Ужас нашего детства

Японский антивоенный мультфильм появился на советских экранах в 1985 году. Снятый по автобиографической манге Кэйдзи Накадзавы, он рассказывал об ужасах ядерной бомбардировки Хиросимы глазами 6-летнего мальчика Гэна.

На экране социальная драма семьи, голодающей в тяжёлое военное время из-за проклятого капитализма и милитаризма, прервалась появлением сброшенной из серебристого самолёта точки в небе, превратившейся в пламя ярче тысячи солнц. И мирный советский зритель увидел сцены, к которым его не готовили добрые зайчики, Карлсон и даже капитан Врунгель.

В память целого поколения впечатались жуткие кадры: люди и животные в ближней зоне поражения ядерного взрыва сгорали, разлагались и распадались заживо настолько подробно и натуралистично, насколько это вообще возможно показать средствами анимации. Затем перед уже слегка поседевшим зрителем разворачивались менее чудовищные графически, но тоже ужасные картины страданий тысяч искалеченных, изломанных, обгоревших людей, напрасно ищущих спасения под чёрным дождём с небес. Семья Гэна заживо сгорает на его глазах, будучи не в силах выбраться из-под обломков обрушившегося дома. И до конца фильма мы видим в основном боль, тлен и ужас, перемежающиеся ужасом, тленом и болью.

Это был удар телеграфным столбом под дых — зрители более-менее привыкли к жестокому натурализму в кино, кто-то даже уже посмотрел «Кошмар на Элм Стрит» с озвучкой Володарского, но мультфильмы! Тогда еще накал постмодернизма не достиг градуса, который позволял расчленять и сжигать заживо мультперсонажей. А та несчастная привязанная собака, у которой вытекают глаза, а тот сгорающий заживо младенец с матерью… Это же смотрят дети!

На самом же деле фильм, безусловно, талантлив и очень хорош. Шок-контент, да — но это не какой-нибудь Happy Tree Friends, где милых зверюшек убивают просто ради чёрного юмора. «Гэн» наглядно показывает, что такое ядерный удар не на штабных картах, а «вживую», на улицах городов. А ведь в 1985-м мир всё ещё был весьма близок к обмену атомными приветами с фатальными последствиями для сотен миллионов человек. И по сути своей пацифизм «Гэна» полностью лежал в русле ортодоксальной советской пропаганды того времени, с бесконечным «миру мир» и «люди доброй воли против войны».

Но вот только стараниями Суслова и компании некогда яростная и хлёсткая пропаганда Страны Советов выродилась в беззубый и унылый фруктовый кефир, не способный кого-либо увлечь и убедить. «Босоногий Гэн» со всей своими полотнами страданий и разрушений по силе эмоционального воздействия находится где-то на одном уровне с Воннегутом и его антимилитаристскими произведениями.

Наверное, это можно назвать образцовой пропагандой — ведь и по сей день детский мультик способен шокировать даже наших современников, которые в ютубе повидали всякого. Да, это не тот шок, который испытала советская молодёжь 80-х, но всё ещё пробирает, знаете ли.

И, наверное, это правильно, учитывая, у скольких членов ядерного клуба палец нет-нет, да и потянется к заветной кнопке. А также, по крайней мере, полезно тем, кто в пылу диванных интернет-баталий страстно жаждет сбросить на кого-нибудь побольше атомных бомб. Такие желания всё же должны сопровождаться хотя бы небольшим пониманием того, как выглядит ядерный удар для тех, на кого он приходится — а также на тех, кому прилетает ответно-встречным, ибо ядерное оружие — обоюдоострое. Хочется тешить себя надеждой, что это понимание подливает хотя бы немного дёгтя в сладкие мечты интернет-вояк о геноциде всех инакомыслящих.

Стоит ли смотреть тем, кто ещё не, и тем более, показывать детям? Полагаю, что можно, но строго 16+. В этом возрасте сгорающие в ядерном пожаре люди вреда психике уже не нанесут, а идеи могут и зацепить. Ну, а там уже и до Воннегута недалеко. Такие дела.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий