Лучший военный распил двадцатого века

Эх, вот бы ничего не делать, слать отчёты и получать за это огромные деньжищи! Разработчики General Dynamics и McDonnell Douglas почти три года реализовывали эту несбыточную мечту, создавая палубный бомбардировщик-«невидимку» A-12 «Эвенджер II». Восемьсот дней, несколько миллиардов долларов, практически полное отсутствие результатов, и даже никого не посадили.

У меня зазвонил телефон
— Кто говорит?
— Пентагон
— Что вам надо?
— Бомбового ада
— Для кого?
— Для флота моего
— Ну, шлите нам миллиардов шесть.
Больше ни распилить, ни съесть.

Старичок А-6 «Интрудер» устал. Этот палубный штурмовик, способный также на реализацию задач, присущих бомбардировщикам, стоял на вооружении флота США с начала 60 годов. К середине восьмидесятых руководству американских военно-морских сил хотелось что-нибудь новое, модное, прямо из салона и непременно «стелс». К тому же авиация вовсю ваяла Нортроп В-2 «Спирит», огромный, черный и удивительно треугольный.

Northrop B-2 Spirit

Флотские тоже не пальцем деланы. Они быстро разработали программу по созданию «Продвинутого тактического самолёта» (Advanced Tactical Aircraft) для замены А-6 «Интрудер». Предполагалось, что А-12 «Эвенджер II» будет палубным штурмовиком, но как бы и бомбардировщиком, напичканным технологиями по уменьшению радиозаметности. Реактивный, но дозвуковой, всё вооружение во внутренних отсеках, дальность свыше 1500 километров. При этом радарный комплекс с фазированной решёткой позволял бы использовать его и как самолёт ДРЛО (дальней радиолокационной разведки), и как самолёт радиоэлектронной борьбы. Корпус стеклопластиковый, кожаный салон и магнитола.

Тут ещё и дизайнеры из General Dynamics и McDonnell Douglas предложили улётный дизайн. Самолет было решено сделать в виде равнобедренного треугольника. Никакого хвостового оперения, сопла в специальных нишах, фонарь для двух пилотов едва выдаётся над почти горизонтальной поверхностью корпуса. Не самолёт, а НЛО. «Он вообще полетит?», — робко спрашивали флотские, пораженные торжеством дизайнерской мысли. «Как птица», — уверяли их конструкторы: «Современные технологии, надо понимать».

A-12 Avenger II

Увидев такую красоту, и остальные рода войск решили закупить себе побольше треугольных самолётов. Всего по предзаказу набралось почти полторы тысячи машин (858 — ВМС, 238 — корпус Морской пехоты, 400 — ВВС), пора было и приступать. Для создания чуда техники были выбраны зарекомендовавшие себя чудо-дизайном General Dynamics и McDonnell Douglas. Им наскребли по морским сусекам аж четыре с половиной миллиарда долларов и ещё полмиллиарда сверху, если вдруг паче чаяния деньги кончатся раньше.

Создание «Мстителя» началось с бодрого старта. Специально приглашённый столяр сделал две прекрасных деревянных модели будущего штурмовика. Их поставили на видное место, в красный уголок, и всех приезжающих с проверкой водили показывать и впечатляться. А вот дальше не заладилось. Композиты, так классно смотревшиеся в чертежах и рекламных буклетах, оказались неспособны к несению возложенных на них нагрузок. Все-таки 1988 год, понимать надо. Получалось, что такой красивый пластиковый самолёт непременно сломается, если не на взлёте, то на посадке.

Решение пришло само собой — делаем все по старинке, в металле, а сверху приклеим пластиковое покрытие. Однако пересчёт выявил новую проблему. Самолёт поправился и стал весить далеко за тридцать тонн, что никак не согласовывалось с заявленной в техническом задании взлётной массой в 36 тонн (это уже с весом топлива, ракетно-бомбовой нагрузкой и двумя пилотами).

Тут ещё и отдел, занимавшийся созданием композитных деталей, заявил, что нарисованные детали сложной формы гнуть не получается, а первые же результаты испытаний показали, что чудесное стелс-покрытие слезет от воздействия соленой воды.

Тем не менее разработчики не терялись, а продолжали слать наверх отчеты, в которых прямо-таки читался скорый взлёт А-12 «Эвенджер II». Ещё между строк читались просьбы прислать больше денег. Дату первого полёта разработчики перенесли с 1990 года на 1998 год. Руководство ВВС, увидев это, почувствовало запах провала и соскочило с темы. К 1990 году сам Дик Чейни, самый влиятельный вице-президент в истории США (на тот момент — министр обороны), поехал с комиссией расследовать, что же происходит с проектом. Естественно, ему тоже показали деревянный макет, однако на этот раз это ситуацию не спасло.

Результаты проверки ужаснули всех. Три года, более трёх миллиардов только флотских денег потрачено, а кроме двух, уже покрывшихся пылью, деревянных моделей хвастаться было решительно нечем. На самом деле был практически готов двигатель F412-GE-D5F2 и очень неплохой радар, но это спасибо подрядчикам. Начались судебные тяжбы, длившиеся аж до 2014 года, когда компания «General Dynamics» и корпорация «Boeing», поглотившая в 1997 году «McDonnell Douglas», выплатили руководству флота по 200 миллионов долларов. Более того, обе компании умудрились договориться и заплатили отступные скидками и своей же продукцией. Посадок по результатам расследования не было, всё ограничились испугом.

Прекрасная же деревянная модель А-12 «Эвенджер II» вот уже более двадцати лет украшает собой американский музей авиации в Форт Уэрт.

Наверное, тут нужна мораль о том, как вредно слепо доверять отчётам, а во время проверок ограничиваться лишь осмотром деревянных моделей. Но я лучше напишу так: мечта ничего не делать и получать миллиарды долларов реальна. Дерзайте, и всё у вас получится (кроме треугольного самолета).

Возможно на закрытие проекта и строгую инветаризацию повлияло окончание "холодной войны"? Смысл пропал вкладывать огромные средства в никому не нужные технологии.

5 января, 14:080

Распилы и откаты с освоением бюджета - оюбимая тема военных во всех странах мира. Причем, зачастую это оправдывается патриотизмом и нацбезопасностью, а зачастую и совершенно только экономикой. Сколько таких случаев было и в истории США, и в России, и в Англии, и во Франции... И даже в Канаде тихой. Иногда это экономическо-взчточнеско-политическое давление, как например принуждение покупки Беларусью галимых Т-72Б3 вместо беларуско-украинской модернизации этих самых Т-72, которая гораздо дешевле и в разы толковее. Или продажа галимых БТР-82 вместо толковой модернизации своих БТР на своих заводах и выпуска своиз новейших проектов бронетехники. Бабло - зло.

5 января, 19:081

Судя по картинкам, треугольник не равносторонний, а прямоугольный (в носовой части). А так интересная история, да.

6 января, 00:210

Так речь про равнобедренный, что не мешает ему быть прямоугольным

6 января, 01:254

А что, были успешные попытки постройки несимметричного летающего крыла?

6 января, 16:081

Интересно и полезно знать! Везде пилят, было бы что?!

6 января, 13:220

Время сейчас такое

6 января, 22:130

Кто идёт впереди бывает оступается. Есть деньги - могут позволить. Другие идут уже по проверенному. Смеялись над стэлс - теперь сами делаем. А не ошибается тот, кто ничего не делает

7 января, 01:400

А громче всех смеялся Драган Матич в Югославии

7 января, 05:321

Так у нас стелс более развит, а их стелс сбивали

7 января, 07:000

Чё?!!! У кого "стелс" развит? Ну-ка, назовите мне хоть один стелс-самолёт российский. Серийный. Участвовавший в боях. Ась? У США Ф-117, Б-2, Ф-22 и уже Ф-35. Четыре штуки. А у РФ пока только экспериментальный Су-57, недоделанный до конца МиГ-1.44 и всё. Я про беспилотники сейчас вообще молчу.

10 января, 17:060

Стелс это миф в который Американцы поверили в результате операции внешней разведки СССР. В итоге они потратили огроменные деньжищи на свой черный треугольный самолет который разваливался в небе. То чем сейчас занимаются это не стелс. Это снижение радиолокационной заметности. И степень снижения зависит от объективной необходимости. У России мощное ПВО, поэтому им нужны самолеты с низкой степенью заметности. Россиянам эта незаметность ни к чему. Ни у кого в мире даже близко такой ПВО нету.

12 января, 03:391

Аффтар,а слабо забабахать статейку про ФАК ПА?))Про распилы и откаты,при отсутствии самолета вообще)).Про т.н. СУ-57,у которого из стэлс НИЧЕГО!!!Ни покрытия,ни авионики,ни двигатетеля)))Ни-че-го!!!!Амеры выпустили больше 500 Ф-35 разных модификаций и имеют заказов на овер 2000шт,а россияне фаломорфируют на виртуальный ФАК-ПА))).

8 января, 17:430

Изложенная вами точка зрения действительности не соответствует.

8 января, 23:052

Татьяна, а зачем автору пейсать туфту? Ф-35 выпущено около 265 штук (на всех!) на конец 2017г и до реально серьёзного боевого самолёта там ещё далеко. Никакими заказами "овер 2000штук" там вообще не пахнет - зачем военным других стран этот хлам? СУ-57 присутсвует и летает, по возможностям он превосходит и Ф-22 - не то что упрощённый Ф-35. Ф-35 даже против СУ-35С, коих на вооружении уже более 60 стоит в России. Ну а с укропской антироссийской пропагандой - это таки не сюда, это к себе - тут дураков ну очень мало :-)...

10 января, 02:211

Полностью поддерживаю. И про Су-57, и про камазовскую "Платформу-О" пусть расскажут. И про лоббирование галимых проектов...

10 января, 17:090

Олег, вы альтернативно-одарённый квасной ура-патриотический неонацист. Никто не занимается украинской пропагандой. Просто хочется объективного взгляда с обеих сторон, а не только уничижения всего западного и восхваления всего "своего".

10 января, 17:110

То, что подрядчикам доброе командование ВВС напрочь отсекло доступ ко всем стелс наработкам(а ВМС вместо поддержки важнейшей собственной программы на это всё просто смотрели), заставив пройти полтора десятилетия экспериментальной работы и опыта боевого самолёта заново - опущено, ведь это проблемы подрядчиков. И все это в рамках контракта фиксированной стоимости. Ну, собственно, флот и доигрался, оставшись с суперхорнетом.

9 января, 14:270

автор добрый человек, приятно читать

10 января, 15:051
Похожие статьи