«Вавилон-Берлин»: исторический клубок из тайн и загадок

Нуар, криминальная атмосфера Берлина 1920-х годов и герои, которым хочется сопереживать, — всё это открывается любопытному зрителю в сериале «Вавилон-Берлин». Но сможет ли данное произведение по-настоящему увлечь как любителей детективов, так и фанатов истории? Давайте заглянем чуть глубже.

Герои как отражение эпохи

Будем откровенны: сегодня главный герой кино про межвоенную эпоху должен быть либо «воробушком-социофобушком», либо торчком, извивающимся в конвульсиях очередного «прихода». Торчкизм оправдывают пережитым на фронтах великой войны. Таким и сделали детектива Гереона Рата из сериала «Вавилон-Берлин». При этом он — сотрудник отдела нравов и по совместительству добрый католик. Неслучайный выбор сценаристов. Это лакмусовая бумажка, которая должна показать свободу нравов Берлина в 1929 году.

Без героини со сложным прошлым и настоящим тоже не обошлось. Знакомьтесь: Шарлота Риттер, машинистка из полицейского участка. Берлин конца 1920-х годов неспроста назван Вавилоном. Большую семью Риттер надо кормить, нравственность не особо актуальна, а в трудные времена деньги не пахнут. Хотя фамилия Риттер, «рыцарь», подчёркивает суровое желание Шарлотты служить в убойном отделе, девушка умудряется вести двойную жизнь — например, посещая раскованные танцевальные вечеринки по ночам.

Персонажей в нуарном и декадентском мире Вавилона множество. Они появляются и исчезают, нередко не успев раскрыться. Отчасти то же самое происходит и с главными героями. Киноснобы могут выразить законное «фи» — но это вполне может быть сознательным ходом авторов сериала. У зрителей создаётся впечатление, что они — лишь случайные наблюдатели летящей на всех парах под откос исторической эпохи.

Мы с вами — свидетели

Как перед смертью человеку ненадолго становится лучше, так и Веймарская республика опьянённо вдыхает последние крупицы свежего воздуха. Нам показывают, что основной угрозой для государства современники видят не нацистов, а коммунистов. По первым сериям создаётся впечатление, что фильм не столько про Германию и её исторические перипетии, сколько про то, как на горизонте всё ярче разгораются огни мировой революции.

Расследование, которое ведет Рат, поначалу интригует, но вскоре отходит на второй план. Помимо разборок полиции с коммунистами, нам показывают события в промышленных кругах и офицерской среде, жаждущей возрождения величия рейха. Цепляет момент, когда подросток при отце-полковнике и его коллегах рассказывает об одном из сражений прошедшей войны. Как мальчишка при этом стоит по стойке смирно, сколько мужества и педантичности демонстрирует! Пересматривая этот момент, легко представить, как юноша вскоре проникнется идеями наци, а спустя десяток лет с полной уверенностью в своей правоте поведёт солдат с закатанными рукавами жечь и вешать «недочеловеков». Пугающе убедительный и, увы, по сей день актуальный образ мальчика, которому забили голову пропагандой былого величия и жаждой реванша.

Ярко и честно показано неблагополучие Берлина, тонущего в мутных волнах экономических проблем. В поисках работы собираются толпы отчаявшихся, кто-то пишет на табличках свои умения, чтоб его взяли хоть куда-нибудь. А ведь до событий «чёрной пятницы» ещё полгода.

Обратную сторону бедного и проблемного мира Веймарской республики — яркую и безумную ночную жизнь авторы показали с большим вкусом и чувством стиля. Отрывок с песней «Zu Asche, zu Staub» можно пересматривать и переслушивать ещё много раз.

Постскриптум

Если вы любитель детективов и вам нравится, как от мелочи к мелочи разворачивается расследование преступления, — увы, сериал такого удовольствия не доставит. Зато он позволит ощутить атмосферу Берлина конца 1920-х годов. Я специально делаю акцент — не всей Германии, именно Берлина. В фильме чувствуется противопоставление столицы и провинции на примере Кёльна.

Сериал — одна из редких попыток показать Германию не во времена Третьего рейха, а до прихода нацистов к власти. Не сказать, чтобы создатели фильма, Том Тыквер и Ко, первыми из наших современников приоткрыли занавес над жизнью «потерянного поколения». До этого вышел сериал «Острые козырьки» о Бирмингеме с темой пережитого на фронтах братьями Шелби. Однако здесь мы смотрим не на набивших оскомину англосаксов, а на немцев и русских. Причём без «клюквенного» утрирования, которое было в тех же «козырьках».

При просмотре первого сезона фильма «Вавилон-Берлин» невозможно не вспомнить, какой монстр скоро вырвется из чрева берлинских улиц и какая катастрофа ждет мир. Поэтому сериал можно смело рекомендовать всем любителям истории. Надеюсь только, что авторы сумеют не затянуть повествование и ограничатся не очень долгим, но ярким и честным продолжением.

Похожие статьи