Орудие нападения: бомбардировщики, начавшие войну

Ударная авиация Второй мировой невероятно разнообразна. В тени грозной славы штурмовиков и многомоторных «стратегов» остались машины, сделавшие Вторую мировую такой, какой мы ее знаем. Сегодня мы поговорим о средних бомбардировщиках.

/
33K
22
10
218

Ударная авиация Второй мировой невероятно разнообразна. В тени грозной славы штурмовиков и многомоторных «стратегов» остались машины, сделавшие Вторую мировую такой, какой мы ее знаем. Сегодня мы поговорим о средних бомбардировщиках.

Едва ли во Второй мировой войне были самолёты, освоившие столько же профессий, сколько двухмоторные средние бомбардировщики. Эти ребята играли самые разные роли, до истребителей включительно. И всё помимо своей основной профессии — таскать бомбы куда надо и бросать их поближе к цели. Можно было, поднапрягшись, обойтись и без тяжёлого бомбардировщика, и без лёгкого одномоторного, но доброго и крепкого «середнячка» должен был иметь каждый.

Давайте-ка посмотрим на самые интересные модели. И начнём, пожалуй, со стран «оси», сделавших первый ход в войне.

Heinkel 111 — волк в овечьей шкуре

Всё началось с того, что в первой половине 1930-х годов фирма Heinkel проектировала пассажирский самолёт — производство вооружений в Германии было ограничено Версальским договором, и страна старалась обойти запреты всеми доступными способами. История авиации знает немало подобных попыток, но успешных среди них — единицы. Именно таким исключением и стал He-111.

Признаки «пассажирского» происхождения оставались с самолётом до конца и принесли ему немалую пользу — He-111 мог успешно служить и транспортом, что не удавалось «настоящим» бомбардировщикам с узким фюзеляжем.

В начале 1935 года существование люфтваффе было объявлено официально, и Германию больше ничто не сдерживало. Производство первых бомбардировщиков началось. К началу войны было построено более восьми сотен машин нескольких модификаций.

Первый «Хейнкель» был не очень похож на ту машину, которую все хорошо знают по фотографиям и кинохронике, — у него была классическая кабина, слабое оборонительное вооружение из трех 7,92-миллиметровых пулемётов. Верхняя стрелковая точка была прикрыта небольшим козырьком, а нижняя и вовсе выдвигалась из фюзеляжа.

В 1939 самолёт подвергли серьезной модернизации. Конструкторы окончательно определились с формой кабины экипажа — на серийных машинах модификации «H» появилась знаменитая асимметричная кабина-аквариум. Самолёт получил подфюзеляжную гондолу с двумя оборонительными точками, мощные двигатели Jumo 211А-1 по 1075 л. с. каждый. Впоследствии двигатели также улучшили, доведя мощность до 1300 л. с.

He-111 для своего времени был превосходно вооружён — шесть пулемётов калибра 7,92 мм обеспечивали сферический обстрел. В передней части гондолы можно было смонтировать 20-миллиметровую пушку, а в верхней и нижней точках — 13-миллиметровые пулеметы.

С максимальной бомбовой нагрузкой в 3,5 тонны и боевым радиусом примерно в тысячу километров (в ущерб нагрузке, естественно) He-111 мог на первых порах неплохо справляться с ролью стратегического бомбардировщика.

Поражение в битве за Британию и Лондонском блице, избиение под Сталинградом, где He-111 нередко использовались как транспортники, а также другие неудачи вряд ли можно объяснить его недостатками. «Хейнкель» был скорее слишком хорош в начале войны, чтобы разглядеть его стремительное старение, наступившее всего через несколько лет.

Мицубиси G4M «Бетти» — зажигалка дальнего действия

Средний бомбардировщик в Японии был в первую очередь торпедоносцем, что логично для островной империи. Возможность бомбометания была опцией, полезной, но не главной. К тому же дальняя бомбардировочная авиация была частью ВМС, и самолёты строились по заказу флотоводцев.

Когда в фирму «Мицубиси» в 1937 году обратились представители флота и предложили взять двигатели от существующего самолёта G3M, не устраивавшего моряков, и построить новый торпедоносец, только более быстрый, дальний и грузоподъёмный, конструкторы возражали, апеллируя к физике. Но военные были непреклонны, и самолёт пришлось строить, уменьшая вес по килограмму.

В результате он был готов к 1940 году, а в 1941 G4M начали активно эксплуатировать. Самолёт пережил несколько модернизаций, главной из которых стала установка более мощных двигателей «Мицубиси Касей». Они также доводились в течение войны, и мощность с изначальных 1500 л.с возросла до 1800 л. с.

Главной особенностью «берегового торпедоносца» была его дальность — у первой серийной версии — G4M1 Model 11 — она превышала 5500 километров, а боевой радиус составлял соответственно около 2600 километров — пожалуй, наилучший показатель среди одноклассников. Неплохим также был потолок в восемь с лишним километров.

Погрузка торпеды на «Бетти»

За дальность действия была заплачена высокая цена — на самолёте практически не было серьёзного бронирования, даже топливные баки в крыльях были сделаны без стенок — ими служила обшивка самолёта. Поджечь торпедоносец было легко, и среди американских пилотов он получил прозвище «зажигалка».

У самолёта был довольно крупный, хорошо узнаваемый фюзеляж — его большой диаметр был продиктован стремлением конструкторов убрать бомбы или торпеды внутрь. Ещё одной особенностью стала хвостовая оборонительная установка, в которой монтировалась 20-миллиметровая пушка. На остальных позициях — носовой, верхней турели и бортовой — стояли 7,7-миллиметровые пулемёты. В целом самолёт был вооружён довольно слабо, поскольку пушке, несмотря на огневую мощь, не хватало скорострельности.

G4M пошли в дело в 1941 году в Китае, а в декабре того же года прославились потоплением (совместно со старшими коллегами G3M) британского линкора «Принс оф Уэлс» и линейного крейсера «Рипалс». Самолёты участвовали во всех крупных сражениях в качестве бомбардировщиков, торпедоносцев, разведчиков и десантного транспорта. Заканчивали свою карьеру в авиации Императорского флота «зажигалки» как носители самолётов-снарядов MXY-7 «Ока», управляемых пилотами-камикадзе. Но не слишком результативно.

Savoia-Marchetti SM.79 Sparviero — экзотика в бою

Когда мы говорим о средних бомбардировщиках, то обычно имеем в виду двухмоторные машины. Однако это правило не работает в Италии. Трёхмоторные машины в 1930-х и 1940-х годах не были никакой суперэкзотикой, достаточно вспомнить германский Ju-52. Однако любовь итальянцев к трёхмоторникам переходит все границы.

Их было действительно много — Caproni Ca.133, Piaggio P.16, Cant Z.1007 Alcione… Ну и, наконец, SM.79 Sparviero. Не самый лучший, не самый удачный бомбардировщик, но, безусловно, именно он больше всего подходит на роль символа итальянской бомбардировочной авиации Второй мировой.

Трёхмоторная схема имеет свои плюсы, главный из которых — надёжность. Три мотора — не два. И если в полёте выйдет из строя один двигатель, то двухмоторная машина потеряет половину мощности, а трёхмоторная — лишь треть. Однако минусов в такой схеме гораздо больше — у механиков на земле больше работы, требуется больше запчастей, три мотора весят больше, чем два аналогичной мощности.

Кроме того, установленный в носовой части третий двигатель лишал возможности разместить там кабину бомбардира и стрелковую точку. Конструкторы решили проблему обороны, установив неподвижный пулемёт на большом выступе-горбе, однако это решение было очевидно слабым даже тогда. Бомбардира на Sparviero посадили… в подфюзеляжную гондолу ближе к хвосту. При этом самолётом управлял «полуторный» набор пилотов — бортмеханик присоединялся к командиру на время взлёта и посадки (схема довольно популярная в то время, достаточно вспомнить He-111 и британский Handley-Page Halifax).

Интересно, что, как и He-111, происхождения этот самолёт мирного, более того — пассажирского. Однако в данном случае считать это достоинством никак нельзя — то, что сделано в мирных целях, на войне не очень полезно. Впрочем, готовый в 1934 году восьмиместный пассажирский самолёт фирмы Savoia-Marchetti был одним из самых быстрых в Италии, и не попытаться выставить его на конкурс для военных, пожелавших получить современный бомбардировщик, было бы странно.

Чуда не произошло. Скоростной бизнес-джет не стал хорошим военным самолётом. Ему не хватало мощности трёх моторов Альфа-Ромео по 750 л. с. каждый, несмотря на 12,7-миллиметровые пулемёты в трёх точках — передней установке, верхней турели и гондоле, он был довольно слабо вооружён, бензобаки не были протектированы, что также делало самолёт уязвимым.

Тем не менее итальянцы построили более 1300 таких машин, которые не только летали до конца войны, но и служили потом в разных ближневосточных странах. Последний Sparviero списали в Ливане в 1959 году.


Средние бомбардировщики «оси» казались настоящим кошмаром первых лет войны — многочисленные воздушные армады с подготовленными экипажами, направляемые умелым командованием, казалось, было не остановить. Но никакая удача не бывает вечной. Ответ союзников не заставил себя ждать, и о солдатах воздушной войны Антигитлеровской коалиции мы поговорим в следующий раз.

Hoвости СМИ2
«‡„ÛÁ͇...
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

19K
21
4
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

47K
41
19
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

23K
25
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

33K
34
5
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

31K
19
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

13K
21
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

11K
9
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

12K
24
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

10K
13
0
0
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

53K
91
56
979
Маниакальный ужас: топ-7 серийных убийц древности и Средневековья

Жиль де Ре, граф Дракула, кровавая графиня Батори — их вы и так прекрасно знаете. Но были и другие — те, кому не довелось попасть в учебники, хотя деяния их были едва ли не более омерзительными. Семёрка забытых убийц далёкого прошлого — в нашем сегодняшнем материале.

34K
41
14
238
Забытый успех армии троечников: куда делись герои 1812 года

Противник сидел на плечах. Русские войска отступали, огрызаясь, — часть обоза пришлось бросить. Раненые остались на милость неприятеля. Не самая типичная картина для ноября 1812 года, когда до битвы на Березине оставалось всего ничего. А самое удивительное, что, откатившись на полторы сотни километров и сдав противнику город, русские могли поздравить себя с успехом…

21K
116
30
399
Искупившие вину: подвиг бойцов 65-й отдельной штрафроты

Стремительным броском штрафной взвод ворвался в село. Начался жаркий бой. Солдаты дрались отчаянно, но попали в окружение и почти трое суток вынуждены были держать оборону.

18K
49
19
600
Первое танковое сражение в истории: когда не помогают миллиметры

Когда речь заходит о сражении танковых корпусов, любители начинают считать танчики и меряться миллиметрами. Битва при Жамблу прекрасно показывает тщетность подобных усилий.

18K
55
29
243
Амритсарская бойня: самый знаменитый расстрел в Британской империи

Сто лет назад всего один генерал и сотня солдат навсегда изменили судьбу Индии — и всей Британской империи. Как попытка спасти страну привела к дикой бойне — в нашей статье.

17K
53
51
631
Неудобная война: как тушили пожар Боксёрского восстания

Об этой войне не любят рассказывать. Летом 1900 года китайская артиллерия обстреливала Благовещенск, а российские войска вместе с союзниками штурмовали Пекин. Что же там произошло?

17K
51
15
746
Осмысляя «Немыслимое»: РККА против англо-американцев

Операция «Немыслимое» — секретные британские планы на случай войны с СССР, составленные летом 1945 года. И естественно, основное внимание привлекает главный вопрос: кто бы победил, случись конфликт между бывшими союзниками? Стальной кулак и боевой опыт РККА — или же воздушная мощь и выучка англо-американцев?

16K
73
395
824
Палочная дисциплина: как наказывали в русской армии 1830–50-х годов

Не спи на посту — получишь сотню ударов палкой! Для России времён Николая I это был совершенно нормально. Как же наказывали в то время нерадивых солдат и офицеров — в нашей статье.

16K
38
63
476
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

84K
71
23
742
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

82K
46
33
467
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

81K
26
12
81
Я только спросить: 10 наивных вопросов о ваффен СС

В ваффен СС брали настоящих арийцев с безупречной родословной? Эсэсовцы были помешаны на оккультизме? Вермахт и СС конкурировали? WARHEAD.SU собрал самые простые и одновременно сложные вопросы об организации войск СС.

60K
42
77
361
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

53K
91
56
979
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

53K
63
66
862
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

53K
42
54
591
Стройка века по-немецки: Атлантический вал

«Мы построим свою линию укреплений, с пушками и адским пламенем!» — решили немцы в 30-е годы, обиженно наблюдая, как тем же самым вовсю уже занимается весь остальной мир. Немецкая пропаганда утверждала, что Атлантический вал неприступен и любая попытка высадки обречена. Но союзники решили, что этот вал не так страшен, как его малевал доктор Геббельс.

52K
43
10
432
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

52K
65
34
719
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

207K
92
56
897
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

109K
62
18
869
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

88K
41
29
457
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

84K
7
3
276
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

84K
71
23
742
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

82K
46
33
467
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

81K
26
12
81
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе

Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.

75K
33
14
172
Рожок, бубен и мясорубка: что поможет перезарядить быстрее?

Запас патронов бывает двух видов: «мало» и «всё равно мало». Однако просто забить рюкзак патронами — тоже не выход. Процесс перезарядки для противника вовсе не повод по-джентльменски прекратить стрельбу. Перезаряжаться желательно как можно быстрее и реже, а патроны таскать уже «готовыми к употреблению». Что же для этого придумали?

74K
28
17
346