Железо

Орудие нападения: бомбардировщики, начавшие войну

Ударная авиация Второй мировой невероятно разнообразна. В тени грозной славы штурмовиков и многомоторных «стратегов» остались машины, сделавшие Вторую мировую такой, какой мы ее знаем. Сегодня мы поговорим о средних бомбардировщиках.
Дмитрий Алексеев /
32K
22
10
218
Ударная авиация Второй мировой невероятно разнообразна. В тени грозной славы штурмовиков и многомоторных «стратегов» остались машины, сделавшие Вторую мировую такой, какой мы ее знаем. Сегодня мы поговорим о средних бомбардировщиках.

Едва ли во Второй мировой войне были самолёты, освоившие столько же профессий, сколько двухмоторные средние бомбардировщики. Эти ребята играли самые разные роли, до истребителей включительно. И всё помимо своей основной профессии — таскать бомбы куда надо и бросать их поближе к цели. Можно было, поднапрягшись, обойтись и без тяжёлого бомбардировщика, и без лёгкого одномоторного, но доброго и крепкого «середнячка» должен был иметь каждый.

Давайте-ка посмотрим на самые интересные модели. И начнём, пожалуй, со стран «оси», сделавших первый ход в войне.

Heinkel 111 — волк в овечьей шкуре

Всё началось с того, что в первой половине 1930-х годов фирма Heinkel проектировала пассажирский самолёт — производство вооружений в Германии было ограничено Версальским договором, и страна старалась обойти запреты всеми доступными способами. История авиации знает немало подобных попыток, но успешных среди них — единицы. Именно таким исключением и стал He-111.

Признаки «пассажирского» происхождения оставались с самолётом до конца и принесли ему немалую пользу — He-111 мог успешно служить и транспортом, что не удавалось «настоящим» бомбардировщикам с узким фюзеляжем.

В начале 1935 года существование люфтваффе было объявлено официально, и Германию больше ничто не сдерживало. Производство первых бомбардировщиков началось. К началу войны было построено более восьми сотен машин нескольких модификаций.

Первый «Хейнкель» был не очень похож на ту машину, которую все хорошо знают по фотографиям и кинохронике, — у него была классическая кабина, слабое оборонительное вооружение из трех 7,92-миллиметровых пулемётов. Верхняя стрелковая точка была прикрыта небольшим козырьком, а нижняя и вовсе выдвигалась из фюзеляжа.

В 1939 самолёт подвергли серьезной модернизации. Конструкторы окончательно определились с формой кабины экипажа — на серийных машинах модификации «H» появилась знаменитая асимметричная кабина-аквариум. Самолёт получил подфюзеляжную гондолу с двумя оборонительными точками, мощные двигатели Jumo 211А-1 по 1075 л. с. каждый. Впоследствии двигатели также улучшили, доведя мощность до 1300 л. с.

He-111 для своего времени был превосходно вооружён — шесть пулемётов калибра 7,92 мм обеспечивали сферический обстрел. В передней части гондолы можно было смонтировать 20-миллиметровую пушку, а в верхней и нижней точках — 13-миллиметровые пулеметы.

С максимальной бомбовой нагрузкой в 3,5 тонны и боевым радиусом примерно в тысячу километров (в ущерб нагрузке, естественно) He-111 мог на первых порах неплохо справляться с ролью стратегического бомбардировщика.

Поражение в битве за Британию и Лондонском блице, избиение под Сталинградом, где He-111 нередко использовались как транспортники, а также другие неудачи вряд ли можно объяснить его недостатками. «Хейнкель» был скорее слишком хорош в начале войны, чтобы разглядеть его стремительное старение, наступившее всего через несколько лет.

Мицубиси G4M «Бетти» — зажигалка дальнего действия

Средний бомбардировщик в Японии был в первую очередь торпедоносцем, что логично для островной империи. Возможность бомбометания была опцией, полезной, но не главной. К тому же дальняя бомбардировочная авиация была частью ВМС, и самолёты строились по заказу флотоводцев.

Когда в фирму «Мицубиси» в 1937 году обратились представители флота и предложили взять двигатели от существующего самолёта G3M, не устраивавшего моряков, и построить новый торпедоносец, только более быстрый, дальний и грузоподъёмный, конструкторы возражали, апеллируя к физике. Но военные были непреклонны, и самолёт пришлось строить, уменьшая вес по килограмму.

В результате он был готов к 1940 году, а в 1941 G4M начали активно эксплуатировать. Самолёт пережил несколько модернизаций, главной из которых стала установка более мощных двигателей «Мицубиси Касей». Они также доводились в течение войны, и мощность с изначальных 1500 л.с возросла до 1800 л. с.

Главной особенностью «берегового торпедоносца» была его дальность — у первой серийной версии — G4M1 Model 11 — она превышала 5500 километров, а боевой радиус составлял соответственно около 2600 километров — пожалуй, наилучший показатель среди одноклассников. Неплохим также был потолок в восемь с лишним километров.

Погрузка торпеды на «Бетти»

За дальность действия была заплачена высокая цена — на самолёте практически не было серьёзного бронирования, даже топливные баки в крыльях были сделаны без стенок — ими служила обшивка самолёта. Поджечь торпедоносец было легко, и среди американских пилотов он получил прозвище «зажигалка».

У самолёта был довольно крупный, хорошо узнаваемый фюзеляж — его большой диаметр был продиктован стремлением конструкторов убрать бомбы или торпеды внутрь. Ещё одной особенностью стала хвостовая оборонительная установка, в которой монтировалась 20-миллиметровая пушка. На остальных позициях — носовой, верхней турели и бортовой — стояли 7,7-миллиметровые пулемёты. В целом самолёт был вооружён довольно слабо, поскольку пушке, несмотря на огневую мощь, не хватало скорострельности.

G4M пошли в дело в 1941 году в Китае, а в декабре того же года прославились потоплением (совместно со старшими коллегами G3M) британского линкора «Принс оф Уэлс» и линейного крейсера «Рипалс». Самолёты участвовали во всех крупных сражениях в качестве бомбардировщиков, торпедоносцев, разведчиков и десантного транспорта. Заканчивали свою карьеру в авиации Императорского флота «зажигалки» как носители самолётов-снарядов MXY-7 «Ока», управляемых пилотами-камикадзе. Но не слишком результативно.

Savoia-Marchetti SM.79 Sparviero — экзотика в бою

Когда мы говорим о средних бомбардировщиках, то обычно имеем в виду двухмоторные машины. Однако это правило не работает в Италии. Трёхмоторные машины в 1930-х и 1940-х годах не были никакой суперэкзотикой, достаточно вспомнить германский Ju-52. Однако любовь итальянцев к трёхмоторникам переходит все границы.

Их было действительно много — Caproni Ca.133, Piaggio P.16, Cant Z.1007 Alcione… Ну и, наконец, SM.79 Sparviero. Не самый лучший, не самый удачный бомбардировщик, но, безусловно, именно он больше всего подходит на роль символа итальянской бомбардировочной авиации Второй мировой.

Трёхмоторная схема имеет свои плюсы, главный из которых — надёжность. Три мотора — не два. И если в полёте выйдет из строя один двигатель, то двухмоторная машина потеряет половину мощности, а трёхмоторная — лишь треть. Однако минусов в такой схеме гораздо больше — у механиков на земле больше работы, требуется больше запчастей, три мотора весят больше, чем два аналогичной мощности.

Кроме того, установленный в носовой части третий двигатель лишал возможности разместить там кабину бомбардира и стрелковую точку. Конструкторы решили проблему обороны, установив неподвижный пулемёт на большом выступе-горбе, однако это решение было очевидно слабым даже тогда. Бомбардира на Sparviero посадили… в подфюзеляжную гондолу ближе к хвосту. При этом самолётом управлял «полуторный» набор пилотов — бортмеханик присоединялся к командиру на время взлёта и посадки (схема довольно популярная в то время, достаточно вспомнить He-111 и британский Handley-Page Halifax).

Интересно, что, как и He-111, происхождения этот самолёт мирного, более того — пассажирского. Однако в данном случае считать это достоинством никак нельзя — то, что сделано в мирных целях, на войне не очень полезно. Впрочем, готовый в 1934 году восьмиместный пассажирский самолёт фирмы Savoia-Marchetti был одним из самых быстрых в Италии, и не попытаться выставить его на конкурс для военных, пожелавших получить современный бомбардировщик, было бы странно.

Чуда не произошло. Скоростной бизнес-джет не стал хорошим военным самолётом. Ему не хватало мощности трёх моторов Альфа-Ромео по 750 л. с. каждый, несмотря на 12,7-миллиметровые пулемёты в трёх точках — передней установке, верхней турели и гондоле, он был довольно слабо вооружён, бензобаки не были протектированы, что также делало самолёт уязвимым.

Тем не менее итальянцы построили более 1300 таких машин, которые не только летали до конца войны, но и служили потом в разных ближневосточных странах. Последний Sparviero списали в Ливане в 1959 году.


Средние бомбардировщики «оси» казались настоящим кошмаром первых лет войны — многочисленные воздушные армады с подготовленными экипажами, направляемые умелым командованием, казалось, было не остановить. Но никакая удача не бывает вечной. Ответ союзников не заставил себя ждать, и о солдатах воздушной войны Антигитлеровской коалиции мы поговорим в следующий раз.

Hoвости СМИ2
«‡„ÛÁ͇...
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново
Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.
13K
18
2
1
Пистолет, появившийся раньше времени
Где-то на пару тысяч лет

Болтеры — самое знаменитое, наверное, стрелковое оружие фантастической вселенной Warhammer 40k — известны тем, что используют реактивные снаряды, стабилизируемые в полете вращением. Этим чудовищем, например, штурмовые отряды Adepta Sororitas (сплошь гарные девицы!) устрашают еретиков по всей галактике в далёком будущем. Есть у него и современный реальный прототип, который тоже известен, но в основном в кругу фанатов стрелковки.

21K
14
7
2
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой
Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.
40K
36
16
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

19K
17
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34
Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…
31K
31
5
6
Вьетнамские хоббиты
Тихое оружие тоннельной войны
Мы знаем о войне на суше, воде и в небе, а вот в 1967 году, в самый разгар войны во Вьетнаме, американцам пришлось повоевать под землей. Вьетконговцы выкопали целые лабиринты тоннелей, в которых находилось всё нужное для жизни. Прямо как у хоббитцов во «Властелине колец», только эти хоббитцы ни разу не были добродушны и гостеприимны. Разбомбить их сверху не получалось, и американцам приходилось спускаться в тесные переходы, кое-где перемещаясь чуть ли не ползком. Обычное оружие в тоннелях только мешало.
13K
18
4
0
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»
1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!
11K
19
0
2
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения
Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».
30K
18
9
4
Стреляй, кисть качай!
Пистолет для фитоняшек XIX века
В конце XIX века самозарядные пистолеты были новинкой. И, конечно, многим хотелось выделиться и приобрести не револьвер «как у всех», а что-нибудь эдакое, но при этом всё-таки доступное уму. Например, затейливый неавтоматический пистолет, перезаряжающийся с помощью мускульной силы. Такие в шутку называли «эспандерами». Мы расскажем об одном из примеров пистолетного хайпа начала века.
8.2K
12
2
0
Пять поворотных моментов операции «Багратион»: как немцы потерпели самое крупное поражение

Операция «Багратион» — крупнейшее поражение немецкой армии за всю её историю! Чтобы просто неудача и прорыв переросли во вселенскую катастрофу, нужно было не раз и не два сделать правильный выбор места и времени ударов, и добавить щепотку импровизации и мастерства. Что же именно происходило 75 лет назад во время Великой Отечественной войны?

28K
45
52
636
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

26K
31
48
440
Прохоровка: о чём хочет забыть Die Welt?

Когда о каком-то факте или событии неожиданно и внешне немотивированно вспоминают, у людей в теме возникает вопрос: «О чём же они хотят забыть?». Статья в Die Welt о Прохоровке — именно такая. Самый лёгкий способ заставить о чём-то забыть — потопить воспоминания в крике и хайпе на постороннюю тему.

26K
62
170
1.5K
Десять «школьных» заблуждений о Руси и Орде

Загадочные и страшные «ордынцы»! Они наводят ужас на всех школьников, читающих учебники истории. Но заблуждений и мифов о них существует огромное количество. Кто помогал монголо-татарам во время нашествия, как у завоевателей шла «игра престолов», и какими были армии различных ордынских государств — в нашем материале.

24K
26
35
553
Как живёт реактор? Путешествие на ЛАЭС

Сериал «Чернобыль» посеял семена сомнения по всему миру. Кажется, что даже после катастрофы на Фукусиме люди столько не интересовались атомными электростанциями, их безопасностью и тем, насколько опасна радиация. Вот и редакция WARHEAD.SU выделила наименее ценного сотрудника, замаскировала его под научного журналиста и отправила на Ленинградскую атомную электростанцию.

23K
27
32
86
Самолёт-перебежчик: 30 лет назад советский истребитель улетел на Запад без пилота

Ровно тридцать лет назад из социалистического лагеря прямо в капитализм сбежал самолёт. Нет-нет, не лётчик, а именно сам самолёт. Лётчик остался верен присяге, а вот самолёт, привлечённый капиталистическими миражами, рванул в страны Западной Европы, пролетев самостоятельно более девяти сотен километров.

22K
27
11
672
Мортсейфы от «воскрешателей»: как в Англии охотились за мертвецами

Ходячие мертвецы, упыри, вихты… Не из-за них ли на старых английских кладбищах до сих пор можно видеть железные «клетки» на могилах? А вот и нет! Мортсейфы ставили, чтобы тела не достались «воскрешателям». О кладбищенской войне, развернувшейся в Англии в XIX веке, — в материале WARHEAD.SU.

22K
24
9
204
От трагедии до фарса: три истории о том, как не надо обращаться с оружием

Личное оружие любит не только ласку и смазку, но и правильное обращение. А вот если с ним обращаться иначе, то последствия будут печальными. Увы, но во время войны были часты случаи, когда происходило именно так. Как пример — три истории о красноармейцах, обращавшихся с оружием не по уставу.

20K
29
25
207
Кто кого: мадьяры против всей Европы

Пока на берегах Европы хозяйничали викинги, на суше её жителей поджидала ничуть не меньшая напасть. Дальние родственники степенных финнов и эстонцев, они же — близкая родня сибирских оленеводов, научились у индоевропейцев, скифов и тюрков разному плохому, и устроили в Старом Свете фантастический кавардак на долгие полвека.

20K
41
28
974
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории
На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!
122K
69
36
897
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

62K
60
18
742
Я только спросить: 10 наивных вопросов о ваффен СС
В ваффен СС брали настоящих арийцев с безупречной родословной? Эсэсовцы были помешаны на оккультизме? Вермахт и СС конкурировали? WARHEAD.SU собрал самые простые и одновременно сложные вопросы об организации войск СС.
47K
38
71
361
Стройка века по-немецки: Атлантический вал

«Мы построим свою линию укреплений, с пушками и адским пламенем!» — решили немцы в 30-е годы, обиженно наблюдая, как тем же самым вовсю уже занимается весь остальной мир. Немецкая пропаганда утверждала, что Атлантический вал неприступен и любая попытка высадки обречена. Но союзники решили, что этот вал не так страшен, как его малевал доктор Геббельс.

45K
40
10
432
Бомбардировщик «Сотка»: бесполезный шедевр

Великий самолёт, превосходящий все аналоги, но погубленный интригами похлеще, чем в «Игре престолов». Речь идёт, разумеется, о бомбардировщике Сухого Т-4 «Сотка». Многие считают провал этой программы чуть ли не трагедией государственного масштаба. Так ли это и кого можно обвинить? Мы разобрались.

43K
34
9
466
Ликбез: что такое испанские терции и почему они проиграли?
Испанская армия больше ста лет господствовала на полях сражений. Испанцы громили всех, кто рисковал выступить против величайшей военной машины Европы. Но внезапно солдаты, которых боялись лучшие полководцы континента, начали проигрывать сражение за сражением. Почему?
40K
28
8
276
Тест: какой вы боец спецназа?

Бойцы спецназа во многом взаимозаменяемы, но всё же у каждого из них есть своя специализация. Медики, штурмовики, группа поддержки… Пройдите наш тест и узнайте, что же вам ближе.

39K
2
2
90
Почему трусость французов — миф?
Боевой флаг французов — белого цвета. Символ их доблести — петух, который при виде опасности удирает со всех ног. Боевая позиция — поднятые руки, а оружие — французский батон. Именно такое мнение о французской армии бытует в сети. Однако всё это — бред сивого мерина в лунную ночь. И у нас есть аргументы.
39K
40
66
949
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

38K
32
23
467
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории
На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!
122K
69
36
897
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

90K
49
8
869
Ликбез: зачем танку бревно
Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.
74K
35
26
457
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе
Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.
71K
30
12
172
Тест: Какой вы военачальник?
Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.
69K
5
3
276
Мгновение до апокалипсиса: что происходит внутри термоядерной бомбы
Что происходит внутри дошедшей до цели термоядерной боеголовки? Много удивительных и красивых, с точки зрения физики, вещей. Правда, перед самым апокалипсисом о них вряд ли кто-нибудь подумает, поэтому мы расскажем о зарождении ядерного взрыва прямо сейчас.
64K
29
28
679
Одна пуля, изменившая ход великой войны
«Friendly Fire Isn’t Friendly» (дружественный огонь ни разу не дружественный) — эту истину знают все, кто хоть раз побывал в зоне боевых действий. Он часто приводит к трагическим последствиям. А один неизвестный иракский солдат из расчёта противовоздушной обороны ухитрился таким образом изменить весь ход Второй мировой войны.
64K
18
12
302
Гранатомёт Таубина: как Сталин не получил супероружие
Хотите предложить товарищу Сталину оружие, которое убьёт всех врагов? А конструктор Таубин сделал такое оружие в реальности. Казалось бы — вот оно! Сейчас Рабоче-Крестьянская Красная Армия покажет империалистам. Однако на вооружение вундерваффе так и не приняли. Почему?
63K
26
27
328
Самолёты Третьего рейха: могли ли немцы обогнать время?
Вскоре после окончания Второй мировой вера в могущество Рейха превратилась в нездоровую идею. Некоторые считали, будто немцы опередили всю планету лет на десять. Быстро появилось мнение о невероятном, фантастическом уровне немецкого авиастроения. Однако с реальностью оно не имело ничего общего. И тогда поклонники Третьего рейха решили взять историю в свои руки.
62K
32
18
312