Случайная статья
Happy feb 23

Made in China: откуда «растут ноги» у китайского военного внедорожника

К чертям предрассудки! Если китайское, значит, дешёвое и ненадёжное… Да кто вам такое сказал? Мы рассмотрели, как устроены армейские внедорожники Китая и спешим поделиться с вами. Там всё круто, но подозрительно знакомо.

А давайте сделаем Jeep?

История армейского китайского внедорожника начинается с… ГАЗ-69. Того самого, безоглядно любимого многими поколениями советских и российских военных шофёров. Построенная на его основе машина с несколько видоизменённым кузовом пошла в серию в 1965 году на заводе BAW (Beijing Automobile Works) под индексом BJ 212. К концу 60-х годов XX века дружба между СССР и КНР прошла, и технические новинки стали недоступны для инженеров Поднебесной.

Beijing BJ212 и ГАЗ-69А

Тогда Китай обратил взор на капиталистические страны с их техническим потенциалом.

В 1983 году китайское правительство и американская компания Jeep-American Motors Corporation (AMC) подписали соглашение о производстве Jeep Cherokee в Поднебесной. Совместное предприятие назвали Beijing-Jeep. Спустя два года с конвейера сошёл первый автомобиль лицензионной сборки.

Евгений Башин-Разумовский
Евгений Башин-Разумовский
Эксперт по историческим вопросам

Основания для интереса к джипу у китайцев были достаточно весомые: ещё до BJ 212 в КНР малыми сериями (штук по 300 в год) строили машину BJ 210. Прототипом этого пепелаца был Willys/Jeep М38А1; некоторое количество этих внедорожников китайские военные «затрофеили» в Корее. Отсюда берёт начало характерный «американский» дизайн морды последующих машин BAW.

Частью соглашения был «апгрейд» устаревшего на тот момент «козлика» (народное прозвище ГАЗ-69). В китайской армии незамедлительно появилась улучшенная версия внедорожника. Главным улучшением стал американский дизельный двигатель Perkins и новая трансмиссия. Дело в том, что сколько бы не пытались китайские инженеры создать что-то своё, им всё равно не удавались двигатели, особенно автомобильные.

Beijing BJ210 и Jeep M38A1

«Перкинс» китайцев не слишком устроил — мощности ему явно не хватало, а поставлять современный 2,5-литровый дизель янки не спешили.

Ожидание на берегу реки

В американской компании, видимо, забыли, что на Востоке умеют ждать. Когда ветер перемен выдвинул промышленность Поднебесной в мировые лидеры, в AMC (уже поглощённой Chrysler) спохватились и начали быстро налаживать производство 2,5 литровых дизельных двигателей для BAW.

Новый двигатель прописался под капотом рейсталингового BJ 2020.

Beijing BJ2020

Но тут уже задумались в компартии. Судите сами: армия страны, которая претендует на мировую гегемонию, передвигается на устаревших машинах с «корнями» в 50-х годах XX века.

Потому в умы китайских производителей ненавязчиво вбросили идею: «А не сделаете ли вы нам машину на следующие 20 лет, да такую, чтобы не устаревала и была вполне себе современной? Ах да, нам абсолютно не интересно, откуда и какие узлы будут взяты, но если что — мы будем всё отрицать».

Эти «негласные пожелания» дошли до китайских компаний, и развернулась схватка за госзаказ. На статус «единственного поставщика» претендовали компании Dongfeng, Shenyang Aircraft Corporation (SAC) и BAW.

Первые две рьяно кинулись препарировать останки многострадального «Хамви», который компания General Motors (в обход санкций после подавления студенческого восстания в 1989 году) пыталась пропихнуть на китайский рынок с начала 90-х годов. Но машина и, самое главное, двигатель попадали под действие оружейного эмбарго. К моменту, когда доказали, будто «двигатель и запчасти являются продукцией двойного назначения», а на заводе Dongfeng из приобретенных в Америке запчастей собрали «гражданский» «Хаммер», стало уже поздно.

На Пекинской автомобильной выставке 2002 года BAW тихой сапой представила Warrior C1, основанный на идее Jeep Cherokee и оборудованный дизельным 4-х литровым двигателем.

Beijing-Jeep Warrior

В НОАК сказали: «О! А есть такое же, но побольше?». Первичные габариты и показатели не во всём устраивали армию. В BAW обещали подумать и пригласили из Америки автомобильного дизайнера Эдварда Вонга. Тот черпнул вдохновения у монахов Шаолиня, Брюса Ли и китайской культуры (отдельно подчеркнув в интервью «Car Design News», что «Хамви» тут и близко не стояло), и в 2003 году НОАК представили новый внедорожник BJ2022 Yongshi («Отважный воин»).

Отважный воин Добра

Машина получилась удачной, её разрешили обкатывать и запускать в серийное производство. Параллельно с этим в 2005 году было прекращено производство BJ 2020.

В 2007 несколько экземпляров серийных «Воинов» пустили в долгое путешествие по стране, чтобы проверить поведение внедорожника в различных климатических зонах. «Проверка на прочность» затянулась в итоге на восемь лет, а машины прошли в общей сумме больше миллиона километров по дорогам Китая.

Устранив недостатки первых моделей и отладив производство, производитель обратил внимание на внешние рынки. В качестве пробной и громкой пиар-акции в октябре 2015 несколько Yongshi поставили в Сирию в качестве «нелетальной» помощи армии САА.

Beijing BJ2022 Yongshi

Общественность, конечно, подняла на смех внешний вид и ТТХ автомобиля… вот только производителю требовались результаты испытаний автомобиля в условиях реальных боевых действий — и он их получил.

Более того, в 2016 году в Нигерии на заводе совместной компании Innoson Motors развернули производство лицензионной копии этих внедорожников для нигерийской армии под маркировкой IVM G12 (ну и для покорения африканского рынка). «А вдруг выгорит?»

Судя по отзывам, дешёвый и неприхотливый внедорожник весьма приглянулся министерству обороны Нигерии. А поскольку джип успел отметиться в миссии ООН в Либерии, шансы на его закупку для стран с небольшим военным бюджетом существенно возросли.

IVM G12 в Нигерии

В 2009 году Chrysler покинул совместное предприятие Beijing-Jeep. Чтобы как можно скорее выйти, американцы в рамках сделки предоставили BAW права на производство Jeep Cherokee и BJ2022 под своим именем.

Естественно, в НОАК «Воин» может поступать в командирском, разведывательном, общевойсковом, парадном и прочих вариантах, столь необходимых в современной армии. Узлы максимально унифицированы и взаимозаменяемы.

Мы привыкли к тому, что всё китайское хоть и дешёвое, но ненадёжное. А если машина производится из тех же узлов, что и у признанных «классиков» автопрома? Если она выносливая, практичная и полностью устраивает первую по численности армию на планете? Не значит ли этого, что пора перенимать опыт у бывших «прилежных учеников»?..

А вы как думаете?

А Донфен поставила в Беларусь модель Менгши. Хамвиподобная, но беларуским военным нравится.

20 января, 15:290

Давно пора, но гордынька мешает

26 января, 08:550

Ничем. Тигр волшебная машина, есть пара минусов, но так, машина вышла крайне удачной. Да и спасла уже сотню жизней

22 февраля, 11:460
Похожие статьи