Железо

Made in China: Как скопировать советский МиГ

Любовь китайцев к копированию давно стала чем-то вроде анекдота. И если бы дело ограничивалось только айфонами! Восточные друзья замахнулись на святое, начав переделывать отечественное вооружение и технику. Warhead решил кратко взглянуть на историю проблемы, сконцентрировавшись, для примера, на истребительной авиации.
Александр Ермаков
  • 40K
  • 11
  • 8
  • 269

Парк истребителей молодых китайских ВВС в 1949 году практически не имел советской техники, а основным самолётом был американский истребитель P-51 «Мустанг». Но СССР достаточно быстро наладил поставки в Китай современного вооружения. Например, из состава советских ВВС соседу были переданы МиГ-9. Самолёты по ряду причин сразу отправились в учебные части. Первыми же боевыми советскими истребителями, на которых китайцы вместе с нашими летчиками участвовали в войне в Корее, стали МиГ-15. Местные авиаремонтные предприятия ограничились мелкими доработками, и самолёт получил местный индекс: J-2 (учебная двухместная версия — JJ-2).

Миг-15 и J-2 (фото: Clavework Graphics)

Рассматривали и вопрос налаживания на месте производства МиГ-15бис, но ему предпочли новейший МиГ-17Ф. В 1956 году началось производство его копии под индексом J-5. На этом этапе китайцы ещё не рисковали вносить творческие изменения в детище более продвинутых технически «иноземных варваров». Самолёты собирались на советском оборудовании, в соответствии с переданным комплектом документации и под руководством специалистов. Истребитель выпускался до 1969 года и активно поставлялся на экспорт в беднейшие страны мира. Учебная версия (выпускалась аж до 1986 года) и перехватчики на основе советских образцов были запущены в серию уже после размолвки с СССР.

Миг-17Ф и J-5 (фото: Clavework Graphics)

Вслед за МиГ-17 дорогие китайские товарищи получили лицензию на выпуск, техническую документацию и оснастку для производства сверхзвуковых истребителей и перехватчиков семейства МиГ-19. Однако по политическим причинам помощь от Советского Союза уже сокращалась, да и ситуация в самом Китае была сложной, так что освоение оказалось непростым: полноценная серия истребителя, получившего индекс J-6, стартовала в середине 60-х гг. С перехватчиком возились ещё десять лет (радар, даже того времени, — штука сложная, да и с ракетами было непросто), периодически замораживая программу... Культурная революция на дворе, умники не котируются.

Миг-19 и J-6 (фото: Clavework Graphics)

Стоит отдать китайцам должное: J-6 уже пытались модернизировать. Вполне успешно, но со страшным опозданием. Заодно в Китае сделали двухместную учебную версию — в СССР летчиков МиГ-19 учили на машинах предыдущего поколения. J-6 составлял основу китайских ВВС вплоть до конца 80-х годов, когда в больших количествах в войска начал поступать следующий герой рассказа.

При словосочетании «китайский МиГ» на ум сразу приходит название модели J-7, копии МиГ-21. Долгое время он был мелкосерийной, «элитной» машиной. Дело в том, что передача лицензии на его производство совпала со ссорой Китая и СССР в начале 60-х гг, и полноценной помощи в освоении производства китайцы не получили. Первый собранный в КНР J-7 взлетел только в 1966 году. На фоне политических дрязг и сложностей с освоением производство шло крайне низкими темпами, регулярно прерывалось и передавалось с завода на завод. Над учебными «спарками» JJ-7 начали работать только в начале 80-х, задержались (из-за отсутствия финансирования) и начали производить нормальной серией только в конце десятилетия.

Миг-21 и J-7 (фото: Clavework Graphics)

В больших объёмах делать одноместные J-7 стали только в более продвинутых модификациях, создаваемых с помощью западных специалистов с конца 80-х годов. Да, китайцы даже параллельно с закупками новых моделей вовсю клепали МиГ-21, пусть и модернизированный, и в 90-х, и в нулевых! Старичок, конечно — зато свой. Стал J-7 и основой для местного творчества, как самостоятельного, так и с помощью «консультантов»: стоит только вспомнить экспортный JF-17 и учебный JL-9.

JL-9 (FTC-2000) и JF-17 (FC-1)

Эти боевые истребители китайцы закончили делать для своих лет десять назад, на экспорт — пять, а последняя учебная парта JJ-7 была передана родным ВВС… в марте уходящего 2017 года. Удивительное достижение! Во многом это заслуга советских конструкторов, создавших машину, которая продержалась на мировом конвейере 58 лет. Только вдумайтесь — это половина времени существования самолётов, как явления!

На этом приключения китайцев не закончились — впереди ждала перестройка, новая-старая дружба с Россией и смена приоритетов. К чему же это привело? Расскажем в следующем выпуске, не пропустите!

Hoвости СМИ2
Подписки в соцсетях