Война

Как подлодка танковую дивизию победила. Окончание

Переход через Атлантику в это время не был лёгкой прогулкой. C января 1942 года «серые волки» Деница открыли охоту на торговые суда в западной части океана пользуясь тем, что противолодочная оборона у побережья США находилась в зачаточном состоянии. Карл Дениц, командовавший тогда немецким подплавом, стремился послать туда как можно больше своих субмарин…
Владимир Нагирняк
  • 37K
  • 16
  • 16
  • 223

К тому моменту, как уже известный нам конвой AS-4 покинул порт, немецкие подводные лодки уже на протяжении полугода практически безнаказанно устраивали избиение торговых судов между Нью-Йорком и Карибскими островами, достигнув в этом невероятных успехов.

Однако, в апреле 1942 года, у побережья Америки — в самый, казалось бы, жаркий момент — Дениц отправил три подлодки со специальным заданием в совсем другое место. Они должны были атаковать судоходство в 250 милях от Наталя у бразильского «выступа». Вопреки ожиданиям, в данном районе субмарины обнаружили вместо судов «дырку от бублика» и были перенацеленны штабом подводных сил на Карибское море. Там две из них достигли неплохих результатов, потопив на двоих 12 судов почти на 80 тысяч брутто-регистровых тонн (брт), а вот третья — U-161 капитан-лейтенанта Альбрехта Ахиллеса — успехами не блистала.

U-161 в море

U-161 находилась в море два месяца, и за это время Ахиллес сумел поразить только две цели: он торпедировал панамское судно «Сан Пабло» прямо в гавани Пуэрто Лимон (Коста Рика), а также потопил небольшую доминиканскую шхуну у берегов Панамы. Удача улыбнулась немецкому командиру по возвращении лодки обратно во Францию, когда субмарина шла от Кубы по направлению к Азорским островам, чтобы заправиться с подводного танкера U-463.

Днем 16 июля 1942 года U-161 обнаружила и атаковала вражеский конвой в 500 милях к северу от Виргинских островов. В докладе Ахиллеса штабу говорилось, что в 16:00 он заметил конвой, состоявший из восьми-десяти судов, шедший со скоростью в десять узлов под охраной эсминцев.

Лодка выпустила четыре торпеды и добилась двух попаданий в судно, оцененное в 9000 брт. Но на U-161 слышали ещё один взрыв, поэтому Ахиллес предположил, что остальные торпеды поразили ещё одно судно. После этого лодка сама была атакована кораблями эскорта и получила повреждения. Дениц засчитал эту победу, отметив 17 июля в Журнале Боевых Действий командующего подводными силами, что U-161 сумела повредить два судна, одно из которых имело тоннаж в 9000 брт.

Но ни командующий, ни сам командир лодки не могли предполагать, насколько удачной была совершенная U-161 атака. Ахиллес понятия не имел, что 16 июля он атаковал тот самый американский конвой AS-4, направлявшийся в Кейптаун и вышедший из Нью-Йорка тремя сутками ранее. Разумеется, он не знал, что суда AS-4 имели на борту груз большой ценности: три сотни новеньких танков «Шерман» и сотню 105-мм самоходных гаубиц M7.

U-161 c поврежденной рубкой и командир Альбрехт Ахиллес

Как гласит известная поговорка, дьявол кроется в мелочах. В случае с атакой U-161 на конвой AS-4 важную роль сыграла та самая погрузка всех танковых двигателей на одно судно, о которой мы раньше говорили. Эта особенность транспортировки и вышла для американцев боком.

Жертвой торпед Ахиллеса оказалось только одно судно — транспорт «Фэйрпорт», который, получив два попадания, затонул спустя 10 минут. Как вы помните, именно на «Фэйрпорт» американцы погрузили все двигатели для «Шерманов». В результате торпедный залп U-161 оказался одним из самых удачных за всю Битву за Атлантику. Двумя торпедами Ахиллесу удалось не только вывести из строя целую танковую дивизию, но и поставить под угрозу судьбу английских войск в Египте.

Гибель транспорта обсуждалась союзниками на самом высоком уровне. Узнав о потере такого груза, теперь уже Рузвельт впал в шок. Обеспокоенный случившимся он распорядился как можно скорее отправить вдогонку плывущим в Африку «Шерманам» быстроходное судно с тем же количеством танковых двигателей. 29 июля 1942 года из Нью-Йорка вышел большой, быстроходный теплоход «Ситрэйн Техас» с искомым грузом на борту. Его капитан Кеннет Таун не знал покоя все 18 суток одиночного плавания до Кейптауна, за время которых он практически не смыкал глаз. Таун знал о важности своей миссии, так как перед выходом в море его поставили в известность о целях его опасного плавания, намекнув, что он выполняет приказ самого президента США.

«Ситрэйн Техас»

«Ситрэйн Техас» прибыл в Кейптаун вовремя и присоединился к остальным судам конвоя AS-4, который англичане провели вдоль побережья Африки сначала в Аден, а затем к Суэцкому каналу, где закончилась эта история. Таким образом американские танки «Шерман» всё-таки попали к Монтгомери и сыграли свою немаловажную роль в сражении у Эль-Аламейна, поставившем крест на продвижении Роммеля дальше на восток.

Подписки в соцсетях