нового проекта вышла на испытания прочности корпуса на предельных глубинах. Экипаж и гражданские специалисты находились на связи со спасательным судном «Скайларк» (USS Skylark). При достижении 360 метров связь с субмариной стала обрывочной. «Трешер» передал, что имеет дифферент на корму и пытается продуть цистерны. Спустя четыре минуты поверхности достиг сигнал «900N», по одной из версий являвшийся кратким ответом на запрос о статусе корабля: 900 по 1000-балльной шкале означал субмарину на грани гибели, N — отсутствие контроля экипажа над происходящим.

Несколько секунд спустя пришло сообщение «предельная глубина…», треск сминаемых переборок — и «Трешер» замолк навеки, за доли секунды раздавленный гигантской массой воды на глубине более 720 метров. На дне Атлантики упокоились 126 человек. Причиной катастрофы предположительно стали проблемы в работе реактора и ледяные корки в системе продува цистерн, которые не позволили совершить экстренное всплытие.

Антон ЖелезнякЭксперт по техническим и инженерным вопросам

Наиболее вероятной версией признана комбинация из прорыва некачественно сделанной или неудачно смонтированной забортной арматуры (с потерей электропитания после начала поступления воды внутрь) и обледенения клапанов системы воздуха высокого давления, что не позволило продуть цистерны и всплыть. Реактор в наборе проблем не фигурировал, кроме того, что в условиях пробоя арматуры он, скорее всего, был аварийно заглушен.

К-129: загадка Холодной войны

СССР, 1968 год

Дизель-электрическая подлодка проекта 629А (Golf II по классификации НАТО) унесла на дно 98 жизней, баллистические ракеты и торпеды с ядерными боеголовками, находясь в 750 милях к северу от Гавайских островов. Точная причина гибели корабля неизвестна до сих пор: официальной причиной ВМФ СССР назвал затопление из-за дефекта шноркеля, но многие считают эту версию неубедительной. По другой версии подлодка погибла от самопроизвольного срабатывания двигателей ракет Р-21 в шахтах.

Американцы настолько заинтересовались произошедшим, что организовали секретный проект Azorian и в 1974 году сумели поднять носовую секцию субмарины с глубины более 5600 метров. Главную роль в этой операции сыграло уникальное судно для глубоководных работ «Гломар Эксплорер», спроектированное и построенноей по инциативе эксцентричного миллиардера Говарда Хьюза; по официальной легенде — для геологоразведочных работ. Найденные в ней тела шести советских моряков были похоронены в море с воинскими почестями, а две ядерные торпеды направлены на изучение специалистам.

Загадочная гибель К-129 породила целый корпус конспирологических версий: от случайного столкновения с USS Swordfish в ходе выполнения манёвра «Сумасшедший Иван» — резкой и частой смены курса для обнаружения преследующей подлодки, идущей в мёртвой зоне эхолокаторов — и до попытки команды нанести ядерный удар по Пёрл-Харбору.

«USS Scorpion»: продолжение загадок

США, 1968 год

Спустя два с половиной месяца после гибели К-129 у Азорских островов затонула американская атомная субмарина «Скорпион» типа «Скипджек» с 99 членами экипажа на борту. Акустические станции зафиксировали громкий звук разрушения прочного корпуса. Изучение обломков не помогло сделать точные выводы о причинах катастрофы. Наиболее вероятным считается взрыв торпеды и пожар, которые привели к потере управления лодкой, вследствие чего она ушла на запредельную глубину. Впрочем, и здесь есть место для конспирологии: существуют версии об уничтожении американской субмарины советским флотом при попытке проследить за секретными учениями ВМФ СССР… или в качестве мести за предполагаемое потопление К-129. Вообще, 1968 год известен как «год погибших подлодок»: ещё до гибели К-129 и «Скорпиона» пропали и не найдены по сей день французская «Минерва» (52 погибших) и израильская «Дакар» (69 погибших).

«Eurydice»: осталось лишь имя

Франция, 1970 год

В ясный средиземноморский день на траверзе мыса Камарат у Сен-Тропе на поверхности моря появилось масляное пятно. Мощный взрыв на борту, зафиксированный акустическими станциями, отправил на дно французскую дизельную подлодку «Эвридика» и 57 членов экипажа. Интенсивные поиски французскими и итальянскими подводниками так и не обнаружили корпус субмарины, лишь несколько её фрагментов — включая обломок корпуса с названием погибшего корабля. Возможно, речь идёт о торпедном взрыве, вызвавшем детонацию остального боезапаса и полное разрушение субмарины.

«Курск»: трагедия девятого отсека

Россия, 2000 год

«Убийца авианосцев», атомный ракетоносец «Курск» с крылатыми ракетами «Гранит» на борту участвовал в учениях в Баренцевом море. Взрыв торпеды в носовом отсеке привёл к пожару, частичному затоплению и потере управления кораблём, который лёг на грунт на глубине 108 метров. Попытки спасти оставшихся в незатопленном девятом отсеке 23 моряков оказались безуспешными — как стало известно позже, все они умерли в течение восьми часов, отравившись угарным газом. Корпус подлодки был поднят и тщательно изучен, но выводы комиссии о взрыве торпеды убедили не всех. Как и в случаях К-129 или «Скорпиона», трагедия «Курска» обросла конспирологическими версиями: от столкновения с американской субмариной «Толедо» и торпедирования российского корабля американской же АПЛ «Мемфис» — до случайного попадания в подлодку одного из «Гранитов» с «Петра Великого». Катастрофа «Курска» унесла жизни 118 российских моряков.

№ 361: лодка-призрак

КНР, 2003 год

Подлодки типа 033

Субмарина «тип 035» (Ming-class по классификации НАТО) участвовала в учениях китайского флота в Бохайском заливе Жёлтого моря. Сначала её исчезновению со связи никто не придал значения: по сценарию учений она должна была погрузиться и старательно оставаться незамеченной. Но при уходе под воду дизель не выключился — и стремительно выработал весь кислород на борту. Вернуть лодку на поверхность задыхающиеся моряки не успели. Дрейфующую лодку-призрак с мёртвым экипажем обнаружили рыбаки, чья сеть зацепилась за перископ. На 361-й подлодке погибли 70 человек, включая курсантов военно-морского училища.

Список далеко не полон. В него не внесены лодки, на которых часть экипажа сумела спастись, как на «Комсомольце». В нём нет пакистанской «Гази», погибшей во время очередной индо-пакистанской войны, нет субмарин, погибших при взрывах или авариях в портах. Нет в нём кораблей, погибших по «банальным» причинам, наподобие дефекта шноркеля или столкновения с судами. Наконец, в нём нет лодок, которые просто однажды ушли в море и растворились в его пучинах без следа. Что, похоже, и произошло с аргентинским «Сан Хуаном» и 44 членами его экипажа.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий