Стильно, модно, камуфляжно: пиксельные тренды военных

Последний бастион пал!

9 января 2018 года пресс-служба Армии обороны Израиля представила варианты новой армейской формы. Образцы ещё не утвердили окончательно, однако их вид уже вызвал большое оживление среди присутствовавших на презентации, а затем и в интернет‑среде.

Надо сказать, что израильская армия продержалась дольше прочих мировых держав. Отказавшись в конце 60-х от французского «Лизарда», еврейские воины сохраняли стойкую приверженность однотонной форме. Менялась боевая техника, оружие, но цвет формы оставался неизменным.

Сегодняшние новобранцы одеты так же, как когда-то их отцы или даже деды, воевавшие «от синайских песков, до голанских высот».

Собственно, именно большое разнообразие ландшафтов и служило причиной того, что АОИ до недавнего времени предпочитала экономить шекели налогоплательщиков на камуфляжах. Мягко говоря, сложно придумать маскировочный рисунок, одинаково хорошо скрывающий солдат в Красном Каньоне около Эйлата, среди песков пустыни Негев или на сравнительно зелёной сирийской границе.

Но вот, наконец, израильские дизайнеры решили попытаться. Правда, количество пикселей на представленных образцах настолько невелико, что вызывает в памяти анекдот: «Евреи, кладите больше заварки». Ну да лиха беда начало.

Большие квадраты

«Дедушкой» современных пиксельных камуфляжей принято считать Тимоти О’Нила (Timothy O’Neill), преподавателя инженерной психологии из Вест-Пойнта.

Григорий ПастушковПолевой эксперт в запасе

Полковник армии США Тимоти О’Нил — личность весьма интересная. Бывший командир танка, прошёл войну во Вьетнаме. А ещё у него степень бакалавра политологии, доктора по визуальной психологии и куча патентов по прикладному камуфлированию. Он автор книги «The Individuated Hobbit: Jung, Tolkien, and the Archetypes of Middle-Earth» и двух романов.

Существует легенда, что цифровой камуфляж появился, в общем-то, случайно. В 1976 году Тим О’Нил собирался представить новый вариант маскировочного рисунка на полигоне в Абердине, для чего ему выдали бронетранспортер М113 и… ролик. «Ну, а что, роликом же красить проще!».

Горячий парень слегка психанул и покрасил БТР пятидюймовыми квадратами, решив, что когда собравшаяся генеральская комиссия спросит: «А что за… бардак?» — он в ответ выскажет всё, что у него накопилось за 10 лет службы.

В том числе про интендантов и их умственные способности. Но обозрев свежепокрашенную машину, Тим и его команда с удивлением обнаружили, что получившийся рисунок маскирует очень даже неплохо. И в чём-то даже лучше привычных камуфляжных пятен.

«Почти такой» М113 в экспериментальной «квадратной» окраске, конец 70-х

На самом деле, конечно, всё было не так, и у применения «пикселей» в камуфляжных схемах есть строго научная основа. В природе прямых линий нет, и потому составленные из квадратиков рисунки человеческий глаз хуже воспринимает как единое целое. Но убеждать в этом генералов Тиму О’Нилу пришлось долго.

Только в начале третьего тысячелетия идеи «цифрового» камуфляжа наконец-то проникли в массы. Канадская армия приняла для своей новой униформы защитную расцветку Canadian Disruptive Pattern (CADPAT).

CADPAT

А для Корпуса морской пехоты США Тимоти О’Нил создал Marine pattern (MARPAT), и морпехи теперь могли крутить фиги армейским, не боясь, что их разглядят.

MARPAT

Цифровой камуфляж для диванных бойцов

Разумеется, американская армия никак не могла смириться с тем, что у морпехов есть новая крутая форма, а у них нет. Немедленно были выделены деньги (и немалые), проведена серия различных испытаний и тестов. Итогом стал маскировочный рисунок Universal Camouflage Pattern (UCP) для армейской боевой униформы. Новый камуфляж был «пиксельным», и это практически его единственная положительная характеристика.

Самая известная фотография с новым камуфляжем — американский солдат, великолепно замаскировавшийся… на диване.

Реакция специалистов была соответствующей. Тимоти О’Нил, например, сказал: «I had 10 cat fits and a dog fit». Для перевода фразы на русский хорошо подойдёт известное непечатное выражение, оканчивающееся на «…ни в Красную Армию», а начинающееся известно как. Другие специалисты были чуть более сдержанны в оценках, но в целом, сходились во мнении, что новый камуфляж действительно универсален.

Григорий ПастушковПолевой эксперт в запасе

В том смысле, что во всех уголках планеты он работает одинаково хреново. Кроме светленьких диванов. UCP относительно неплохо камуфлировал разве что на некрашеном бетоне.

Но бетонные джунгли пока ещё не стали преобладающим видом ландшафта на планете Земля. В тех местах, где в третьем тысячелетии пришлось воевать американской армии, глиняные хибары встречались заметно чаще.

Один американский военный, побывавший в нескольких «турах», ехидно заметил: «Единственный раз за всё время, когда я видел, что он хорошо работает — в яме с гравием».

UCP

Всякие спецназы и прочие элитные части, покрутив пальцем у виска, выстроились в очередь к дверям фирмы «Край Присижн». Придуманный краевцами рисунок «Мультикам» хотя и проиграл (якобы) испытания UCP, в реальном Афганистане работал заметно (ну или незаметно, учитывая специфику применения) лучше. При этом не был «цифровым», а делался по старинке, пятнами да кляксами.

MultiCam

Обычные солдаты, посмотрев на парней в крутом прикиде от «Края…», сравнили результат со своими универсальными «обносками» и принялись жаловаться — не только по команде, как принято везде в армии — но и депутатам от родных штатов, как это принято в США. В итоге конгрессмен от Пенсильвании (и бывший ветеран-морпех с кучей медалей за Вьетнам) Джон Мурта, получив очередную пачку писем, на следующем заседании громко спросил: «Да что за…?». Представители армии, помявшись, признали, что вышла небольшая ошибочка. Всего-то на пять миллиардов баксов. Сущие мелочи, в общем.

Антон ЖелезнякЭксперт по техническим и инженерным вопросам

По тем слухам, что всё-таки просочились из армейского зазеркалья, команде исследователей задолго до завершения испытаний было приказано взять «выигрышные» цвета и составить рисунок, взяв за основу «пиксель» морской пехоты. Иными словами: «мы не можем допустить, чтобы Корпус выглядел более крутым, чем Армия».

В итоге для частей, служивших в Афганистане, понемногу начали закупать всё тот же «Мультикам». Остальным, где стреляли не столь интенсивно, было велено утереться и обождать. А специалисты по-быстрому — лет за пять, ну десять — проведут настоящие испытания и сварганят новый универсальный рисунок.

Быть в «тренде» все хотят

Разумеется, не смог остаться в стороне от моды на пиксели и американский флот. Правда, до мысли, что морякам надо будет ныкаться на авианосцах и прочих крейсерах от сомалийских пиратов адмиралы всё же не дошли. Поэтому было решено, что флотские в моднявом камуфляже будут сливаться с самим кораблем: для их маскировочного рисунка взяты цвета, наиболее часто используемые для окраски внутренних корабельных помещений.

Оценили форму не все, а некоторые злые языки и вовсе ехидно замечали, что в новом камуфле упавший за борт моряк отлично прячется среди волн.

Вслед за родоначальниками моды — американцами — к «цифре» потянулись и остальные. В Латвии, например, сделали свой пиксель, да не простой, а с национальный колоритом: одно из пятен — в форме карты собственной страны.

Затоскует латвийский солдат по родине где-нибудь на блокпосту в Ираке — а она на нём, везде, куда ни глянь.

В чём-то похожую расцветку пиксельного камуфляжа захотели себе и с другой стороны океана — в армии Китая. Причём покрасили не только униформу, но и боевую технику.

То ли это жирный намёк, что случись война — китайские танки бодро пойдут не только на Тайвань, а куда родная партия прикажет. То ли дизайнеры поднебесной в Minecraft переиграли.

А вообще скоро и пиксельный камуфляж может выйти из моды. Новый тренд — «невидимый» камуфляж.

Сколько денег можно заработать на том, что никто не видит, ещё со времен Ганса Христиана Андерсена хорошо известно. Главное, чтобы никто не крикнул: «А король-то — голый!».

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий