Случайная статья
Happy feb 23

Стальные крылья президента: борт номер один против Второй мировой

Страдал ли Сталин аэрофобией? Почему Черчилль летал в пижаме? И зачем пришлось конструировать для него яйцо? Мы собрали для вас ответы на все вопросы, которые породила авиация высшего уровня во время Второй мировой.

Добро пожаловать на борт

В 1910 году Теодор Рузвельт, незадолго до того оставивший пост президента США, совершил полёт с братьями Райт на их самолёте. С этого момента авиация плотно вошла в жизнь первых лиц мировой политики. Да, многое можно передать по радио или почтой, но ничто не заменит прямого общения между «дружественными» сторонами.

Первый президентский полёт

С развитием авиации практически все дипломаты пересели на воздушные суда, чтобы быстрее исполнять свой долг. Впрочем, это не всегда помогало — иначе не случилось бы Второй мировой войны.

Именно с её приходом во весь рост встала проблема безопасного перемещения по воздуху. И для спасения жизней первых лиц государства в ход пошли различные ухищрения.

Сталин боялся летать?

Миф о сталинской боязни перелётов практически ничем нельзя подтвердить, но при этом на борту № 1 он побывал только однажды: когда летел на Тегеранскую конференцию.

Отчасти с опасениями за безопасность главы СССР связывают само место проведения встречи: Иран находился недалеко от советских границ, и с 1941 года его контролировал соединённый контингент союзников. В ноябре 1943 года литерный поезд № 501 переехал из Москвы в Баку, после чего на двух «дугласах» C-47 советская делегация благополучно перелетела в Тегеран.

Однако за год до этого высшее руководство страны побывало на более опасном маршруте.

Советская делегация во главе с наркомом иностранных дел В. М. Молотовым на тяжёлом (сегодня его бы назвали «стратегическим») бомбардировщике Пе-8 совершила перелёт по маршруту Москва — Эдинбург — Рейкьявик — Гус-Бэй — Монреаль — Вашингтон и обратно.

Пе-8 обслуживается на аэродроме Bolling Field, Washington, D.C.

За безопасность полёта на большой высоте (7500 метров) над вражеской территорией пассажиры заплатили удобством: большую часть полёта провели с кислородными масками на лицах, без сна (за этим следил отдельный член экипажа), в обычных креслах и в меховых комбинезонах. Несмотря на всё это, машина благополучно вернулась в Москву, а экипаж представили к правительственным наградам.

Пассажирский салон и спальня на Пе-8 ОН

В 1944 году для перевозки первых лиц государства разработали самолёт Пе-8 ОН — «особого назначения». На борту опытных образцов был буфет, три спальных места и туалетная комната. Каждое место оборудовали индивидуальным отоплением, вентиляцией, освещением и кислородной маской. Но сама конструкция Пе-8, к сожалению, имела неустранимый дефект крепления заднего лонжерона. Марка стали не подходила для изготовления этой детали конструкции.

Узел укрепили дополнительными стяжками, но трагедии избежать не удалось.

Пе-8 на службе у полярников

12 сентября 1945 года разбился один из бомбардировщиков, возвращавшихся с парада Победы. В итоге большинство самолётов этого типа списали, а оставшиеся передали в полярную авиацию.

Жаркий «Коммандо» и «яйцо Черчилля»

Если Сталин почти не покидал пределов СССР (а на самолете вообще задокументированно летал всего один раз), то Уинстон Черчилль достаточно часто перемещался между США и Великобританией.

Для этих целей в 1942 году из Канады доставили бомбардировщик B-24 Liberator и переоборудовали в VIP-транспорт. Он получил бортовой номер AL504 и собственное имя «Коммандо».

Черчилль в кабине «Коммандо»

По воспоминаниям премьер-министра и его окружения, это был очень неудобный и опасный для пассажиров самолёт, даже несмотря на мягкие кресла, внутреннее освещение и кровать для первого лица.

Например, однажды Черчилль проснулся от того, что система отопления вышла из строя. В разгорячённом воздухе сильно пахло керосином. Естественно, обогрев тут же выключили, но остаток полёта премьер провел в шёлковой рубашке и пижамных штанах, что явно не доставило ему удовольствия.

«Коммандо»

В конце 1943 года премьер-министр передал «Коммандо» в Транспортное командование королевских ВВС. 27 марта 1945 года по до сих пор не выясненным причинам самолёт пропал у побережья Канады. На борту тогда находился заместитель госсекретаря по гражданской авиации Великобритании и его подчинённые.

Ни тел, ни обломков самолёта так и не нашли, а различные версии причин катастрофы так или иначе противоречат друг другу.

С завода компании «Авро» для Черчилля поставили первый из транспортных «Йорков» с именем «Аскалон». Машина оказалась удачная, и в ней оборудовали полноценный конференц-зал с узлом связи и отдельное спальное место для премьер-министра. Что характерно, в этом VIP-транспорте хотели установить внутреннюю герметичную сферу, которая бы позволила пассажирам не использовать кислородные маски на больших высотах.

«Аскалон» на американской военной базе в Северной Африке

Так называемое «яйцо Черчилля» протестировали, а затем отписали на завод о результатах — мол, можно устанавливать. Там отмахнулись со словами: «Война и так подходит к концу, какие вам ещё нужны сверхвысоты»?

В итоге готовая капсула затерялась на просторах производства.

Air Force One или «яхта»?

В США с самолётами всё было проще.

«Дикси Клиппер» в воздухе

Во время Второй мировой к услугам первого лица имелся «Боинг» 314 с именем «Дикси Клиппер». На нём в середине 1943 года Франклин Рузвельт совершил рекордный перелёт с тремя дозаправками на 5500 миль из Америки в Касабланку — для встречи с Шарлем де Голлем и Уинстоном Черчиллем.

Правда, уже при поездке на Тегеранскую конференцию президент поднялся на борт линкора «Айова», на котором с комфортом доплыл до берегов Алжира.

Мог себе позволить, да.

«Если использовать боевые корабли как прогулочные яхты, то мазута не напасёшься», — решили в Секретной службе и к концу 1944 года переоборудовали для нужд Рузвельта самолет «Дуглас» C-54, который получил имя «Священная корова». В нём смонтировали лифт (Рузвельт, как мы помним, был серьезно ограничен в подвижности из-за полиомиелита), радиотелефон и отдельную спальню для президента. Впрочем, президент воспользовался им только раз — при перелёте на Ялтинскую конференцию в феврале 1945 года.

«Священная корова» и её экипаж

Вторая мировая война завершила эпоху поршневых самолётов, а вместе с ними ушли в небытие и тихоходные перелёты «борта № 1». В век реактивной авиации главными критериями стали скорость, комфорт и максимальная защищённость первых лиц государства.

Но мы-то с вами помним, с чего всё начиналось?

P.S.: Названием рузвельтовский С-54 обязан вовсе не индуистской религии, а чувству юмора американских лётчиков. Словосочетание "holy cow" дословно действительно переводится как "священная корова", но обозначает немного другое. Это когда ты так сильно удивлён, что само собой вырывается нецензурное восклицание ("holy shit" в данном случае), но в последний момент успеваешь его заменить. То есть, по нашему это будет примерно как президентский самолёт "Ёперный театр".

31 января, 11:375
Похожие статьи