Развлечения

«Смерть Сталина»: запрещать нельзя показывать?

Выхода этого фильма на экраны в России особенно ждали любители развесистой клюквы про «наздрофье, товаришч медвьед!». Отзыв прокатного удостоверения создал «Смерти Сталина» совершенно непредвиденный хайп. Так что же снял любитель политического сарказма Иануччи? Непрофессиональную поделку или искромётную комедию? Давайте разберёмся.
Алексей КостенковКристина Велижковская
  • 9.3K
  • 15
  • 10
  • 313

Историческая достоверность и испанский стыд

Главные цвета фильма — красный и чёрный — обозначили уже в постере. И они идеально подходят чёрной британско-французской комедии о самом красном периоде в истории нашей страны.

А вот исторической достоверности здесь и не предполагалось.

Формат кинокомикса подразумевает гротеск и обилие гипербол. Да, в фильме есть огромное количество неточностей — от дилетантски развешанных орденов на кителе капитана Габриэля Лорка (он же Люциус Малфой, он же маршал Жуков) до событий целого года, спрессованного в несколько дней. Напомним, Берию арестовали через четыре месяца после смерти вождя, а расстреляли и вовсе через полгода. Впрочем, стыдливое отсутствие на роскошном мундире Георгия Константиновича западных наград несколько удручает, при том что Жуков в фильме — персонаж сугубо положительный.

«Испанский стыд» — это когда что-то творят другие люди, а стыдно при этом тебе.

Именно это чувство многие испытают при просмотре некоторых сцен фильма — авторы откровенно переборщили с туалетным юмором. По большому счёту, это и есть главный недостаток. И речь вовсе не о том, что нельзя показывать физиологические подробности смерти «великого Сталина» в юбилей Сталинградской битвы. Это было бы такой же пошлостью, будь фильм о Гитлере, Иди Амине или Пол Поте. Фи, господа!

В остальном же фильм как минимум неплох, а то и хорош. По крайней мере для саркастичных любителей кино и истории.

Товарищ Берия не оправдал доверия

Образы персонажей, конечно, утрированы — это же комикс.

Берию исполнил один из лучших британских театральных актёров Саймон Рассел Бил — и персонаж получился чудовищный и отвратительный, эдакое абсолютное зло. В перерывах между изнасилованиями он всех пытает и расстреливает с особой жестокостью, явно сожалея, что нельзя сослать в ГУЛАГ всё население СССР. На его фоне сволочной трикстер-интриган Хрущёв в исполнении Стива Бушеми выглядит практически лучом света в тёмном царстве. А Джейсон Айзекс в роли маршала Жукова и вовсе вылетает на сцену роскошным белым роялем из кустов, героически спасая всех с ехидной ухмылкой.

При всей непохожести на своих героев, актёры блестяще играют роли — британская школа. Удивляет и огромная галерея второстепенных и третьестепенных персонажей: практически за каждым стоит реальная человеческая судьба. Правда, зачастую далёкая от того, что получилось в фильме.

Сто миллионов съеденных лично Сталиным

Запредельная свирепость режима на экране вполне типична для европейских фантазий на тему тоталитаризма.

Англичане вообще очень любят смаковать на экране бесчеловечные режимы, которым свойственно подавление инакомыслия и безудержный террор: что в последних фильмах о Гарри Поттере, что в классике вроде «V значит вендетта». То ли генетическая память о временах преследования католиков и пуритан, то ли травма от свирепого морализаторства и двоемыслия викторианской эпохи… А, может, просто жуть, которую правительство Черчилля внушило режимом военного времени.

В фильме персонально для Сталина перезаписывают только что переданный в эфир концерт симфонического оркестра — подразумевается, что иначе всех расстреляют, от дирижёра до уборщицы! НКВД уничтожает всю прислугу и охрану, которая находилась на Ближней даче в момент смерти «хозяина» — а потом уничтожает тех, кто уничтожал прислугу и охрану. На всякий случай. В Москве и окрестностях после «дела врачей» не оказывается ни одного толкового медика, потому что всех отправили на десять лет в ГУЛАГ, и «органы» привозят к агонизирующему вождю первых попавшихся под руку врачей. А ночная столица Союза ССР представляет собой бесконечные «чёрные воронки» и чуть ли не колонны отправляемых в Сибирь под конвоем НКВД — и так каждый день!

Все эти ужасы на самом деле порождены не столько злокозненными фантазиями авторов, сколько советским фольклором.

Официальная информация была крайне скудной и формальной, и народ активно додумывал то, чего не знал.

Практически все сцены фильма так или иначе опираются на интеллигентские анекдоты, опубликованные после распада СССР в многочисленных сборниках — например, в «Сталиниаде» Юрия Борева. И жаловаться на злонамеренных буржуазных сценаристов в этой ситуации, мягко говоря, странно. Не менее странно нашим почтенным режиссёрам картинно возмущаться очернением советской истории на фоне их собственных шедевров, где товарища Сталина макают в именной торт.

«Про свою историю они такого бы не сняли!»

Сценаристы, которые опирались на советский интеллигентский фольклор, и режиссёр — специалист по политическим комедийным триллерам, сделали всё, чтобы у самого скептически настроенного зрителя временами против воли пробивалась улыбка. Всё прописали и отсняли в лучших традициях британского юмора и комедии положений.

Те, кто считает происходящее на экране коварным и гнусным антироссийским пасквилем, от которого к нам в окно Овертона залезет Сорос с мешком плана Даллеса, — посмотрите, как британцы сами честят своих культовых деятелей, к примеру, в «Чёрной гадюке». В нескольких сезонах жесточайше высмеиваются нравы и национальные герои Альбиона на временной дистанции от войны Алой и Белой роз до священной для всей Западной Европы Первой мировой. Смеяться над собой на Западе любят, умеют и практикуют.

Многого отечественный зритель просто не замечает, считая, что так и надо, — тогда как с точки зрения турбопатриотов при просмотре кино может произойти жесточайшее шатание скреп и «очернение всего святого».

У нас, увы, всё ещё туго с самоиронией — некоторые до сих пор считают, что пришли на комсомольское собрание про антисоветского писателя Пастернака. Но именно самоирония, а не сусловщина с запретами — лучшая защита от всевозможных «злокозненных подкопов под священную отечественную историю».

Англичанин, услышав в 100500-й раз о том, как туманный Альбион только и делал, что всех обижал и угнетал, лишь ухмыльнётся и прокомментирует это в духе: «Да мы вообще чудовища, даже раковину затыкаем, когда умываемся». Учиться, учиться и учиться здоровому сарказму, товарищи!

Впрочем, многим действительно может быть не смешно. Всё очень субъективно. Если вы любите жёсткий британский юмор или безудержные французские постебушки — «Смерть Сталина» вам определенно понравится. Если для вас эталон комедии — это что-то из списка шедевров о высоком блондине в чёрном ботинке или непутёвом жандарме в бежевой фуражке, ждите непонимания. Ну, а коли сердце занято только классическим советским кино, фильм настроения точно не поднимет.

Отношение в российском обществе к сталинской эпохе, да и к личности самого вождя до сих пор чёрно-белое, без полутонов. То, что при просмотре заставит любого «не нашего» зрителя от души расхохотаться, у нас вызовет горечь и даже слёзы. При всей утрированности персонажей и ситуаций, при всех успехах и победах сталинского СССР, общество этого времени действительно было нездоровым, испуганным и недоверчивым. Происходящее на экране гротескно, но оно — увы! — куда ближе к действительности, чем хотелось бы.

Да, это эпоха грандиозных свершений, но её отравили ядом «простых решений» в стиле «лес рубят, щепки летят». Как и многие другие великие эпохи в истории самых разных стран.

«Смерть Сталина» сняли точно не против нас, но и не для нас.

По сути, на экране разыгрывается традиционный британский спектакль, в котором англичане изображают странных иноземцев и ведут себя сугубо по-английски. Сам режиссёр Иануччи обычно жёстко высмеивает британскую и американскую политику, а в данном случае всего лишь отвлёкся на экзотику.

Резюмируем: смотреть или не смотреть — решать лишь вам самим. Как и обижаться или не обижаться по результатам просмотра. Благо мы живём не при Сталине, и за «неправильное» мнение о кино вас не ждут просторы Колымы.

Ну, а отзыв удостоверения — всего лишь административная глупость, которая стала вишенкой на торте царящего в фильме политического безумия.


Если же вы не согласны с такой рецензией — то вот вам иной взгляд на этот фильм.

Подписки в соцсетях