itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Семь причин выбрать «лебедя»: чем знаменит стратегический бомбардировщик Ту-160

Думаете над приобретением стратегического бомбардировщика? Ваша держава серьёзно разрослась, а в бюджете появилось достаточно лишних денег? Вот лишь несколько причин положить глаз на российский Ту-160, во многом «самый-самый» самолёт из современных аналогов.

/
28K
32
25
470
Фото: Александр Шухов

Думаете над приобретением стратегического бомбардировщика? Ваша держава серьёзно разрослась, а в бюджете появилось достаточно лишних денег? Вот лишь несколько причин положить глаз на российский Ту-160, во многом «самый-самый» самолёт из современных аналогов.

В четверг, 25 января 2017 года, на Казанском авиационном заводе состоялся демонстрационный полёт нового сверхзвукового стратегического бомбардировщика–ракетоносца Ту–160 «Пётр Дейнекин» по программе лётных испытаний. Согласно полётному заданию, полёт проходил на высоте 300 метров и длился около семи минут. Редакция Warhead.su собрала основные причины присмотреться к лучшему предложению на рынке стратегических бомбардировщиков — российскому «Белому лебедю» Ту‑160.

Скорость

2230 километров в час с использованием форсажа и на высоте. Больше, чем два числа Маха. Даже для современных истребителей это более чем солидный результат, а здесь мы говорим об огромном, несущем едва ли не полста тонн «подарков» бомбардировщике.

Семь причин выбрать лебедя: чем знаменит стратегический бомбардировщик Ту-160

В своё время предполагалось на сверхзвуковой скорости преодолевать оборону противника. И в самом деле, если вы пилот F-16 и немного опаздываете, то я вам не позавидую: догонять Ту-160 с вашей максималкой в 2120 километров час — пустая затея.

Тут кто-то говорит о B-1A Lancer с его 2300 километрами в час (и то — проектными)? Помилуйте, где тот B-1A, он даже в серию не пошёл. Его же младший брат B-1B разгоняется всего до 1340 километров в час. Ни о чём.

Крыло изменяемой стреловидности

Во-первых, это просто красиво. Во-вторых, явно можно сэкономить на ангарном хранении. Если при минимальной стреловидности размах крыла составляет 57,7 метров, то при максимальной — всего 35,6 метров. Удобно и практично. Понятно, что задумывалась изменяемая стреловидность для достижения сверхзвуковой скорости, иначе с таким размахом крыла никаких двигателей не хватит.

Семь причин выбрать лебедя: чем знаменит стратегический бомбардировщик Ту-160

ВНИМАНИЕ: Не изменяйте стреловидность крыла на земле без специальных удерживающих устройств. У самолёта нарушается центровка, и он падает на хвост. Проверено советскими техниками.

Дальность полета

Ту-160 хотите, а приобретать самолёт-заправщик душит жаба? Тогда готовьте линейку. Практическая дальность полёта Ту-160 без дозаправки составляет 12300 километров. Много это или мало? С одной стороны, радиус у нас примерно в 5,5 тысяч километров (дальность делим на два и отнимаем немного на резерв). С другой — Ту-160 вооружён крылатыми ракетами, которые сами по себе имеют дальность полёта около 5 тысяч километров. С учётом особенностей российской географии это означает, что дотянуться «подарочком» можно практически докуда угодно.

Экипаж

Всего четыре человека управляют такой махиной. Два пилота, штурман и оператор располагаются в двух кабинах. Кстати, в отличие от других самолётов-тяжеловесов, на Ту-160 не привычные штурвалы, а ручки управления, как на истребителе.

Кокпит Белого лебедя
Кокпит «Белого лебедя»

Если договоритесь с экипажем о проходе на борт самолёта «зайцем», то могут до нужного места добросить и вас. Конечно, Ту-160 — не бизнес-джет, но довезут быстро. Удобнее всего устроиться на специальном спальном месте для длительных перелётов. Также в вашем распоряжении окажется небольшая кухонька с духовкой для разогрева пищи и туалет.

Топливо

А вот его потребуется много.

«Белый лебедь», заправленный под завязку, способен вместить в себя 148 000 килограммов авиационного топлива. При этом не обычного керосина, а специальной азотированной горючки, что даёт характерный желтоватый дым на выхлопе. Да, именно это и позволяет бомбардировщику летать без дозаправки на такие большие расстояния. Учтите, что придётся разориться на оборудование для азотирования топлива, да и обычное самолётное ТС-1 вам не подойдёт, ищите Т-8 и готовьтесь к расходам.

Семь причин выбрать лебедя: чем знаменит стратегический бомбардировщик Ту-160

Что касается расхода топлива, то тут всё просто. При экономичном крейсерском полёте на сто километров тратится примерно тонна горючего. Иное дело сверхзвуковой полёт. Точных цифр нет, но, по рассказам лётчиков, в этом режиме на скорости 1800 километров в час за шестьдесят минут самолёт съедает 50-60 тонн горючки.

Полезная нагрузка

Ту-160 — мировой лидер и по этому параметру: 45 000 килограммов полезной нагрузки. Говорят, что если на B1-B Lancer навешать ракет на внешние подвески, он может и больше поднять, но мы считаем, что это не по-джентльменски. Бомбардировщики должны меряться бомболюками, чтобы всё было честно. Сорок пять тонн различных «подарков» — это более чем серьёзный аргумент.

Семь причин выбрать лебедя: чем знаменит стратегический бомбардировщик Ту-160

Ракеты размещаются на специальных пусковых барабанах, по шесть штук на каждом. Всего барабанов два, соответственно, ракет «Белый лебедь» может нести 12. После соответствующего переоборудования ваш Ту-160 может оснащаться также свободнопадающими бомбами (до 40 000 кг) различного калибра, в том числе и ядерными.

ВНИМАНИЕ: Доступ к ядерному арсеналу возможен только по предъявлении документов, удостоверяющих ваше членство в мировом ядерном клубе. Ничего личного.

Дизайн

Ту-160 прекрасен, это один из самых красивых самолётов в мире. Сочетание лёгкости и воздушности заставит всех встречающих вас в аэропорту сворачивать шеи, чтобы рассмотреть этого красавца.

Семь причин выбрать лебедя: чем знаменит стратегический бомбардировщик Ту-160
(Фото: В. Савицкий)

Более того, в настоящее время проводится подготовка к рестайлингу модели до версии Ту-160М2. После модернизации на ваш самолёт будут установлены новые вычислительные и бортовые системы, средства контроля, бесплатформенная инерциальная навигационная система, комплекс РЭБ, топливомерно-расходомерные системы, а также системы управления вооружением.

Семь причин выбрать лебедя: чем знаменит стратегический бомбардировщик Ту-160

Ту-160 — уникальная машина. Даже беглое перечисление её возможностей завораживает. И очень хочется, чтобы «белые лебеди» никогда в жизни не участвовали в большой и грязной ядерной войне. Во многом именно для этого Россиия модернизирует эти прекрасные самолёты и собирается создавать новые.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

29K
31
6
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

61K
59
25
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

30K
32
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

37K
40
6
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

33K
20
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

17K
26
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

13K
11
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

13K
26
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

14K
14
0
0
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

375K
152
100
897
Правда ли? Эсэсовцы массово воевали во французском Иностранном легионе

Французский Иностранный легион имел германский акцент с первых дней: король Луи-Филипп создал его в 1831 году из наёмных немецких и швейцарских полков. Непростое, но массовое присутствие немцев в Легионе продлилось полтора века — его не прекратили ни мировые войны, ни взаимная ненависть французов и немцев.

276K
101
20
336
Азербайджанский эксперт — о войне и мире в Нагорном Карабахе

Сегодня президент Азербайджана Ильхам Алиев написал в Твиттере о взятии под контроль города Джебраил (Мехакаван) и нескольких сел, прилегающих к Нагорному Карабаху. Армянская сторона не подтверждает это заявление и сообщает о гибели мирных жителей под обстрелами в городах Шуша и Степанакерт.

133K
49
124
132
Зенитная самоходка «Деривация»: отличная новинка — или полный провал?

В последние годы российский ВПК показал большое количество новых образцов военной техники. Многие из них вызывают критику — и часто справедливую. Но порой ругают проекты, которые этого не заслуживают. Один из подобных примеров — новая ЗСУ «Деривация». Давайте разберёмся подробно.

202K
69
90
114
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

222K
73
12
274
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

170K
45
14
81
Чёрные и белые мифы о ленд-лизе: в трёх соснах

Вторая мировая война — и ленд-лиз. А можно ли было вообще без него? Здесь не будет срывания покровов и погружения в нюансы, но большинство спорщиков о ленд-лизе обычно блуждают именно в этих трёх соснах.

116K
146
445
884
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

145K
80
59
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

137K
105
27
869
WARBLOGS