Крейсер «Варяг»: лучший бегун или хромая лошадь?

В советской прессе «Варяг» называли лучшим крейсером Тихоокеанской эскадры. А иногда — даже самым быстрым крейсером в мире. Но так ли это было на самом деле? О судьбе корабля и выделенных на его постройку средств — в нашем материале.

/
21K
20
33
311

В советской прессе «Варяг» называли лучшим крейсером Тихоокеанской эскадры. А иногда — даже самым быстрым крейсером в мире. Но так ли это было на самом деле? О судьбе корабля и выделенных на его постройку средств — в нашем материале.

Где деньги, Зин?

Как сказано в одном стихотворении, в капле воды отражается мир. В проектировании, постройке и службе крейсера «Варяг», как в этой самой капле, отразилась судьба Российского Императорского флота. Со всем его внешним блеском и лоском и куда менее заметными, но серьёзными внутренними проблемами. Некоторые из них, кстати, благополучно пережили и Цусиму, и сам РИФ, и даже пришедший ему на смену советский флот.

Одной из таких проблем было наличие нескольких потенциальных театров военных действий. Маневрировать между ними было весьма затруднительно, а то и вовсе невозможно. Например, из Чёрного моря боевые корабли могли выходить лишь по особому фирману турецкого султана. Переброска же кораблей с Балтики на Дальний Восток хоть и была менее сложна дипломатически, фактически требовала массу времени и усилий. Особенно если избегать Суэцкого канала, контролируемого «англичанкой, которая гадит».

Броненосец «Микаса», один из самых «продвинутых» боевых кораблей на тот момент, японцы заказали у англичан – а что, вполне могли себе позволить (фото: Wikiwand)

В этих условиях известие о том, что после победы в японо-китайской войне Япония получила от Китая громадную контрибуцию и приступила к созданию мощного флота, российские адмиралы встретили, мягко говоря, без восторга. Принятую в 1895 году программу строительства флота пришлось срочно пересматривать, добавив Дальнему Востоку кораблей за счет Балтфлота. Затем всё для того же Дальнего Востока дополнительно выделили ещё 90 миллионов полновесных золотых рублей на кораблестроение.

Увы, тут же сработал неписаный закон: всё делается медленней, чем запланировано, и стоит дороже. Вскоре выяснилось, что выделенные миллионы почему-то кончились быстрее, чем ожидалось, и нужно ещё миллионов эдак 100. Столько денег, да ещё и одним куском, в казне не нашлось. Дали только 40, и те по частям до 1905 года. Естественно, на сроках постройки новых кораблей это сказалось не лучшим образом.

Особую пикантность картине добавлял тот факт, что Япония строила свои корабли быстрее в каком-то смысле на русские же деньги. Именно Россия предоставила Китаю крупный заём для выплаты контрибуции победителям.

Родила царица в ночь не то сына, не то дочь…

Довольно смутным было и представление, какие именно корабли, а именно крейсеры, нужно заказывать. Значительную часть XIX века русские моряки готовились воевать с той самой «гадящей англичанкой». В середине столетия даже немного повоевали. Но в открытом бою с британским Королевским флотом российским эскадрам, даже сумей они каким-то чудом собраться в одном море, мало что светило. В качестве ассиметричного ответа была традиционно принята доктрина крейсерской войны против торгового флота супостата.

«Варяг» на филадельфийской верфи, 1899 (фото: Военно-морской флот России)

Собственно, сам термин «крейсер» изначально относился к способности корабля «kruisen», т. е. крейсировать, а не к тактико-техническим данным. В Российском Императорском флоте нужные характеристики формулировались примерно так: крейсер должен плавать очень далеко и долго, быть достаточно быстрым, чтобы удрать от более сильного противника, и достаточно сильным, чтобы накостылять более слабому. Сочетание двух последних качеств, по идее, позволяло бы кораблю также выполнять функции быстроходного разведчика при эскадре.

Надо отдать должное адмиралам — по мере строительства новых крейсеров они начали задумываться о том, что, если в роли противника будут не только «купцы», то и прилетать новым кораблям будет часто и больно. Поэтому на более поздних крейсерах пушки стали закрывать щитами, а то и вовсе убирать в казематы или бронебашни.

Одно из орудий «Варяга» (фото: Военно-морской флот России)

«Варяг» был первым в серии, поэтому его пушки стояли открыто. Возможно, даже в таком виде он смог бы накостылять одному из многочисленных британских крейсеров 2-го класса более ранней постройки (такие корабли у Великобритании закупала Япония для своего флота). К сожалению, японцы подобными кораблями отнюдь не ограничились, прикупив в Англии ещё и броненосные крейсеры чилийского проекта, ставшего типом «Асама», — в полтора раза больше предшественников и куда лучше вооружённые и бронированные.

Крамп, который совсем не товарищ

Поскольку отечественные верфи были загружены строительством кораблей предыдущей серии — «Дианы», «Авроры» и «Паллады», заказы на новые пришлось размещать за границей.
Одним из первых явившихся на запах денег стал Уильям Крамп, глава американской судостроительной фирмы «Крамп и сыновья». Ему уже доводилось выполнять заказы для русского флота, цены он предложил вполне сносные и вообще обещал, что всё будет ништяк. В итоге контракты на новый броненосец и бронепалубный крейсер поплыли за океан.

Правда, когда дело дошло непосредственно до постройки, выяснилось, что буржуй и капиталист Крамп под словами «всё будет ништяк» имел в виду главным образом наполнение этими ништяками своего кармана. Благо контракт был составлен так, что юлить и вилять он мог с размахом.

«Варяг» на стапеле, 1899 (фото: Военно-морской флот России)

Наиболее существенной уступкой стала замена котлов системы Бельвиля котлами Никлосса. В теории всё выглядело замечательно — более новые котлы системы Никлосса были легче и позволяли заменять трубки прямо в море на ходу.

Поскольку Крамп долго и проникновенно ныл, что без этой замены ему никак не получить указанной в контракте скорости в 23 узла, а с новыми котлами будет вжух — и сразу в дамки, замену ему разрешили.

Правда, в итоге получилось примерно как в наши дни с фольксвагеновскими движками. В 1990-х дизелёк 1.9 TDI создал марке отличную репутацию, а его собрат 2.0 TDI побудил механиков автосервисов расшифровывать TDI как «Только Для Идиотов».

Антон Железняк
Антон Железняк
Эксперт по техническим и инженерным вопросам

В России котлы Никлосса испытывались на канонерской лодке «Храбрый» и поначалу показали хороший результат. При этом как-то выпало из виду, что канонеркам бегать на всех парах обычно никуда не надо, их работа — неторопливая стрельба по береговым целям. А вот для крейсеров, особенно в роли разведчика при эскадре, команда «Самый полный вперёд!» вполне привычна.

Собственно, первый звоночек, а точнее, бабах случился ещё на ходовых испытаниях. Сначала в левой машине разнесло цилиндр высокого давления. Ремонт затянулся на два месяца. На последующих испытаниях в одном из котлов разорвало трубку. Но поскольку оговорённую в контракте скорость крейсер показал, происшествие решили считать досадной случайностью.

На тебе, боже, что нам негоже…

Радость командования Тихоокеанской эскадры в начале 1902 года трудно было передать — наконец-то к ним прибыл первый корабль, построенный по новым судостроительным программам. Да ещё какой! Быстрый, мощный — ну просто конфетка, а не крейсер. Правда, когда во время первой попытки провести испытания полным ходом в котлах опять разорвало несколько трубок, радость от новой игрушки слегка поутихла.

Следующую попытку выяснить, сколько же узлов может выжать новый крейсер, вице-адмирал Николай Скрыдлов предпринял в октябре — примерно с тем же результатом. Крейсер успел разогнаться до 20 узлов, затем в машине начали перегреваться подшипники, а в котлах лопнула очередная трубка.

Мысленно помянув умников из Петербурга, прикупивших крейсер без гарантийного сервиса, командующий эскадрой назначил специальную комиссию, чтобы выяснить, что происходит с чудом американской техники. Опытным путём выяснилось, что «Варяг» лучше не разгонять больше 16 узлов, иначе в машине начинает громко стучать. В итоге уже после первого года службы крейсер поставили на ремонт. Учитывая, что на тот момент Порт-Артур был военно-морской базой сравнительно недолго, возможности судоремонта там были весьма ограничены. Починка длилась несколько месяцев, но при попытке провести послеремонтные испытания подшипники машины снова начали греться, а котлах лопнуло несколько трубок.

Крейсер «Варяг» в порт-артурском сухом доке (фото: Военно-морской флот России)

В новом расследовании принял участии находившийся в Порт-Артуре инженер Невского завода И. Гиппиус. Можно только предполагать, какие особые морские термины произносил в процессе обследования этот питерский интеллигент. В итоге он всё же нашел в себе силы облечь выводы в цензурную форму. В общем виде это звучало примерно как «развалюха, сэр!». А подробнее указывалось, что для нормальной работы машины требовалось давление пара не ниже 15 атмосфер, но во избежание разрыва трубок в котлах (что неоднократно происходило на практике) его старались не поднимать выше 14. По поводу же возможного ремонта Гиппиус заметил: «Вообще выправить судовыми средствами машину, выпущенную первоначально неисправной с завода, бесспорно, задача крайне сложная, если не невозможная».

Приговор гласил: 20 узлов кратковременно и 16 подольше. С такими данными на роль разведчика при эскадре «Варяг» явно не годился.

Вместе с броненосцем «Полтава» в Порт-Артуре, 1902-1903 (фото: Военно-морской флот России)

Затевать второй раунд ремонта местными силами порт-артурское начальство не решилось, да и особого смысла в этом уже не было. Нормальную капиталку движка ему могли бы устроить в Петербурге, но туда следовало сначала доплыть.

По этому поводу вице-адмирал Скрыдлов писал сменившему его на посту командира эскадры адмиралу Старку: «Дальний переход в условиях зимнего штормового сезона для „Варяга“ невозможен. Если вы, Оскар Викторович, не желаете окончательно погубить его, не отсылайте крейсер в Кронштадт ранее следующей весны, а на время учебного сезона поставьте в Японию дипломатическим флагманом. Пусть экипаж чувствует себя полезным Отечеству, а не надрывается в постоянных ремонтах на рейде и у стенки после каждого выхода в море».

Как известно, новый командир Тихоокеанской эскадры этому совету внял.

Евгений Башин-Разумовский
Евгений Башин-Разумовский
Эксперт по историческим вопросам

Читателя, желающего узнать историю крейсера «Варяг» в деталях, с прологом и эпилогом, отошлем к лучшей книге, которая на сегодняшний день была написана об этом корабле и его судьбе — Р. М. Мельников. Крейсер «Варяг». Судостроение, Ленинград, 1983 г.

Hoвости СМИ2
«‡„ÛÁ͇...
Битва при Сволли
Двое против тридцати

5 сентября 1612 года маленькая английская эскадра из четырех кораблей — Red Dragon, Hosiander, James и Solomon, — бросила якорь на рейде индийского порта Сурат в устье реки Тапти. Командовал ей капитан Томас Бест. Его экспедиция была последней отчаянной попыткой Ост-Индской компании наладить в здешних краях торговый пост. В 1609 году король Иаков, разозлённый отсутствием результатов, дал ей три года сроку. Если бы Бесту не удалось добиться успеха, Компании оставалось бы несколько месяцев.

23K
22
6
0
15 головоломных фактов о войне в Корее

Что мы знаем о чучхе? Ничего. И то не все. Корейская война 50-53 годов — из разряда тех исторических событий, где все участвующие стороны «предательски напали из засады», виноватых не найти, да и кому перед кем извиняться — непонятно.

57K
53
73
30
Дарфурская резня
Кровавое наступление сахарских песков

О резне в суданской провинции Дарфур все уже успели подзабыть за более яркими конфликтами. Но её стоит вспомнить в качестве примера, как изменения климата могут влиять на судьбы стран и народов.

33K
21
3
73
Война за ухо Дженкинса
«Псс, не хотите немного Casus Belli?»

«Сasus belli» — формальный повод к войне. Этот термин ввели в оборот юридически грамотные римляне, задолго до нас знавшие свои права. Классический пример повода к войне — пресловутый «сараевский выстрел». Но история знает и куда более сюрреалистические casus belli. Не правда ли, занятно, когда в названии войны присутствует часть человеческого тела? Осталось ответить на вопрос: кто, кому и что отрезал, а главное, зачем? И почему только ухо? Чего так скромно? Отправимся за ответами в не столь далёкий XVIII век.

16K
22
2
63
4 примера идиотских поражений
Когда «логику придумали трусы!»

Иногда провальность выбранной стратегии и тактики лежат на поверхности. Но тщеславие и жажда лёгкой победы настолько застилают глаза полководцам, что ведут их прямиком к позорному поражению.

36K
44
0
76
Сэндвич «Цезарь»
Самая необычная осада древности

«Пришёл, увидел, победил», — сказал про себя великий Цезарь в 47 году до н.э. Однако в 52 до н.э. крылатое выражение могло бы звучать как «пришёл, увидел, осадил». Или, если ещё точнее: «пришёл, организовал инженерно-сапёрные работы, построил осадные укрепления, чуть было не лишился головы, когда подошло галльское подкрепление, но в последний момент, благодаря контратаке и личному обаянию, всё-таки победил».

18K
23
4
93
Атака лёгкой кавалерии здорового человека
Как польская конница совершила невозможное и открыла Наполеону дорогу на Мадрид

Любители истории прекрасно знают, что такое «Атака лёгкой кавалерии» (ей посвящены и картина, и поэма, и фильм с одноимённым названием). В битве под Балаклавой элитная бригада британской конницы из-за ошибки командования угодила под перекрёстные залпы русских пушек и ружей. И хотя отчаянные британцы под ураганным огнём прорвались-таки к назначенной им целью батарее и попутно опрокинули казачий полк, контратака русских улан заставила их отступить. Бригада понесла катастрофические потери, а бой стал для бриттов образцом «слабоумия и отваги» — первое в отношении командования, второе — всадников.

26K
26
25
249
Самые глупые поводы для войны (1/2)
За что умирали люди: футбол, гуано и религиозные видения

Война — дело серьёзное. И повод для неё нужен серьёзный. Например, уникальные месторождения невредных ископаемых, фокусы с оружием массового поражения, геноцид… Но попадаются и ещё более уважительные причины.

21K
19
4
100
Самые глупые поводы для войны (2/2)

В первой части нашей подборки перечислены далеко не все идиотские причины кровопролитных войн. К сожалению, таких примеров в истории было довольно много. Вот ещё несколько.

20K
14
10
111
Маниакальный ужас: топ-7 серийных убийц древности и Средневековья

Жиль де Ре, граф Дракула, кровавая графиня Батори — их вы и так прекрасно знаете. Но были и другие — те, кому не довелось попасть в учебники, хотя деяния их были едва ли не более омерзительными. Семёрка забытых убийц далёкого прошлого — в нашем сегодняшнем материале.

35K
41
14
238
Забытый успех армии троечников: куда делись герои 1812 года

Противник сидел на плечах. Русские войска отступали, огрызаясь, — часть обоза пришлось бросить. Раненые остались на милость неприятеля. Не самая типичная картина для ноября 1812 года, когда до битвы на Березине оставалось всего ничего. А самое удивительное, что, откатившись на полторы сотни километров и сдав противнику город, русские могли поздравить себя с успехом…

22K
125
31
399
Исторический фильм «Ржев»: убедительная картина или нелепый провал?

В декабре 2019 года на экраны вышел фильм «Ржев». Давайте посмотрим на него глазами историка. Удалось ли создателям, пусть и с поправками на условность кино, дать правдивую картину грандиозного сражения под Ржевом в 1942–1943 году? И насколько убедительной вышла история?

18K
75
154
628
«Последний рубеж»: Sabaton о швейцарской гвардии, погибшей за Рим и папу

«Их было 189 на службе у Господа». В новом выпуске «Истории с Sabaton» Инди, Пэр и Йоаким расскажут о подвиге швейцарской гвардии, которая погибла, защищая Рим от разъярённой многотысячной армии наёмников. Рассказ шведов о событиях мая 1527 года читайте в переводе и с комментариями WARHEAD.SU.

17K
19
23
86
Амритсарская бойня: самый знаменитый расстрел в Британской империи

Сто лет назад всего один генерал и сотня солдат навсегда изменили судьбу Индии — и всей Британской империи. Как попытка спасти страну привела к дикой бойне — в нашей статье.

17K
53
51
631
Осмысляя «Немыслимое»: РККА против англо-американцев

Операция «Немыслимое» — секретные британские планы на случай войны с СССР, составленные летом 1945 года. И естественно, основное внимание привлекает главный вопрос: кто бы победил, случись конфликт между бывшими союзниками? Стальной кулак и боевой опыт РККА — или же воздушная мощь и выучка англо-американцев?

17K
74
446
825
Тяжёлый бомбардировщик ТБ-3: гофрированное авиачудовище советского Интербеллума

Межвоенная эпоха — время чудес и смелых фантазий. Впрочем, время от времени фантазии прорывались в реальность — и порождали изумление. Немало удивились и соседи Советского Союза, когда полунищая страна, вчера вылезшая из Гражданской войны, обзавелась воздушным флотом крупнейших бомбовозов. О них — в нашей статье.

16K
60
26
536
Обречённая империя: что погубило Ассирию?

Падение Новоассирийской империи часто описывается как мгновенная катастрофа. Ей платили дань малоазийские государства и аравийские цари. Ей покорился Вавилон, а её столица Ниневия была самым огромным городом на Земле. И вдруг всё рухнуло — в один момент. Загадку расшифровали климатологи — жесточайшая засуха обрекла империю на гибель. Но так ли было на самом деле?

15K
50
17
260
«Спокойствие, только спокойствие»: зачем Россия выходит из Женевских конвенций?

Громкие заголовки типа «Путин выходит из Женевских конвенций» достойны войти в учебник «Как сделать из мухи слона (а потом кричать, что слон российский и болен бешенством)». Появились они 17 октября 2019 года и к реальности не имеют никакого отношения. Давайте разбираться.

15K
42
10
422
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

84K
71
23
742
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

81K
26
12
81
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

82K
46
33
467
Я только спросить: 10 наивных вопросов о ваффен СС

В ваффен СС брали настоящих арийцев с безупречной родословной? Эсэсовцы были помешаны на оккультизме? Вермахт и СС конкурировали? WARHEAD.SU собрал самые простые и одновременно сложные вопросы об организации войск СС.

60K
42
77
361
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

54K
92
57
979
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

53K
63
66
862
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

53K
42
54
591
Стройка века по-немецки: Атлантический вал

«Мы построим свою линию укреплений, с пушками и адским пламенем!» — решили немцы в 30-е годы, обиженно наблюдая, как тем же самым вовсю уже занимается весь остальной мир. Немецкая пропаганда утверждала, что Атлантический вал неприступен и любая попытка высадки обречена. Но союзники решили, что этот вал не так страшен, как его малевал доктор Геббельс.

52K
43
10
432
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

52K
65
34
719
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

208K
92
56
897
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

109K
63
18
869
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

88K
41
29
457
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

84K
71
23
742
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

84K
7
3
276
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

81K
26
12
81
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

82K
46
33
467
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе

Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.

75K
33
14
172
Рожок, бубен и мясорубка: что поможет перезарядить быстрее?

Запас патронов бывает двух видов: «мало» и «всё равно мало». Однако просто забить рюкзак патронами — тоже не выход. Процесс перезарядки для противника вовсе не повод по-джентльменски прекратить стрельбу. Перезаряжаться желательно как можно быстрее и реже, а патроны таскать уже «готовыми к употреблению». Что же для этого придумали?

74K
28
17
346