Марина Попович: памяти королевы неба

Решение пойти в авиацию «мадам МиГ» — так Марину прозвали в западной прессе, когда в 1965 году она преодолела звуковой барьер на реактивном истребителе МИГ-21 — приняла в возрасте четырёх лет. Шла Великая Отечественная война. «Нас постоянно бомбили, вот тогда я и насмотрелась ужасов войны… Я хотела отомстить фашистам», — вспоминала она. Потом фашисты кончились, а желание летать осталось.

В 16 лет Попович, урождённая Васильева, пыталась записаться в аэроклуб, но оказалось, что сесть за штурвал ей не светит из-за низкого роста, ноги не доставали до педалей. Такая «мелочь» её, конечно, не остановила — Маресьев вообще без ног летал. Чтобы быстрее вырасти, она висела вниз головой. Через год рост увеличился со 150 до 161 сантиметра, и в небо открылся путь, состоявший из множества шагов. Сначала — Новосибирский авиационный техникум, который Марина окончила в 1951 году. Затем работа инженером-конструктором; обучение в Центральной лётно-технической школе ДОСААФ в Саранске; поступление на военную службу, чтобы иметь возможность летать на истребителях; учёба в Ленинградской академии гражданской авиации…

В 1964 году Марина стала лётчиком-испытателем, и вскоре, как из рога изобилия, посыпались рекорды. Помимо преодоления звукового барьера, она знаменита тем, что в 1965 году установила в своём классе мировой рекорд скорости на самолёте «РВ» с двумя турбореактивными двигателями. В 1967 году на «РВ» Попович побила мировой рекорд своей американской коллеги Жаклин Кокран. Кроме того, десять её рекордов были поставлены на Ан-22, самом большом в мире турбовинтовом самолёте. К слову, Попович стала первой в мире женщиной, пилотировавшей самолёт такого класса. Её любимыми самолётами были военно-транспортный Ил-76 и сверхзвуковой истребитель Миг‑21.

Кстати, в 1962 году нашу героиню выбрали кандидатом в космонавты, но в отряд не взяли. Как шутил впоследствии её первый муж, космонавт Павел Романович Попович, это из-за того, что она совершенно не умела молчать, в том числе во время еды. А космос такого не прощает — пища вылетает из открытого рта, и Марина рисковала умереть голодной смертью. Неудача с космосом не помешала ей покорить все вершины, получить ряд государственных наград, включая орден Трудового Красного Знамени, и исполнить детские мечты.

Помимо покорения неба, Марину влекло всё фантастическое, таинственное. Она всерьёз интересовалась летающими тарелками и даже написала об этом книгу. По её собственным словам, от прочих уфологов её отличало то, что она хотя бы не путала с НЛО военную технику и отработанные ступени ракет. Впрочем, в наше время гораздо фантастичнее выглядят другие вещи. Скажем, то, что девушка из деревни Самусенки Смоленской области, чей отец работал перегонщиком плотов, стала лицом отечественной авиации. Или что в 20 лет она пробилась на приём к Ворошилову, на тот момент заместителю Председателя Совета Министров СССР, с жалобой на то, что с развитием реактивной авиации женщин перестали брать в авиационные училища. В своей книге «Автограф в небе» она описала это так: «Всё свободное время я проводила на аэродроме. Мне очень хотелось стать лётчиком-профессионалом, но везде говорили одно и то же: „Не женское это дело“. Возмущаясь, я приводила в пример известных советских лётчиц — Гризодубову, Раскову, Осипенко, Ямщикову, — но встречала отказ. Оставалось одно — ехать в Москву и там добиваться своей цели». Ворошилов ответил, что, если есть способности, её обязаны допустить к учёбе. Так она попала в Саранск, в лётно-техническую школу ДОСААФ (с полугодичным опозданием, которое быстро наверстала).

Интересен случай, описанный в одном из интервью. В 1962 году, после неудачного похода в горы, Марина гостила на даче в Таджикистане и попросила какого-то местного мужика в тюбетейке нарвать яблок для неё и дочери. Мужик принёс лестницу, поднялся на яблоню, и тут за ним приехала машина. Он спустился, вручил Попович яблоки, простился и уехал. Заинтригованная, она спросила, кто это был. Ей ответили: «Председатель Совета министров Таджикистана».

Надо сказать, что покорение неба было занятием не только романтическим и героическим, но и опасным. Марина Попович начала работать лётчиком-испытателем в 1964 году, и 16 из 18 человек, бывших с ней в одной группе, разбились. Свои первые книги она посвятила погибшим коллегам. Попович тяжело переживала трудности в отечественном авиастроении, разрушение «Бурана». Но ничто не могло разочаровать её в выбранной профессии — покорении неба. В заключение процитируем её обращение к молодёжи: «Небо ждёт вас! Подарите ему своё сердце, и вы будете вознаграждены неповторимыми по силе и красоте мгновениями жизни. Я счастлива, что долгие годы дружила с бесконечной небесной голубизной».

Старые герои уходят. Хотелось бы, чтобы на их место пришли новые.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий