Как заарканить подлодку: американские методы спасения на водах

Спасение утопающих

Во время Второй мировой войны американские подводные лодки активно использовались для спасения приводнившихся пилотов. В некоторых случаях подводникам приходилось проявить особое мужество и смекалку, чтобы вытащить лётчиков из-под вражеского огня и принять на борт. Пример тому — спасение подводной лодкой «Стингрей» сбитого «летуна» во время первого воздушного налета на Гуам.

SS-186 Stingray

Евгений Башин-РазумовскийЭксперт по историческим вопросам

Подводная лодка «Стингрей» (SS-186 Stingray), дизель-электрическая субмарина типа «Сэлмон» (Salmon), вошла в состав ВМС США весной 1938 года. Участвовала в войне на Тихом Океане с 7 декабря 1941 по 29 апреля 1945 года, совершив за это время 16 боевых походов — больше, чем любая другая подлодка американского флота во время войны. Относится к классу больших подлодок, полным водоизмещением более 2200 тонн. Скорость хода под водой — до 9 узлов, на поверхности — до 21 узла. Рабочая глубина погружения — 250 футов (76 метров). Вооружение — 8 533-мм торпедных аппаратов, одна 76-мм пушка, четыре крупнокалиберных зенитных пулемёта. Экипаж — 60-80 человек. Сдана на слом в 1947 году.

В июне 1944 года «Стингрей», нёсшая боевое дежурство близ западного берега острова Гуам, приняла сообщение, что над заливом Агана сбит самолёт. Пилот выбросился с парашютом и приводнился прямо под дула японских береговых батарей. Командир лодки Сэм Лумис запросил, подавлены ли огневые точки на берегу? Ответ его не порадовал — одна из батарей ещё действовала. Лётчик же плавал приблизительно в 500 метрах от берега.

Объект спасательной операции

Сэм решил зайти в залив под прикрытием авиации и спасти бедолагу, но получил отказ. «Летуны» не могли прикрыть субмарину, поскольку зенитный огонь противника был очень плотным.

Однако, сразу пришла и хорошая новость: сбитый лётчик уже дрейфует в сторону океана на расстоянии мили от берега.

Лумис скептически заметил, что несколько сотен метров не имеют значения для японских пушкарей, но принял решение — курс на залив, спасаем пилота!

Чертовски опасное дело, ведь бухта Агана была довольно мелководной. Пара водяных столпов от разрыва снарядов недалеко от лодки показали, что противник не желает «визитов» в залив. Субмарина срочно погрузилась в паре миль от берега, но перед погружением командир заметил, что один из самолётов сбросил в воду спасательный плот, и пилот сумел в него забраться.

Время пришло!

Подняв перископ, Лумис осмотрелся и обнаружил плот. Лётчик помахал рукой. Но его тут же заметили японцы и начали обстрел. Рядом с плотом последовательно разорвались четыре снаряда, после чего с берега открыли огонь зенитки.

В это время на центральном посту «Стингрей» рвал и метал Сэм Лумис, который прекрасно понимал, что всплытие под огнём равносильно самоубийству, а бездействие превратится в убийство пилота.

Вот что он сказал старшему помощнику Рэнди Муру:

«Проклятье! Рэнди, мы вытащим этого парня, если от него хоть что-то осталось, назло всем самураям в Азии. Но здесь всплывать нельзя, столько орудий кругом. Можем, конечно, проскочить, а можем отправить корабль с 80 душами к морскому дьяволу. Пришло время для ССП — способа спасения перископом».

Мур выразил надежду, что все пилоты прошли инструктаж насчёт ССП, и когда рядом с плотом пройдет перископ, «летун» обмотает вокруг него линь, после чего лодка отбуксирует плот в безопасное место. Лумис был настроен скептично, но решил рискнуть. Он приказал дать малый ход вперёд и следить за глубиной, чтобы субмарина не начала скрежетать брюхом по дну залива.

Для лучшего ориентирования подняли оба перископа, и «Стингрей» прошла очень близко от плота. Но пилот даже не попытался заарканить перископ. Сэм сделал вывод, что тот никогда не слышал о ССП.

Начальник гальюна и все-все-все

Из центрального поста неслась сочная брань. Ползать под вражеским огнём по дну мелководья — это вам не чаи гонять! К тому же на перископной глубине лодка была заметна с воздуха и могла стать лёгкой добычей для японского самолёта.

Время работало против «Стингрей», но Сэм оказался упрямым. Спустя пятьдесят минут он совершил ещё один проход рядом с плотом. «Ковбой» же опять не понял, на что ему намекают… Потерпев вторую неудачу, Лумис решил немного передохнуть.

Агано под обстрелом

Положение было отчаянным. Командир подвергал экипаж и корабль смертельному риску, а результата не было. Собрав всю волю в кулак, Сэм продолжил вальсировать вокруг плота. Американские самолёты вновь начали бомбить аэродром и батареи Агано. Правда, подавить огневые точки им не удалось, поэтому японцы продолжили упражняться в стрельбе по плоту и тому месту, где предположительно находилась субмарина. Семь взрывов бухнули рядом с перископом.

Спустя час Лумис пошёл ва‑банк!

Лодка дерзко выставила оба перископа на поверхность и пошла к плоту, но опять потерпела неудачу. Однако, на этот раз пилот всё же стал цепляться линем. Это внушало надежду, поэтому командир «Стингрей» решил сделать четвёртый, последний заход. Лётчика ждал выбор: попасть в плен к японцам или начать арканить перископы. Лумис сообщил экипажу, что если всё получится, он назначит спасённого тупицу «начальником гальюна» за свои мучения.

Удачное родео

Во время четвёртой попытки Лумис материл «ковбоя-неудачника» так эмоционально, что нарушил все инструкции о сдержанности командиров лодок. Но на этот раз фортуна ему улыбнулась. Пилот зацепился линем за перископ, и субмарина потащила плот в океан. Буксировка продолжалась целый час, а затем спасённого взяли на борт. В своём рапорте Лумис написал следующее:

«16:13. Всплыли. 16:18 подобрали энсайна Дональда Кэрола Брандта (резервист ВМС США), тяжело раненного в левую руку. Я рад наконец-то видеть его на борту. Он сказал, что во время первой и третьей попыток сильно испугался, что перископы протаранят плот, и пытался уклониться, чтобы оказаться позади них. Но в итоге он нашёл выход и хорошо зацепился. Сейчас мы с ним отлично общаемся, хотя после третьей попытки я был готов сделать его «начальником гальюна».

Брандт же сказал подводникам, что он знал об ССП, но «есть огромная разница между инструктажем и пребыванием под обстрелом в пятистах метрах от вражеского берега».

Фото спасённого пилота и заметка о его спасении в журнале «Тайм»

Крутизна этого рассказа зашкаливает настолько, что впору снимать очередной героический фильм, где на плоту будет беспомощно страдать Бен Аффлек, а в роли лассо непременно выступит Чак Норрис. Кстати, «Стингрей» потом подобрала ещё пятерых сбитых лётчиков, но случай с Брандтом оказался первым случаем применения СПП в истории подплава США. Так что тренируйтесь с арканом почаще! На всякий случай…

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий