itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Made in China: Как скопировать советский МиГ

Любовь китайцев к копированию давно стала чем-то вроде анекдота. И если бы дело ограничивалось только айфонами! Восточные друзья замахнулись на святое, начав переделывать отечественное вооружение и технику. Warhead решил кратко взглянуть на историю проблемы, сконцентрировавшись, для примера, на истребительной авиации.

/
66K
22
8
269
Серия:

Любовь китайцев к копированию давно стала чем-то вроде анекдота. И если бы дело ограничивалось только айфонами! Восточные друзья замахнулись на святое, начав переделывать отечественное вооружение и технику. Warhead решил кратко взглянуть на историю проблемы, сконцентрировавшись, для примера, на истребительной авиации.

Парк истребителей молодых китайских ВВС в 1949 году практически не имел советской техники, а основным самолётом был американский истребитель P-51 «Мустанг». Но СССР достаточно быстро наладил поставки в Китай современного вооружения. Например, из состава советских ВВС соседу были переданы МиГ-9. Самолёты по ряду причин сразу отправились в учебные части. Первыми же боевыми советскими истребителями, на которых китайцы вместе с нашими летчиками участвовали в войне в Корее, стали МиГ-15. Местные авиаремонтные предприятия ограничились мелкими доработками, и самолёт получил местный индекс: J-2 (учебная двухместная версия — JJ-2).

Миг-15 и J-2
Миг-15 и J-2 (фото: Clavework Graphics)

Рассматривали и вопрос налаживания на месте производства МиГ-15бис, но ему предпочли новейший МиГ-17Ф. В 1956 году началось производство его копии под индексом J-5. На этом этапе китайцы ещё не рисковали вносить творческие изменения в детище более продвинутых технически «иноземных варваров». Самолёты собирались на советском оборудовании, в соответствии с переданным комплектом документации и под руководством специалистов. Истребитель выпускался до 1969 года и активно поставлялся на экспорт в беднейшие страны мира. Учебная версия (выпускалась аж до 1986 года) и перехватчики на основе советских образцов были запущены в серию уже после размолвки с СССР.

Миг-17Ф и J-5
Миг-17Ф и J-5 (фото: Clavework Graphics)

Вслед за МиГ-17 дорогие китайские товарищи получили лицензию на выпуск, техническую документацию и оснастку для производства сверхзвуковых истребителей и перехватчиков семейства МиГ-19. Однако по политическим причинам помощь от Советского Союза уже сокращалась, да и ситуация в самом Китае была сложной, так что освоение оказалось непростым: полноценная серия истребителя, получившего индекс J-6, стартовала в середине 60-х гг. С перехватчиком возились ещё десять лет (радар, даже того времени, — штука сложная, да и с ракетами было непросто), периодически замораживая программу... Культурная революция на дворе, умники не котируются.

Миг-19 и J-6
Миг-19 и J-6 (фото: Clavework Graphics)

Стоит отдать китайцам должное: J-6 уже пытались модернизировать. Вполне успешно, но со страшным опозданием. Заодно в Китае сделали двухместную учебную версию — в СССР летчиков МиГ-19 учили на машинах предыдущего поколения. J-6 составлял основу китайских ВВС вплоть до конца 80-х годов, когда в больших количествах в войска начал поступать следующий герой рассказа.

При словосочетании «китайский МиГ» на ум сразу приходит название модели J-7, копии МиГ-21. Долгое время он был мелкосерийной, «элитной» машиной. Дело в том, что передача лицензии на его производство совпала со ссорой Китая и СССР в начале 60-х гг, и полноценной помощи в освоении производства китайцы не получили. Первый собранный в КНР J-7 взлетел только в 1966 году. На фоне политических дрязг и сложностей с освоением производство шло крайне низкими темпами, регулярно прерывалось и передавалось с завода на завод. Над учебными «спарками» JJ-7 начали работать только в начале 80-х, задержались (из-за отсутствия финансирования) и начали производить нормальной серией только в конце десятилетия.

Миг-21 и J-7
Миг-21 и J-7 (фото: Clavework Graphics)

В больших объёмах делать одноместные J-7 стали только в более продвинутых модификациях, создаваемых с помощью западных специалистов с конца 80-х годов. Да, китайцы даже параллельно с закупками новых моделей вовсю клепали МиГ-21, пусть и модернизированный, и в 90-х, и в нулевых! Старичок, конечно — зато свой. Стал J-7 и основой для местного творчества, как самостоятельного, так и с помощью «консультантов»: стоит только вспомнить экспортный JF-17 и учебный JL-9.

JL-9 FTC-2000 и JF-17 FC-1
JL-9 (FTC-2000) и JF-17 (FC-1)

Эти боевые истребители китайцы закончили делать для своих лет десять назад, на экспорт — пять, а последняя учебная парта JJ-7 была передана родным ВВС… в марте уходящего 2017 года. Удивительное достижение! Во многом это заслуга советских конструкторов, создавших машину, которая продержалась на мировом конвейере 58 лет. Только вдумайтесь — это половина времени существования самолётов, как явления!

На этом приключения китайцев не закончились — впереди ждала перестройка, новая-старая дружба с Россией и смена приоритетов. К чему же это привело? Расскажем в следующем выпуске, не пропустите!

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
В следующей статье серии читайте о китайских копиях российских «сушек» >>
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

36K
32
6
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

61K
59
25
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

30K
32
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

37K
40
6
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

33K
20
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

17K
26
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

13K
11
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

13K
26
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

14K
14
0
0
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

375K
152
100
897
Правда ли? Эсэсовцы массово воевали во французском Иностранном легионе

Французский Иностранный легион имел германский акцент с первых дней: король Луи-Филипп создал его в 1831 году из наёмных немецких и швейцарских полков. Непростое, но массовое присутствие немцев в Легионе продлилось полтора века — его не прекратили ни мировые войны, ни взаимная ненависть французов и немцев.

276K
101
20
336
Зенитная самоходка «Деривация»: отличная новинка — или полный провал?

В последние годы российский ВПК показал большое количество новых образцов военной техники. Многие из них вызывают критику — и часто справедливую. Но порой ругают проекты, которые этого не заслуживают. Один из подобных примеров — новая ЗСУ «Деривация». Давайте разберёмся подробно.

202K
69
90
114
Азербайджанский эксперт — о войне и мире в Нагорном Карабахе

Сегодня президент Азербайджана Ильхам Алиев написал в Твиттере о взятии под контроль города Джебраил (Мехакаван) и нескольких сел, прилегающих к Нагорному Карабаху. Армянская сторона не подтверждает это заявление и сообщает о гибели мирных жителей под обстрелами в городах Шуша и Степанакерт.

133K
49
124
132
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

272K
73
12
274
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

170K
45
14
81
Чёрные и белые мифы о ленд-лизе: в трёх соснах

Вторая мировая война — и ленд-лиз. А можно ли было вообще без него? Здесь не будет срывания покровов и погружения в нюансы, но большинство спорщиков о ленд-лизе обычно блуждают именно в этих трёх соснах.

116K
146
445
884
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

170K
80
59
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

137K
105
27
869
WARBLOGS