itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Стальные крылья президента: борт номер один против Второй мировой

Страдал ли Сталин аэрофобией? Почему Черчилль летал в пижаме? И зачем пришлось конструировать для него яйцо? Мы собрали для вас ответы на все вопросы, которые породила авиация высшего уровня во время Второй мировой.

/
14K
15
1
133

Страдал ли Сталин аэрофобией? Почему Черчилль летал в пижаме? И зачем пришлось конструировать для него яйцо? Мы собрали для вас ответы на все вопросы, которые породила авиация высшего уровня во время Второй мировой.

Добро пожаловать на борт

В 1910 году Теодор Рузвельт, незадолго до того оставивший пост президента США, совершил полёт с братьями Райт на их самолёте. С этого момента авиация плотно вошла в жизнь первых лиц мировой политики. Да, многое можно передать по радио или почтой, но ничто не заменит прямого общения между «дружественными» сторонами.

Первый президентский полёт
Первый президентский полёт

С развитием авиации практически все дипломаты пересели на воздушные суда, чтобы быстрее исполнять свой долг. Впрочем, это не всегда помогало — иначе не случилось бы Второй мировой войны.

Именно с её приходом во весь рост встала проблема безопасного перемещения по воздуху. И для спасения жизней первых лиц государства в ход пошли различные ухищрения.

Сталин боялся летать?

Миф о сталинской боязни перелётов практически ничем нельзя подтвердить, но при этом на борту № 1 он побывал только однажды: когда летел на Тегеранскую конференцию.

Отчасти с опасениями за безопасность главы СССР связывают само место проведения встречи: Иран находился недалеко от советских границ, и с 1941 года его контролировал соединённый контингент союзников. В ноябре 1943 года литерный поезд № 501 переехал из Москвы в Баку, после чего на двух «дугласах» C-47 советская делегация благополучно перелетела в Тегеран.

Однако за год до этого высшее руководство страны побывало на более опасном маршруте.

Советская делегация во главе с наркомом иностранных дел В. М. Молотовым на тяжёлом (сегодня его бы назвали «стратегическим») бомбардировщике Пе-8 совершила перелёт по маршруту Москва — Эдинбург — Рейкьявик — Гус-Бэй — Монреаль — Вашингтон и обратно.

Пе-8 обслуживается на аэродроме Bolling Field, Washington, D.C.
Пе-8 обслуживается на аэродроме Bolling Field, Washington, D.C.

За безопасность полёта на большой высоте (7500 метров) над вражеской территорией пассажиры заплатили удобством: большую часть полёта провели с кислородными масками на лицах, без сна (за этим следил отдельный член экипажа), в обычных креслах и в меховых комбинезонах. Несмотря на всё это, машина благополучно вернулась в Москву, а экипаж представили к правительственным наградам.

Пассажирский салон и спальня на Пе-8 ОН
Пассажирский салон и спальня на Пе-8 ОН

В 1944 году для перевозки первых лиц государства разработали самолёт Пе-8 ОН — «особого назначения». На борту опытных образцов был буфет, три спальных места и туалетная комната. Каждое место оборудовали индивидуальным отоплением, вентиляцией, освещением и кислородной маской. Но сама конструкция Пе-8, к сожалению, имела неустранимый дефект крепления заднего лонжерона. Марка стали не подходила для изготовления этой детали конструкции.

Узел укрепили дополнительными стяжками, но трагедии избежать не удалось.

Пе-8 на службе у полярников
Пе-8 на службе у полярников

12 сентября 1945 года разбился один из бомбардировщиков, возвращавшихся с парада Победы. В итоге большинство самолётов этого типа списали, а оставшиеся передали в полярную авиацию.

Жаркий «Коммандо» и «яйцо Черчилля»

Если Сталин почти не покидал пределов СССР (а на самолете вообще задокументированно летал всего один раз), то Уинстон Черчилль достаточно часто перемещался между США и Великобританией.

Для этих целей в 1942 году из Канады доставили бомбардировщик B-24 Liberator и переоборудовали в VIP-транспорт. Он получил бортовой номер AL504 и собственное имя «Коммандо».

Черчилль в кабине Коммандо
Черчилль в кабине «Коммандо»

По воспоминаниям премьер-министра и его окружения, это был очень неудобный и опасный для пассажиров самолёт, даже несмотря на мягкие кресла, внутреннее освещение и кровать для первого лица.

Например, однажды Черчилль проснулся от того, что система отопления вышла из строя. В разгорячённом воздухе сильно пахло керосином. Естественно, обогрев тут же выключили, но остаток полёта премьер провел в шёлковой рубашке и пижамных штанах, что явно не доставило ему удовольствия.

Коммандо
«Коммандо»

В конце 1943 года премьер-министр передал «Коммандо» в Транспортное командование королевских ВВС. 27 марта 1945 года по до сих пор не выясненным причинам самолёт пропал у побережья Канады. На борту тогда находился заместитель госсекретаря по гражданской авиации Великобритании и его подчинённые.

Ни тел, ни обломков самолёта так и не нашли, а различные версии причин катастрофы так или иначе противоречат друг другу.

С завода компании «Авро» для Черчилля поставили первый из транспортных «Йорков» с именем «Аскалон». Машина оказалась удачная, и в ней оборудовали полноценный конференц-зал с узлом связи и отдельное спальное место для премьер-министра. Что характерно, в этом VIP-транспорте хотели установить внутреннюю герметичную сферу, которая бы позволила пассажирам не использовать кислородные маски на больших высотах.

Аскалон на американской военной базе в Северной Африке
«Аскалон» на американской военной базе в Северной Африке

Так называемое «яйцо Черчилля» протестировали, а затем отписали на завод о результатах — мол, можно устанавливать. Там отмахнулись со словами: «Война и так подходит к концу, какие вам ещё нужны сверхвысоты»?

В итоге готовая капсула затерялась на просторах производства.

Air Force One или «яхта»?

В США с самолётами всё было проще.

Дикси Клиппер в воздухе
«Дикси Клиппер» в воздухе

Во время Второй мировой к услугам первого лица имелся «Боинг» 314 с именем «Дикси Клиппер». На нём в середине 1943 года Франклин Рузвельт совершил рекордный перелёт с тремя дозаправками на 5500 миль из Америки в Касабланку — для встречи с Шарлем де Голлем и Уинстоном Черчиллем.

Правда, уже при поездке на Тегеранскую конференцию президент поднялся на борт линкора «Айова», на котором с комфортом доплыл до берегов Алжира.

Мог себе позволить, да.

«Если использовать боевые корабли как прогулочные яхты, то мазута не напасёшься», — решили в Секретной службе и к концу 1944 года переоборудовали для нужд Рузвельта самолет «Дуглас» C-54, который получил имя «Священная корова». В нём смонтировали лифт (Рузвельт, как мы помним, был серьезно ограничен в подвижности из-за полиомиелита), радиотелефон и отдельную спальню для президента. Впрочем, президент воспользовался им только раз — при перелёте на Ялтинскую конференцию в феврале 1945 года.

Священная корова и её экипаж
«Священная корова» и её экипаж

Вторая мировая война завершила эпоху поршневых самолётов, а вместе с ними ушли в небытие и тихоходные перелёты «борта № 1». В век реактивной авиации главными критериями стали скорость, комфорт и максимальная защищённость первых лиц государства.

Но мы-то с вами помним, с чего всё начиналось?

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Hoвости СМИ2
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

25K
29
8
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

55K
54
23
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

28K
32
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

36K
36
6
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

33K
19
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

15K
25
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

13K
11
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

13K
27
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

12K
14
0
0
Час презрения: террористическая катастрофа в Будённовске

Теракт лета 1995 года в Будённовске стал одной из самых страшных катастроф в истории современной России. Его последствия ушли далеко за рамки простого злодеяния с массовыми жертвами. Произошёл перелом всей войны в Чечне, а эпоха массового террора только открывалась…

30K
184
166
1.9K
Белый спецназ: почему в рядах американских коммандос так мало нацменьшинств?

Спасибо голливудским боевикам, про американский спецназ сегодня знают даже дети. На земле, в небесах и на море крутые парни наводят ужас на врагов, защищая свободу и демократию. И конечно, в духе политкорректности, как минимум треть этих бойцов — из нацменьшинств. Что совершенно противоречит реальности. Почему в рядах коммандос так мало чёрных?

28K
146
112
1.6K
Советские БМП: не первые и не лучшие?

Советские БМП — один из поводов для гордости за наше танкостроение. Они и первые в своём классе, и всегда превосходили западные аналоги, как часто можно услышать. Вот только при более внимательном изучении вопроса всё выглядит уже не так однозначно…

26K
63
165
505
Спецназ мира: чьи нормативы жёстче?

Хотите попасть в ряды мирового спецназа? Легче лёгкого! Если, конечно, вы готовы к самым жёстким физическим испытаниям. Каким именно — рассказываем в этой статье.

26K
55
32
384
Мастерами кунг-фу не рождаются: китайских пограничников научат боевым искусствам

Мастерами кунг-фу становятся! После кровопролитной драки с индийцами китайское командование озаботилось рукопашной подготовкой бойцов. Для подготовки пограничников Тибета сформирован специальный отряд из инструкторов боевых искусств.

25K
28
22
56
Швейцарский армейский — морская свинка в мире ножей

Помните анекдот про морскую свинку? О том, что она к морю имеет примерно столько же отношения, сколько и к свиньям. Вот примерно те же чувства вызывает швейцарский армейский нож, когда первый раз держишь его в руках. А это точно нож? И почему он такой маленький? Как с ним швейцарские военные обращаются и откуда он вообще взялся?

19K
74
73
508
Супернадёжность, дешевизна и старость: 5 мифов об автомате Калашникова

70 лет в строю, десятки миллионов выпущенных автоматов по всему миру — воистину легендарное оружие! А от легенд, как известно, и до мифов недалеко. Мы собрали пять самых популярных из них.

19K
127
105
871
Замена треуголки: как фуражка стала главным головным убором военных

Казалось бы, что может быть проще обычной военной фуражки? Но оказалось, что у этого головного убора долгая и очень интересная история, теснейшим образом связанная с прошлым русской армии

18K
69
47
387
Идиоты, слоны и вундервафли: 5 самых неравных битв античности

В древности вести войны были проще. Набрал пару тысяч солдат — и уже можно набегать на ближайший полис: у кого людей больше, тот и победил. Но иногда глупость полководцев, вундервафли и тайные операции творили чудеса на поле брани.

17K
92
40
440
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

79K
124
61
979
Монгольские нукеры против рыцарей: битва при Легнице

Сравнивать крестоносцев и монголов, казалось бы, заведомо бесполезное занятие. Ведь где рыцарство, а где хитрые азиаты? Однако 9 апреля 1241 года под Легницей, что в Силезии, произошла великая битва, которая поможет ответить на вопрос: какая же военная культура прошлого превосходит остальные?

66K
71
51
1.1K
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», — гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

63K
73
76
862
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

62K
83
37
719
Если бы Союз проиграл: 5 альтернативно-исторических мифов о будущем Третьего рейха

Что было бы, если бы СССР проиграл Великую Отечественную? Как заявляют фанатичные любители немецкого орднунга, в этом случае Германия стала бы непобедима, завоевала бы весь мир, вышла бы первой в космос… Вот только такая оценка не выдерживает критики. WARHEAD.SU подробно разобрал пять излюбленных тезисов рейхофилов.

54K
73
407
703
10 «школьных» заблуждений о предвоенных репрессиях в Красной армии

Красную армию обезглавили перед войной. 1941 года не было бы, если бы не 1937-й. А может быть, наоборот, репрессии — это очищение? Так как же всё было на самом деле?

51K
107
378
786
«Месть за муки»: как сражались освобождённые из плена красноармейцы

Те, кто прошёл ужасы немецкого плена, рвались в бой, едва лишь выйдя на свободу. Ими двигала жажда мести, желание расплатиться с мучителями. Вновь оказавшись в строю, они показывали себя отличными, дисциплинированными солдатами. Пример тому — участие бывших пленных в форсировании Одера в составе 47-й гвардейской танковой бригады.

47K
68
83
1.7K
Норвежцы в Карелии: разгром эсэсовских добровольцев

Норвегию оккупировали в самом начале Второй мировой. Дальнейшее участие страны в войне ограничилось подпольной войной или боевыми действиями добровольцев. Многие попали в армии союзников, но некоторые служили в СС. Именно им и не повезло оказаться в Карелии в июне 1944 года.

45K
43
71
933
В лучах чужой славы: липовые ветераны

Эти люди появляются практически на каждом крупном мероприятии, посвящённом Великой Отечественной войне. Они получают свою толику славы, почёта и уважения, зачастую проникая туда, куда «простым смертным» путь оказывается заказан. Они попадают на страницы печатных изданий, в статьи, телепередачи, открытки, картины. Это — липовые ветераны.

44K
128
134
6.1K
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

273K
125
90
897
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

145K
37
13
81
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

137K
75
55
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

133K
97
25
869
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

103K
56
33
457
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

102K
101
29
742
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

98K
10
4
276
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

88K
47
8
274
Кто такие гренадеры: могучие великаны военной истории

Многие почему-то зовут их гренадёрами. Это ошибка, но возможно, в таком наименовании подсознательно отразилась сама суть этого рода войск. Ведь гренадеры всегда были не прочь надрать пятую точку любому противнику.

81K
46
8
358