Как подлодка танковую дивизию победила. Окончание

Переход через Атлантику в это время не был лёгкой прогулкой. C января 1942 года «серые волки» Деница открыли охоту на торговые суда в западной части океана пользуясь тем, что противолодочная оборона у побережья США находилась в зачаточном состоянии. Карл Дениц, командовавший тогда немецким подплавом, стремился послать туда как можно больше своих субмарин…

К тому моменту, как уже известный нам конвой AS-4 покинул порт, немецкие подводные лодки уже на протяжении полугода практически безнаказанно устраивали избиение торговых судов между Нью-Йорком и Карибскими островами, достигнув в этом невероятных успехов.

Однако, в апреле 1942 года, у побережья Америки — в самый, казалось бы, жаркий момент — Дениц отправил три подлодки со специальным заданием в совсем другое место. Они должны были атаковать судоходство в 250 милях от Наталя у бразильского «выступа». Вопреки ожиданиям, в данном районе субмарины обнаружили вместо судов «дырку от бублика» и были перенацеленны штабом подводных сил на Карибское море. Там две из них достигли неплохих результатов, потопив на двоих 12 судов почти на 80 тысяч брутто-регистровых тонн (брт), а вот третья — U-161 капитан-лейтенанта Альбрехта Ахиллеса — успехами не блистала.

U-161 в море

U-161 находилась в море два месяца, и за это время Ахиллес сумел поразить только две цели: он торпедировал панамское судно «Сан Пабло» прямо в гавани Пуэрто Лимон (Коста Рика), а также потопил небольшую доминиканскую шхуну у берегов Панамы. Удача улыбнулась немецкому командиру по возвращении лодки обратно во Францию, когда субмарина шла от Кубы по направлению к Азорским островам, чтобы заправиться с подводного танкера U-463.

Днем 16 июля 1942 года U-161 обнаружила и атаковала вражеский конвой в 500 милях к северу от Виргинских островов. В докладе Ахиллеса штабу говорилось, что в 16:00 он заметил конвой, состоявший из восьми-десяти судов, шедший со скоростью в десять узлов под охраной эсминцев.

Лодка выпустила четыре торпеды и добилась двух попаданий в судно, оцененное в 9000 брт. Но на U-161 слышали ещё один взрыв, поэтому Ахиллес предположил, что остальные торпеды поразили ещё одно судно. После этого лодка сама была атакована кораблями эскорта и получила повреждения. Дениц засчитал эту победу, отметив 17 июля в Журнале Боевых Действий командующего подводными силами, что U-161 сумела повредить два судна, одно из которых имело тоннаж в 9000 брт.

Но ни командующий, ни сам командир лодки не могли предполагать, насколько удачной была совершенная U-161 атака. Ахиллес понятия не имел, что 16 июля он атаковал тот самый американский конвой AS-4, направлявшийся в Кейптаун и вышедший из Нью-Йорка тремя сутками ранее. Разумеется, он не знал, что суда AS-4 имели на борту груз большой ценности: три сотни новеньких танков «Шерман» и сотню 105-мм самоходных гаубиц M7.

U-161 c поврежденной рубкой и командир Альбрехт Ахиллес

Как гласит известная поговорка, дьявол кроется в мелочах. В случае с атакой U-161 на конвой AS-4 важную роль сыграла та самая погрузка всех танковых двигателей на одно судно, о которой мы раньше говорили. Эта особенность транспортировки и вышла для американцев боком.

Жертвой торпед Ахиллеса оказалось только одно судно — транспорт «Фэйрпорт», который, получив два попадания, затонул спустя 10 минут. Как вы помните, именно на «Фэйрпорт» американцы погрузили все двигатели для «Шерманов». В результате торпедный залп U-161 оказался одним из самых удачных за всю Битву за Атлантику. Двумя торпедами Ахиллесу удалось не только вывести из строя целую танковую дивизию, но и поставить под угрозу судьбу английских войск в Египте.

Гибель транспорта обсуждалась союзниками на самом высоком уровне. Узнав о потере такого груза, теперь уже Рузвельт впал в шок. Обеспокоенный случившимся он распорядился как можно скорее отправить вдогонку плывущим в Африку «Шерманам» быстроходное судно с тем же количеством танковых двигателей. 29 июля 1942 года из Нью-Йорка вышел большой, быстроходный теплоход «Ситрэйн Техас» с искомым грузом на борту. Его капитан Кеннет Таун не знал покоя все 18 суток одиночного плавания до Кейптауна, за время которых он практически не смыкал глаз. Таун знал о важности своей миссии, так как перед выходом в море его поставили в известность о целях его опасного плавания, намекнув, что он выполняет приказ самого президента США.

«Ситрэйн Техас»

«Ситрэйн Техас» прибыл в Кейптаун вовремя и присоединился к остальным судам конвоя AS-4, который англичане провели вдоль побережья Африки сначала в Аден, а затем к Суэцкому каналу, где закончилась эта история. Таким образом американские танки «Шерман» всё-таки попали к Монтгомери и сыграли свою немаловажную роль в сражении у Эль-Аламейна, поставившем крест на продвижении Роммеля дальше на восток.

Спасибо за интересный рассказ. Неплохо бы дополнить его рассказом про Героя Советского Союза Грешилова и о том, за что он получил Военно-морской крест США.

30 ноября, 12:591

Потопление подлодкой под командованием Грешилова транспорта «Тисбе» стало огромным стратегическим успехом, не оставшимся незамеченным даже за рубежом. Спустя пару месяцев правительство США наградило Грешилова «Морским крестом» — высшим военно-морским орденом, которым отмечено всего пара десятков иностранных граждан. Любопытно, что проведенные впоследствии расчеты показали, что из хромовой руды, находившейся на потопленном транспорте, немцы могли изготовить 87 тысяч тонн высококачественной бронированной стали. Учитывая, что изготовление одного «Тигра» требовало около 50 тонн бронированной стали, немцы в 1943-1945 могли изготовить из этого объема руды около 1700 танков.

http://sokura.livejournal.com/7286120.html

5 декабря, 14:431

Что это за бред? "Любопытно, что проведенные впоследствии расчеты показали, что из хромовой руды, находившейся на потопленном транспорте, немцы могли изготовить 87 тысяч тонн высококачественной бронированной стали. Учитывая, что изготовление одного «Тигра» требовало около 50 тонн бронированной стали, немцы в 1943-1945 могли изготовить из этого объема руды около 1700 танков". (с)

Как транспорт "Тисбе" водоизмещением в 1 782 брт перевозить груз руды в 87 тыс. тонн?! У автора этих явно дурно с головой.

6 декабря, 22:050

Очень интересно ! Я не знал, что были подводные танкеры-заправщики. Благодарю автора !

4 декабря, 16:191

Владимир Нагирняк, бронированную сталь не делают полностью из хрома. Хром в ней находится в количестве каких-то процентов, поэтому "87 тысяч тонн высококачественной бронированной стали" могло и получиться...

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B1%D1%80%D0%BE%D0%BD%D1%8F_%D0%9A%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%BF%D0%B0

7 декабря, 16:280

Igor Bezruk, вам бы в Госплане работать :-) Транспорт "Тисбе" перевозил 1604 тонны хромовой руды. Я не могу сказать сколько хрома использовали в бронеплитах на танке "Тигр", но вот по расчету состава хромониклевомолибденовых сталей хрома там от 16 до 19 % . http://www.ngpedia.ru/pg123UiQd7c4F7T5i2v0c30005008898/ Даже если мы грубо нарушим химический процесс и посчитаем, что из 1 тонны хромовой руды выплавляется 1 тонна хромовой стали, то при расчете в 20% хрома в тонне броневой стали получим, что 1604 тонны хрома хватило бы на 8020 тонн бр. стали.

8 декабря, 21:320

Владимир Нагирняк, Вы привели содержание хрома для нержавеющих сталей. В танковой броне хрома на порядок меньше, всего 2%: http://promplace.ru/vidy-metallov-i-klassifikaciya-staty/bronevaya-stal-1516.htm

"Состав броневой стали мало чем отличается от стандартного сплава. В него входят: около 0,5% углерода, 2% кремния, 1,5% марганца, 2% хрома, 1,8% никеля, 0,3% молибдена, 0,15% алюминия, 0,35% меди, 0,15% титана, до 5% кобальта. Остальная доля приходится на железо. Сталь становится броней не при помощи введения в сплав дополнительных материалов, а с помощью специальной закалки".

При этом БРТ (брутто-регистровая тонна) - это единица объема, а не массы, равная 2,83 м3. Плотность насыпной хромовой руды составляет 2160 кг/м3. То есть если бы этой рудой транспорт загрузили в полном объеме, то на борту бы ее оказалось 10893 тонн, почти 11000 тонн. В металлургии для производства феррохрома используются руды с содержанием Cr2O3 не менее 40% (и до 67%). При среднем содержании 40% Cr2O3 в тонне руды - 311,57 кг чистого хрома, этого хватит на 15,6 тонн броневой стали. При максимальной массе руды, которую могли погрузить на "Тисбе" этого хватит на 169696,7 тонн бронестали, то есть почти в 2 раза больше озвученных 87000 тонн.

Но даже простая корректировка Вашего расчета с учетом содержания хрома в броне 2%, а не 20%, дает более 80000 тонн броневой стали, что вполне сопоставимо с цифрой 87000 тонн.

9 декабря, 19:591

Dmitry Pogrebnyak, хорошо. Берем Ваши 169696.7 тонн бронестали и вычисляем из неё 2% процента хрома - то есть 169696, 7 тонн бронестали потребовали бы использования в ней 3399,4 тонны хрома, что в два раза превышает вес груза хромовой руды на потопленном транспорте.

11 декабря, 01:350
Похожие статьи