Броненосец «Уаскар»: злоключения надежды перуанского флота

Легенда морских войн Латинской Америки: броненосец под названием «Уаскар» успел повоевать против испанцев, сменить флаг, наподдать своим создателям и прекрасно сохранился до наших дней.

В 1864 году на верфи английского города Биркенхед началось строительство корабля, которому в бурных водах тогдашней геополитики была уготована непростая судьба. Бронированный монитор с новейшей башенной орудийной установкой заказали перуанцы, которые всё ещё конфликтовали с испанской короной, не терявшей надежды вернуть себе бывшие колонии. Назвали корабль в честь предпоследнего инкского императора, попавшего под колесо истории: частично — по вине испанских колонизаторов, частично — из-за собственной алчности и жажды власти… Надежды на Уаскара, однако, возлагались немалые. Также, как и на одноимённый монитор.

Броненосец «Уаскар» (фото: Instituto Riva-Agüero - PUCP)

Вооружение корабля было, как минимум, любопытным — с одной стороны — двухорудийная вращающаяся башня — писк тогдашней моды, с другой — дульнозарядные орудия Армстронга, которые всё же отживали своё. Зато какое развлечение! Пушку после выстрела откатить внутрь башни, поднять по системе блоков и тросов заряд и снаряд, зарядить пушку, накатить обратно, навестись… Быстро стрелять не выходило никак. Впрочем, если попадет — мало не казалось.

Путь «Уаскара» на новую родину можно назвать одиссеей. Сперва он попал в сильнейший шторм и четверо суток пережидал во французском порту Брест. Потом на корабле произошёл бунт. Бунтарей — в количестве пяти — успешно угомонили совместными силами экипажа «Уаскара» и ещё двух кораблей: перуанского броненосного фрегата «Индепенденсия» и зафрахтованного транспорта «Темза». Тут надо оговориться, что монитором командовал чилиец, — вернее, перуанский морской офицер чилийского происхождения, Хосе Мария Сальседо. Но вообще Перу и Чили тогда ещё дружили — особенно, против Испании.

Буквально через несколько дней «Уаскар» ухитрился столкнуться с «Индепенденсией» и получил повреждение винта прямо посреди Атлантического океана. К счастью, у броненосца был парус, и вскоре корабль уже чинился в Рио-де-Жанейро.

На пути из Рио к Магелланову проливу кораблю представилась возможность продемонстрировать свои боевые качества: он захватил испанскую бригантину «Мануэль», направлявшуюся в Монтевидео, а затем парусник «Петита Викторина». Пролив прошли уже без инцедентов… ну, если не считать ужасного шторма в чилийских территориальных водах, где «Уаскар» лишился одной из своих шлюпок. Корабль прибыл на театр военных действий, где перуанско-чилийский союз отбивался от испанцев, слишком поздно, лишь к лету 1866 года — испанцы уже ушли, поняв, что им, наверное, не светит.

А в 1879-м году началась Вторая Тихоокеанская Война, более известная в узких кругах, как «Война за гуано и селитру». Воспользовавшись тем, что Боливия опрометчиво повысила налоги на добычу селитры (причём не вообще, а в отношении конкретной чилийской корпорации), Чили объявило войну и быстренько оттяпало приличный кусок атакамской пустыни (а заодно и прибрежный город Антофагасту). Боливийцы остались без выхода к морю, что в те времена было подобно экономической смерти. Перу попыталось было выступить в роли посредника, но раздухарившиеся чилийцы объявили войну заодно и перуанцам.

«Уаскар» меж тем успел прославиться тем, что пережил антиправительственное восстание, и стал первым кораблем, подвергшимся торпедной атаке: торпедировать его пытались англичане, но он ловко увернулся (аж два раза). 28 мая 1879 монитор становится флагманским кораблем легенды перуанского флота — адмирала Мигеля Грау, и на всех парах мчится защищать униженную и оскорблённую Боливию от бывшего союзника. Впрочем, следует оговориться: чилийцев на континенте до сих пор недолюбливают практически все.

«Уаскар» таранит «Эсмеральду». Художник Томас Сомерскейлз

К радости этих «всех» «Уаскар» в течение шести месяцев наводил ужас на чилийское побережье и флот. Броненосец потопил корвет «Эсмеральда», сильно потрепал корвет «Абтао» и канонерку «Магальянес», а также захватил пароход «Римак». В ходе боевых действий корабль еще и модернизировать успели: в порту Кальяо с него убрали фок-мачту, обеспечив тем самым возможность ведения огня в нос (до этого мачта перекрывала передний сектор).

Однако монитору это уже не помогло. 8 октября 1879 года, у мыса Ангамос, 6 чилийских кораблей — в числе которых 2 броненосца — «Кохран» и «Бланко Энкалада» — берут «Уаскар» в кольцо. Судно получает серьёзные повреждения, из 204 членов экипажа 33 убиты (включая Мигеля Грау), остальные взяты в плен.

Последний бой «Уаскара» у мыса Ангамос. Художник Томас Сомерскейлз

Что было дальше? По аналогии с концом императорской династии инков, историей «Уаскара» заканчивается история морских побед Перу. А корабль чилийцы забирают себе, чинят и до конца войны успешно используют против перуанцев.

Сейчас отреставрированный броненосец превращен в Музей Боевой Славы — чилийской, что характерно. Наряду с британским «Уорриором», «Уаскар» один из немногих сохранившихся в почти первозданном виде боевых кораблей той эпохи.

«Уаскар» в наши дни

А вот дипломатические отношения между Чили и Перу так до сих пор толком и не налажены.

умновато, для этого ресурса.))

А вот связка "однако, монитору это уже не помогло" непонятна даже мне...

6 декабря, 22:320

Чем это вам ресурс не угодил?

7 декабря, 08:050
Похожие статьи