До первой звезды нельзя! Рождество в русской императорской армии

В царской России Рождество в армии не было каким-то особенным и волшебным днём. Скорее, стоит говорить о религиозной стороне праздника — окончании поста, сочельнике, общем молебне, чем о каких-то бытовых привычках. Но несколько красивых историй и интересных фактов мы для вас нашли.

Россия, которую мы не теряли

Когда я начал работать над текстом, воображение рисовало мне красочные картины: вот бородатые казаки разбирают из-под ёлки свои подарки, вот вносят в казарму непременное праздничное блюдо — гуся в яблоках, вот уланы дарят друг другу самодельные рождественские открытки. Такое сладкое и засахаренное Рождество в царской армии. На самом деле, всё оказалось гораздо прозаичней.

Стоит начать с того, что Рождество не было самым отмечаемым праздником на Руси, а уж тем более в среде солдат. Выходцы из деревни, они куда больше радовались празднованию Пасхи. Правда, Рождество относилось к тем десяти (а по некоторым данным, пятнадцати дням в году), когда солдаты получали «винные порции». Естественно, речь идет о «хлебном вине», то есть о водке.

Сочельник

День накануне Рождества приходился на последний день Филипповского поста, начинавшегося 28 ноября и длившегося до 7 января (все даты даны по новому стилю). В армии пост соблюдался. Как правило, с приварочных денег, выделяемых на руки командиру роты, покупалась рыба и постное масло. Основу же рациона составляли каши.

Помните рекламу: «А что это у нас граф Суворов ничего не ест?» Да, в ролике дело происходит именно в рождественский сочельник. По самым строгим правилам считалось, что есть в последний день поста нельзя до первой звезды (зимой — где-то до 17-18 часов вечера). В армии в этот день голодовки не устраивали, но ели исключительно каши. Собственно, слово сочельник и произошло от «сочиво», одного из названий кутьи, постной каши из пшеницы и чечевицы (сочевицы), иногда с добавлением сарацинского пшена (риса).

Рождество

В царской армии 7 января, как правило, проводили смотр войск и праздничный молебен. С 1812 года на это время выпадало празднование изгнания Наполеона с земли русской, а потому молебен официально назывался так: «Благодарственное и молебное пение ко Господу Богу, певаемое в день Рождества, еже во плоти, Спасителя нашего Иисуса Христа, в воспоминание избавления Церкве и Державы Российския от нашествия галлов и с ними двадесяти языков».

Царская чарка

В первый скоромный день солдаты угощались мясными блюдами. Мясо покупали заранее, готовили сытный обед и ужин. Также днём раздавали обязательную царскую чарку водки. Чарка — это не стопка, как иногда думают, а примерно половина граненого стакана. Чарка считалась как 1/100 от ведра и составляла 122 грамма.

Отблески традиций

Рождественские традиции в России плотно сплелись с языческими, и молебен у нас соседствовал с колядками — изначально магическими песенками. Их пели в период с Рождества до Крещения. Один из отголосков армейского варианта колядования сохранился сегодня в Беларуси, деревне Семежево, Копыльского района.

История эта уходит корнями в XVIII век, когда недалеко от деревни Семежево стояли части царской армии. Согласно местным легендам, солдаты показывали такое интересное представление и пели такие зажигательные колядки, что очарованные белорусы продолжили традицию и теперь ежегодно проводят свой праздник — «Колядные цари».

Колядные цари (фото: Виктор Толочко)

Во время праздника, юноши — «Цари» — одетые в некое подобие русской военной формы и щедро украшенные лентами, ходят по домам, поют песни и разыгрывают историко-религиозную драму «Царь Максимилиан»... С обязательным включением «батальных» сцен, где одного из царей ранят, а потом врачуют. Проводится, правда, это мероприятие не на само Рождество, а в Щчадрэц, ночь с 13 на 14 января.

Рождество — это семейный праздник, таким он и дошёл до нашего времени. Если была возможность, все военные старались провести этот день с семьей, с самыми близкими. Если же возможности такой не было, оставалось лишь молиться, поститься и потреблять горячительное.

С Рождеством!

Похожие статьи