Как подлодка танковую дивизию победила. Начало

Во время Второй Мировой войны средиземноморское побережье Северной Африки несколько лет было ареной для сражений между немецко-итальянскими войсками с одной стороны, и Великобританией с союзниками — с другой. Противники вели боевые действия на узкой полосе побережья шириной в сорок миль и длиной в 1200 миль, на которой расположены Тобрук, Бенгази и Триполи. «Африканские качели» бросали моторизированные части от порта к порту в попытке выбить из них противника, чтобы «задушить» его в пустыне, лишив возможности получать самое необходимое: воду, топливо, боеприпасы, продовольствие и подкрепления.

В июне 1942 года Эрвин Роммель, прозванный «Лисом Пустыни», нанёс английскому генералу Окинлеку «удар в челюсть» на ливийском «ринге». Англичане потерпели сокрушительное поражение — пал Тобрук, а 8-я британская армия спешно отступала в Египет. Роммелю достались богатые трофеи и более 30 тысяч пленных из гарнизона, оборонявшего город. Затем немецкие «панцеры» вышли к Эль-Аламейну, поколебав мощь Британской империи. Перед ней замаячила мрачная перспектива потери Египта и утраты контроля над Суэцким каналом. Далее события могли бы развиваться согласно «эффекту домино»: угроза потери Мальты, превращения Средиземного моря в «лужу» Гитлера и Муссолини, потеря контроля над нефтяными месторождениями Ближнего Востока.

Премьер Великобритании Уинстон Черчилль в этот момент находился в США, где встречался с президентом Франклином Рузвельтом. 21 июня Черчилль узнал о взятии Тобрука и о том, что британский флот собирается покинуть Александрию, не дожидаясь «визита вежливости» немецких пикировщиков с их смертоносными бомбами. Данный факт шокировал британского премьера. Несколько месяцев назад пал Сингапур, а теперь рухнул Тобрук, что выбило из игры более ста тысяч солдат, ставших пленниками Оси. Нет, это было не просто поражение, теперь на кону стояла репутация британской армии. Поэтому на вопрос Рузвельта, чем США могут быть полезны в данной ситуации, Черчилль ответил прямо: «Дайте нам столько танков „шерман“, сколько вы можете, и доставьте их на Ближний Восток как можно скорее».

Однако американские военные были против передачи британцам новейших танков, только начавших поступать в армию США. Снимать свою рубашку ради союзника они не желали, поэтому начальник штаба американской армии, генерал Джордж Маршалл, заявил Рузвельту следующее: «Г-н президент, выпуск танков „шерман“ сейчас только начинается. Первые несколько сот танков были переданы нашим собственным бронетанковым дивизиям, которым до сих пор приходилось довольствоваться устаревшим снаряжением. Это ужасная вещь — брать оружие из рук солдата. Тем не менее, если англичане так сильно нуждаются в них, они должны их получить. Кроме того, мы могли бы передать им сто 105-миллиметровых самоходных орудий».

В результате Рузвельт и Маршалл приняли соломоново решение: не «раздевать до гола» американские танковые дивизии, но дать британцам, что требовалось. 30 июня 1942 года был брошен клич на заводы по всей территории Америки — работать по-стахановски! Выполняя экстренный заказ, рабочие танковых и оружейных фабрик в течение следующих девяти дней трудились по 14-20 часов в сутки. Танки, гаубицы, истребители танков и боеприпасы были погружены на железнодорожные составы, которые погнали на высокой скорости в Нью-Йорк, где их уже ждали шесть крупных, быстроходных судов.

Как писал американский историк Клэй Блэйр, американцы грузили на суда три сотни «шерманов» и сотню 105-мм самоходных гаубиц М7. Однако «шерманы» шли не в полной комплектации — у танков отсутствовали двигатели. Последние тоже загрузили на суда, но отдельно от танков. Почему так случилось? Рассмотрим две вероятных версии.

Версия первая. Можно предположить, что американская промышленность не смогла уложиться со столь срочным заказом в такой короткий срок, и на танки просто не успели поставить двигатели, так как обстановка в Египте накалялась и обдавала жаром пятки англичан. Поэтому было решено отправить всё, как есть.

Версия вторая. Причиной такого необычного решения могла быть уловка для прессы и оппозиции в Сенате и Конгрессе США. Газетчики могли разнюхать, что англичанам поставляют новейшие танки, которые только начала получать американская армия. Рузвельту, возможно, не хотелось давать публичные пояснения, почему так происходит, поэтому, во избежание скандала, «шерманы» могли грузить на суда под рубрикой «запчасти», а не цельные изделия.

Транспорт «Фэйрпорт»

Чтобы сэкономить время, груз распределялся на судах непоследовательно. В результате все танковые двигатели оказались на борту теплохода «Фэйрпорт», который относился к судам класса С-2. Данные суда отличались высокой скоростью и экономичностью и строились в США с 1939 года. 13 июля 1942 года «Фэйрпорт» покинул гавань Нью-Йорка вместе с другими судами под охраной двух крейсеров и семи эсминцев.

Евгений Башин-РазумовскийЭксперт по историческим вопросам

Всего конвой состоял из 8 судов, построившихся в четыре колонны по два судна в каждой.

Столь мощный эскорт был оправдан ценностью груза, ведь на борту судов находилось средство спасения англичан от Роммеля. Это соединение вошло в историю Битвы за Атлантику как «Конвой AS-4», который на высокой скорости несся к Кейптауну, где американский эскорт должен был сдать своих подопечных англичанам, а те, в свою очередь, привели бы конвой в порты Красного моря.

Однако, как было сказано у классика — «на ту беду лиса бежала»…

Продолжение следует.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий