Боевые внедорожники: на чём колесят армии мира

По долгу службы военным полагаются автомобили повышенной проходимости. Силовики предъявляют жёсткие требования к так называемым «джипам», ведь от этого зависят жизни солдат. Поэтому в армию поставляются только лучшие представители этого класса. Кто же они, современные внуки «Виллиса»?

США

В самой воюющей армии мира после кампаний в Афганистане и Ираке осознали уязвимость «Хамви». В открытой и конкурентной борьбе за право поставлять легковые автомобили для военных победила компания Oshkosh, зарекомендовавшая себя как производитель хороших минозащищённых машин M-ATV. Так что армия США будет перемещаться на L-ATV (Light all-terrain vehicle).

(Фото: Wikimedia Commons)

Лёгкий, практичный, удобный, с широким дорожным просветом (чуть больше полуметра), заменяемыми боевыми и пассажирскими модулями и защитой от мин — мечта любого настоящего военного. И к тому же автомобиль можно продать союзникам. Например, в середине этого года был одобрен контракт на поставку более 2700 машин этого типа в Великобританию.

Италия

Но кто посмеет сказать, что HMMWV был плохой машиной? Основываясь на опыте его эксплуатации во время войны в Югославии, компания IVECO изготовила основной внедорожник для армии Италии: LMV (Light Multirole Vehicle).

Его основной «фишкой» является защита от мин и обстрелов по классу STANAG II. Класс означает, что подрыв фугаса, эквивалентного 6 кг тротила, под колесом автомобиля и обстрел из автоматического оружия калибром 7,62 мм обойдутся без последствий для экипажа. В довесок заложили общую вариативность конструкции, которая впоследствии стала стандартом для всех вновь разрабатываемых автомобилей. Хочешь — лёгкий пикап заказывай, хочешь — БРЭМ (бронированная ремонтно-эвакуационная машина), а хочешь — машину разведки или огневой поддержки бери. В итоге LMV с успехом разъехались по странам НАТО, а некоторые даже угодили в Бразилию.

Россия

В России в начале 2010-х годов частично локализовали производство LMV Iveco 65, назвав «новую» машину «Рысь». Крупноузловую отвёрточную сборку, согласно контракту с итальянской компанией, развернули на заводе «Ремдизель», и то не сразу: первые 50 машин собрали на 172 авторемзаводе Минобороны в Воронеже. Испытания и производство «Рысей» были жёстко раскритикованы общественностью, но машина в итоге оказалась неплохой. В частности, она успешно воюет в Сирии и демонстрирует лучшую защищённость, чем её конкурент…

(Фото: Wikimedia Commons)

… внедорожник «Тигр» (СТС, или Специальное Транспортное Средство) разработки Горьковского автозавода. На первом этапе этот проект финансировался заказчиком в ОАЭ, но после успешных тестов по неизвестным причинам контракт был расторгнут. За почти шестнадцать лет развития «Тигры» доросли до линейки внедорожников различного назначения и прочно стали ассоциироваться с современной и подготовленной армией РФ. На экспорт они тоже поставляются.

Китай

Крупнейшая армия мира с 2015 года приняла на вооружение автомобиль Yongshi SUV компании Beijing Automobile Works (BAW).

Тесты на профпригодность проходили долго — целых восемь лет испытаний в различных районах Поднебесной. Данные о поведении в бою были получены из самого горячего региона мира на текущий момент — Сирии: правительству этой страны КНР предоставила партию легковых автомобилей в помощь в борьбе с терроризмом. Отзывов о нём пока нет, но всё же не отпускает нас мысль, что где-то мы такой дизайн уже видели.

Индия

Чем больше армия, тем сложнее её обслуживать. Так, к примеру, в индийской армии на текущий момент нет официального бронированного внедорожника. Индусы выбирают между LAMV от компании TATA и Marksman производства Mahindra.

TATA LAMV

Mahindra Marksman

В пользу первого говорит лучшая защита и более продвинутая база, в пользу второго — опыт эксплуатации, пусть даже не всегда успешный, и готовая к производству модель. Учитывая вечно тлеющий конфликт с Пакистаном, с закупкой бы стоило поторопиться!

Франция

Неудивительно, что в 2012 году из Дели в Париж был направлен запрос на исследование характеристик внедорожника PVP (Petit véhicule protégé) фирмы Panhard.

(Фото: Wikimedia Commons)

Договориться не удалось. У французов с экспортом внедорожников вообще как-то не очень. Этот автомобиль купили только Чили, Румыния, Сенегал и Того, да и те без восторга — обошлись мизерными количествами. Может быть, дело в своеобразном, довольно упрощённом дизайне? Саму французскую армию он, кстати, не смущает — на текущий момент в эксплуатации находится чуть менее 1200 единиц.

Германия

Германия обошлась без излишнего патриотизма и выбрала основным лёгким транспортом для пехоты автомобиль швейцарского производства Eagle от компании MOWAG.

(Фото: Wikimedia Commons)

Причём если на вооружении самого альпийского соседа стоят устаревшие модификации, то любезным покупателям поставляются только максимально «прокачанные» версии этой машины. Правда, в больших объёмах закуплен и лёгкий Enok — развитие бронированного варианта мерседесовского «гелендвагена». Около 300 автомобилей этого типа, обладающих защитой по классу STANAG II, поддерживают немецкого производителя в рамках армейского контракта.

Испания

Гордые жители Пиренеев, недолго думая, скопировали и улучшили всё тот же многострадальный «Хаммер», превратив его в полугрузовую платформу. URO VAMTAC (Vehículo de Alta Movilidad Táctico) производства компании UROVESA неплохо разошёлся по миру: помимо Испании, его используют в Марокко, Бельгии, Португалии, Доминиканской республике и некоторых других странах.

URO VAMTAC на службе у румын

Сердито, надёжно, недорого — идеальный выбор, если хочется выглядеть по-современному, но в казне у вас не густо.

ЮАР

Южноафриканцы ещё в 1980-х отказались от обычных внедорожников и перевели большинство боевых транспортных средств в разряд минозащищённых (MRAP). Поэтому, даже если бы в Претории захотели сделать банальный джип для армии, всё равно получился бы аналог RG-32 от компании BAE. Или даже лучше: L-ATV, к примеру, разработан на основе южноафриканского опыта.

RG-33 SOCOM от той же BAE — и минный трал впридачу (фото: Wikimedia Commons)

Похоже, что век просто «бронированных автомобилей повышенной проходимости» подошёл к концу. Если уж армии понадобится машина для реального конфликта, то за безопасность солдат придется выложить круглую сумму, приобретя современный MRAP. Они надёжнее, устойчивей к подрывам и обстрелам и точно так же имеют полный привод на все колёса. Единственное, что не устраивает потенциальных заказчиков в этой чудо-технике, — цена. Пока она столь высока, проще будет приобрести со складов уже проверенные временем (хоть и устаревшие) конструкции легкобронированных джипов у более богатого соседа. А то вдруг войны не будет — а мы уже на MRAP-ы разорились.

У Китая на самом деле еще парочка моделей есть. А у Беларуси есть "Витим", "Барс" и "Волат" V-1. Причем последний уже валом валит в войска.

25 декабря 2017, 20:431

А есть броневички и у Польши, и у Украины, и у Азербайджана.

26 декабря 2017, 03:221

Но, увы, мы ограничены местом в статье...

26 декабря 2017, 11:181

Но, увы, мы ограничены местом в статье...

26 декабря 2017, 11:180

Саша, дорожный просвет не может быть "широким" - по факту, это высота.

27 декабря 2017, 12:050

Был я в Чечне,видел наши бронеавтомобили,беседовал с их водителями. Характерная черта наших броневиков - все они сделаны из "гражданских" автомобилей,на них просто в кустарных условиях,или в заводских, навешана броня. А двигатель-то и ходовая остаются прежними! Отсюда - крайне малый срок годности! Если гражданский водитель бережёт свою машину,то военный говорит про такую примерно следующее:"Да ладно! Скоро новую дадут!" Мне кажется,для государства гораздо дешевле было бы не портить имеющиеся гражданские машины,а изначально делать специализированные! Допустим,БТР гораздо дороже бронированного,скажем, "Урала", допустим,вчетверо. Но в военных условиях,пока он израсходует себя,десять таких "Уралов" поменяют! Само собой,использовать их по назначению - грузовик,даже и бронированный,если пошлют на поле боя - сразу же подобьют,а именно как средство доставки грузов он необходим! Имеется печальный опыт Великой Отечественной войны,когда наши легкие танки,допустим,Т-60 и Т-70,предназначенные для разведки,десанта,для поддержки кавалеристов,посылали в атаку,а то и в танковые бои с "Тиграми"и "Пантерами". Конечно они горели! Ещё я обратил внимание на,скорее всего,существующую во всех без исключения странах тенденцию: сначала выпускают максимально облегчённую машину,типа джипа или багги. Затем начинают её модифицировать - усиливать бронезащиту,ставить всякие "навороты",зачастую делать гражданский вариант,в результате чего её до невозможности перетяжеляют,и снова разрабатывают принципиально новую облегчённую машину! Замкнутый круг какой-то!

27 декабря 2017, 17:530

Это сравнение корректно только в мирное время. А в военное на первый план выходит цена, так как машины все равно производятся массово и умирают не от выработки ресурса. Таким образом количество становится важнее качества. Знаете сколько составлял моторесурс двигателя среднего истребителя Второй мировой? около 50 часов. И ничего, хватало - так как 30-60 боевых вылетов переживал лишь один самолет из ста. С современными фронтовыми грузовиками, не говоря уже о БТР - в случае использования в военных конфликтах примерно те же рассуждения.

7 января, 02:370

Был я в Чечне,видел наши бронеавтомобили,беседовал с их водителями. Характерная черта наших броневиков - все они сделаны из "гражданских" автомобилей,на них просто в кустарных условиях,или в заводских, навешана броня. А двигатель-то и ходовая остаются прежними! Отсюда - крайне малый срок годности! Если гражданский водитель бережёт свою машину,то военный говорит про такую примерно следующее:"Да ладно! Скоро новую дадут!" Мне кажется,для государства гораздо дешевле было бы не портить имеющиеся гражданские машины,а изначально делать специализированные! Допустим,БТР гораздо дороже бронированного,скажем, "Урала", допустим,вчетверо. Но в военных условиях,пока он израсходует себя,десять таких "Уралов" поменяют! Само собой,использовать их по назначению - грузовик,даже и бронированный,если пошлют на поле боя - сразу же подобьют,а именно как средство доставки грузов он необходим! Имеется печальный опыт Великой Отечественной войны,когда наши легкие танки,допустим,Т-60 и Т-70,предназначенные для разведки,десанта,для поддержки кавалеристов,посылали в атаку,а то и в танковые бои с "Тиграми"и "Пантерами". Конечно они горели! Ещё я обратил внимание на,скорее всего,существующую во всех без исключения странах тенденцию: сначала выпускают максимально облегчённую машину,типа джипа или багги. Затем начинают её модифицировать - усиливать бронезащиту,ставить всякие "навороты",зачастую делать гражданский вариант,в результате чего её до невозможности перетяжеляют,и снова разрабатывают принципиально новую облегчённую машину! Замкнутый круг какой-то!

27 декабря 2017, 17:530

Улыбнул индийский агрегат, тот что на гроб похож, но зато на литье, благо, хоть не хромированном :)))

30 декабря 2017, 16:420
Похожие статьи