itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Русский подводный стимпанк: инженерная мысль на грани фантастики

Любые технические новинки на заре своего развития смотрятся нелепо и соединяют новизну замысла с архаичностью форм и технологий. Не стали исключением и подводные лодки. Давайте посмотрим на некоторые российские изделия времён зарождения подплава. Многие из них вполне могут служить декорациями в стимпанковских фильмах!

/
31K
20
3
224

Любые технические новинки на заре своего развития смотрятся нелепо и соединяют новизну замысла с архаичностью форм и технологий. Не стали исключением и подводные лодки. Давайте посмотрим на некоторые российские изделия времён зарождения подплава. Многие из них вполне могут служить декорациями в стимпанковских фильмах!

Двуглавая утка Шильдера

В 1834 году генерал-адъютант Карл Шильдер создал боевую подлодку примечательной (и весьма продвинутой для того времени) конструкции. При проектировании он учёл опыт своих зарубежных предшественников. Построена лодка Шильдера была всего за три месяца и в том же году испытана. Испытания прошли успешно, и на продолжение разработок были выделены новые средства. За тринадцать следующих лет свет увидели ещё два варианта подлодки, но все они страдали одним и тем же недостатком — медлительностью, и на вооружение приняты не были.

Антон Железняк
Антон Железняк
Эксперт по техническим и инженерным вопросам

Карл Андреевич Шильдер — российский военный инженер, генерал-адьютант. Участник битвы при Аустерлице (1805 год) и обороны Бобруйска (1812). В должности командира лейб-гвардии сапёрного батальона руководил инженерным обеспечением осады крепостей Варны и Силистрии в 1829 году, в должности начальника инженеров гвардейского корпуса — обеспечением штурма Варшавы в 1831 г. Помимо изобретения подлодки, предложил ряд средств минной и противоминной борьбы как на суше, так и на море. Воспитал несколько поколений российских военных инженеров.

Русский подводный стимпанк: инженерная мысль на грани фантастики

Отличительным признаком лодки Шильдера были две рубки, дававшие неплохой, по меркам тогдашнего подплава, обзор. Правда, никаких хитрых приборов в те времена ещё не изобрели, так что приходилось довольствоваться обычными (но зато весьма стильными) круглыми иллюминаторами в медной оправе. В кормовой рубке даже был установлен зеркальный перископ — очень продвинутая штука. Если я не ошибаюсь, это вообще первое в истории применение перископа на подлодке. Вооружение состояло из гарпуна с подвешенной к нему миной.

Гарпун надо было с разгона воткнуть вражине в борт, после чего отплыть, разматывая за собой провод, а затем привести в действие детонатор.

Такой дистанционный подрыв при помощи электричества тоже, кстати, ого-го какой хайтек для первой половины позапрошлого века.

Русский подводный стимпанк: инженерная мысль на грани фантастики

Вспомогательное вооружение составляли шесть ракетных установок по бортам. Ракеты можно было запускать даже из-под воды. Толку от этих петард было немного, поскольку заряд в них содержался небольшой, да и целиться было почти невозможно — но зрелище внушало. Двигалась лодка при помощи механических утиных лап, располагавшихся по бортам, — они-то и стали слабым местом. Забавные, но неэффективные, тем более что крутить их предстояло вручную. На третьем прототипе лодки Шильдер установил водомёт-насос (также качаемый вручную). Скорость выросла, но ненамного, так что модернизация оказалась бессмысленной.

Пневматический крейсер Александровского

Летом 1866 года в Кронштадте состоялись испытания подводной лодки, спроектированной изобретателем Иваном Александровским. Они увенчались успехом, и на протяжении трёх лет лодку гоняли, перестраивали, ставили оборудование и снова гоняли.

Антон Железняк
Антон Железняк
Эксперт по техническим и инженерным вопросам

Иван Фёдорович Александровский — российский изобретатель, инженер, фотограф и художник. Помимо разработок подводных лодок, известен созданием первого в России фотоаппарата для стереоскопической съёмки.

Удалось и проплыть под водой почти три километра, и осуществить длительное (семнадцать часов!) погружение. Во время одного из испытаний матросы даже ставили самовар и пили чаёк. В итоге во время попытки выяснить максимальную глубину погружения лодку утопили (на борту, к счастью, никого не было), а потом долго доставали обратно. Достав же, махнули рукой — характеристики аппарата оказались далеко не столь блестящими, как обещал создатель, и к реальным боевым действиям лодка была непригодна.

Русский подводный стимпанк: инженерная мысль на грани фантастики

Главное, чем лодка Александровского отличалась от прочих — её не надо было приводить в движение руками (или ногами). На ней стояли двигатели, работавшие на сжатом воздухе. Да и вообще всё работало на сжатом воздухе — он использовался и для продувки балластных цистерн, и для дыхания.

Внутри подлодка была занята трубами с вентилями и манометрами.

К сожалению, двигатели работали так себе, а больше всего огорчал военных след из пузырьков, остававшийся за субмариной на поверхности воды. Стоило городить огород, если вражескому наблюдателю ничего не стоило заметить приближение подлодки!

Ну и с вооружением имелись проблемы — его попросту не было. Крепить же мину вручную на корпусе цели, выбравшись из лодки наружу, как это предлагал изобретатель, было уже несерьёзно. Тем более что сам же Александровский за год до постройки лодки изобрёл торпеду (тоже с пневматическим двигателем, кстати). Но поставить её на лодку он предложил не сразу — а к тому моменту Адмиралтейство уже потеряло интерес к задумке.

Русский подводный стимпанк: инженерная мысль на грани фантастики

Боевые велосипеды Джевецкого

В 1880 году инженер Степан Джевецкий продемонстрировал будущему императору Александру III построенную им подлодку. Он лично управлял аппаратом, который произвёл большое впечатление на августейшего зрителя. После небольших доработок субмарину приняли на вооружение. Построили 50 экземпляров, применявшихся для береговой обороны и базировавшихся на Чёрном и Балтийском морях.

Антон Железняк
Антон Железняк
Эксперт по техническим и инженерным вопросам

Степан Карлович Джевецкий — российский учёный, изобретатель, инженер. Помимо подводных лодок, отметился разработкой ряда полезных устройств как военного, так и гражданского назначения: это регистратор скорости железнодорожных составов, железнодорожная автосцепка, курсограф и др. Торпедные аппараты конструкции Джевецкого использовались на подлодках российской постройки в Первую мировую войну.

Русский подводный стимпанк: инженерная мысль на грани фантастики

В движение аппарат приводился по принципу велосипеда, получившего в то время особую популярность.

Через весь корпус проходил вал, на котором были установлены приводы с педалями. Педали подводники крутили демократично, всем экипажем — командир и двое матросов.

Это позволяло разгонять лодку до 3 узлов (около 5,5 км/ч). Немного, конечно, но считалось, что для защиты гаваней и фортов должно хватить. Вооружение состояло из двух мин, скреплённых тросом. Их следовало метко отцепить, находясь прямо под противником, — тогда они всплывали и взрывались. Для установки торпед лодка Джевецкого была, увы, маловата.

Схема первой подлодки Джевецкого
Схема первой подлодки Джевецкого

Специально разработанное по всем правилам тогдашней химической науки устройство для регенерации воздуха позволяло пробыть под водой до пятидесяти часов.

Несмотря на все недостатки, люди не бросали попыток сотворить из этих странных «консервных банок» чудо-машины для передвижения под водой. Упорство и настойчивость безумных, казалось бы, инженеров с каждой новой попыткой приближали тот день, когда на свет появились те самые подлодки, которыми мы сейчас восхищаемся. Безумие, ведущее к гениальному — что может быть круче?

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

36K
32
6
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

61K
59
25
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

30K
32
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

37K
40
6
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

33K
20
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

17K
26
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

13K
11
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

13K
26
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

14K
14
0
0
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

375K
152
100
897
Правда ли? Эсэсовцы массово воевали во французском Иностранном легионе

Французский Иностранный легион имел германский акцент с первых дней: король Луи-Филипп создал его в 1831 году из наёмных немецких и швейцарских полков. Непростое, но массовое присутствие немцев в Легионе продлилось полтора века — его не прекратили ни мировые войны, ни взаимная ненависть французов и немцев.

276K
101
20
336
Зенитная самоходка «Деривация»: отличная новинка — или полный провал?

В последние годы российский ВПК показал большое количество новых образцов военной техники. Многие из них вызывают критику — и часто справедливую. Но порой ругают проекты, которые этого не заслуживают. Один из подобных примеров — новая ЗСУ «Деривация». Давайте разберёмся подробно.

202K
69
90
114
Азербайджанский эксперт — о войне и мире в Нагорном Карабахе

Сегодня президент Азербайджана Ильхам Алиев написал в Твиттере о взятии под контроль города Джебраил (Мехакаван) и нескольких сел, прилегающих к Нагорному Карабаху. Армянская сторона не подтверждает это заявление и сообщает о гибели мирных жителей под обстрелами в городах Шуша и Степанакерт.

133K
49
124
132
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

272K
73
12
274
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

170K
45
14
81
Чёрные и белые мифы о ленд-лизе: в трёх соснах

Вторая мировая война — и ленд-лиз. А можно ли было вообще без него? Здесь не будет срывания покровов и погружения в нюансы, но большинство спорщиков о ленд-лизе обычно блуждают именно в этих трёх соснах.

116K
146
445
884
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

145K
80
59
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

137K
105
27
869
WARBLOGS