Made in China: как скопировать российские «сушки»

Кровавая расправа с протестующими на площади Тяньаньмэнь в 1989 году рассорила Китай с Западом. В то же время в СССР пришла перестройка, которая и подарила российско-китайским отношениям второй шанс. Военно-техническое сотрудничество двух стран вновь стало возможным.

В первую очередь интерес Китая был прикован к авиации — в 1990 году уважающая себя держава уже не могла быть вооружена стареньким МиГ-19. В 1991 году китайцы отправились в Россию на смотрины и выбрали Су-27 — большую двухмоторную машину с мощным радаром и при этом с отличной манёвренностью. Что-что, а вкус у китайских товарищей был. Поставки начались уже в 1992 году, а в 1996 году было заключено соглашение о налаживании лицензионной сборки с постепенной локализацией (она началась в конце десятилетия). Новый «китайский» истребитель получил индекс J-11. Прошло ещё несколько лет, и в дополнение к Су-27 Китай купил сотню Су-30МКК/МК2 — многоцелевых двухместных самолётов, способных работать управляемым оружием по наземным целям. Деньги капали, самолёты летали, все были довольны. И тут в российско-китайских отношениях настала чёрная полоса…

Су-27 и J-11 (фото: Clavework Graphics)

В 2003 КНР году «прокинула» партнёров и отказалась от покупки ещё сотни оговорённых машин лицензионной сборки, а заодно и от предложения создать их улучшенный вариант. Причина — страна завершила «самостоятельную разработку» J-11B. Такой поворот почему-то не обрадовал северного соседа. Россия в ответ урезала поставки своих двигателей — лицензию на них, будучи уже научена горьким опытом предыдущего копирования, страна не передавала и поставляла движки готовыми. Как результат — «сушки» местного производства безрадостно стояли без моторов. Свой двигатель (не копию нашего, а, скорее, с заокеанскими корнями) тогда ещё не довели до ума. Но вскоре конфликт благополучно разрешился, и поставки возобновились — зачем поощрять ускоренный переход на местные продукты? Пусть лучше покупают.

J-11B и J-11BS

С тех пор развитие J-11 пошло в Китае самостоятельно. Создали двухместный вариант — J-11BS, сочинили к нему собственную электронику, испытывают новое вооружение. Китайцы сделали и свой вариант ударной модификации, типа свой Су-30 — J-16. Дальше — больше. Разжились на Украине заброшенным прототипом палубного Су-33, а затем использовали его для создания самолёта J-15. Эти J-15 теперь жизнерадостно летают с палубы авианосца «Ляонин», бывшего советского «Варяга», который после распада СССР остался на той же Украине недостроенным и в итоге был выкуплен китайцами.

Важно отметить, что ни J-15, ни J-16 не являются точными копиями — это уже местное творчество по мотивам. Там отчётливо видны отличия от оригинала, но это если знать, куда смотреть. Кроме того, китайцы гоняют в качестве прототипа и своё видение Су-35 — J-11D, но пока он явно не готов.

J-16

С J-11D и связан китайский интерес к покупке Су-35. Несмотря на активную работу над истребителями пятого поколения и детище израильско-американско-европейско-российско-китайского гения J-10, в ближайшее время китайским ВВС придется опираться на наследников Су‑27.

Поэтому очень уж интересно инженерам из Поднебесной поглядеть, как развивался проект на его родине. Наверняка точного копирования российской продукции не будет — эту стадию в Китае уже прошли, — но самое полезное выудят непременно.

J-10 (фото: Topgunchen)

Хороша или плоха эта сделка? Ну…

Нечто среднее. С одной стороны, всем понятно, что китайцы покупают истребители «посмотреть». С другой — России удалось выторговать контракт на 24 машины. Самолёты поставляются готовыми — это затрудняет самостоятельное «ковыряние» и вынуждает закупать оружие и запчасти. Китайцы же никогда не выходили с J-11 на экспорт и не пытались конкурировать с оригинальными «сушками».

Можно предположить, что существует некая джентльменская сделка, которую заключили перед возобновлением поставки двигателей и запчастей. Если китайцы планируют заплатить достойную сумму за развитие своих ВВС, то в этом нет ничего страшного. Благо им ещё долго предстоит возиться с освоением новых знаний, а наши заводы в это время будут завалены заказами.

Все эти договорённости с Китаем выглядят довольно сносно, особенно на фоне Индии: там потенциальные заказчики воротят нос и торгуются по поводу совместной экспортной модификации Су-57 — FGFA. В конце концов, с китайцами нет опасений утери военно-индийским способом или продажи секретов другим «партнёрам».

К чему в итоге приведёт китайское копирование — покажет время. Уже сейчас по количеству истребителей Китай уверенно стремится к первым строчкам мирового военного хит-парада. Что же касается пресловутого китайского качества, то тут можно только строить догадки. Если они у вас есть — поделитесь своим мнением!

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий