Военный — значит модный: как русская армия превращала гражданских в стиляг

Китайский стиль

На рубеже веков Россия пережила очередную волну военной моды, которая на этот раз оказалась связана с колониальными интересами нашей страны на Дальнем Востоке.

Подготовка к появлению дальневосточной «Желтороссии» велась крайне серьёзно, с применением всей мощи государства. Строилась КВЖД, Порт-Артур постепенно превращали в главную русскую базу на Дальнем Востоке, соседний с ним Дальний — в главный торговый порт, а Корея впадала в экономическую зависимость от России.

В те времена наше государство действительно было на равных со всеми великими державами — не только строило глобальные планы, но и успешно их осуществляло.

Разумеется, колониальная экспансия всегда связана с войнами.
В 1900–1901 годах наша армия провела Китайский поход, который продемонстрировал абсолютное военное превосходство русских над отсталым тогда Китаем и неспособность китайского правительства защитить собственные интересы. И пока дипломаты и генералы чертили всё новые линии сфер влияния на политических картах, военные везли в Россию различную восточную экзотику.

Китайские вещи немедленно стали очень модными.

Типичный пример культурных заимствований в результате завоеваний — победители считали этот стиль своим законным трофеем и с гордостью демонстрировали яркие шелка и украшения. В это же время в России появилось множество китайских рабочих и мелких торговцев — в традиционной китайской же одежде. На фотографиях начала ХХ века есть множество примеров того, как азиаты влились в обыденную русскую жизнь.

Вместе с китайцами пришли и национальные костюмы. Китайские халаты оказались весьма удобными для домашнего ношения, а живописная и экзотическая одежда маньчжурской знати стала источником популярных образов для модных в ту эпоху балов‑маскарадов.

Необычайно понравились публике китайские зонтики и веера, ставшие обязательным аксессуаром состоятельной дамы.

След русско-японской войны

В 1904 году началась русско-японская война, и русские женщины сразу стали примерять кимоно. А в 1910 году внезапно распространилась так называемая «хромая юбка», сильно зауженная в щиколотках, отчего любая женщина, носившая её, ходила мелкими шажками, подражая манере передвижения японских принцесс.

От модных веяний не отставали и мужчины.

В войне принимали активное участие Восточно-Сибирские стрелковые полки, которые носили большие шапки из длинного меха.

Они сразу же стали популярным атрибутом настоящего патриота и распространились среди офицерства и штатских господ.

Шить их стали из дорогого меха — лисы или бобра.

Георгиевские кавалеры 2-го эскадрона Приморского драгунского полка — лисьи шапки в тренде

В это же время русской армии впервые потребовалось обмундирование, незаметное на поле боя. Это привело к многочисленным экспериментам, после которых в 1907 году военных одели в полевую форму защитного цвета.

Первая мировая и патриотический стиль

В тяжелейших испытаниях Первой мировой войны все враждующие стороны обратились к национальным традициям и образам.

От Парижа до Петрограда народный костюм стал символом готовности ко всему ради победы. Интересно, что многие элементы новой моды пришли в Россию из Франции, которая традиционно создавала самые выдающиеся образцы одежды.

Именно во Франции появилось «русское пальто» с меховой опушкой бортов и рукавов — оно застёгивалось на большие пуговицы или костяные костыльки.

И, разумеется, чем дольше шла война, тем больше распространялся стиль «милитари».

Постепенно в нечто напоминавшее военный мундир стали одеваться люди совсем уж не воинственных занятий. Постоянно подчёркивая свой патриотизм, Керенский — политик и адвокат — не снимал английского полувоенного френча. А многие мужчины в тылу облачились в военную форму Союза земств и городов, который отвечал за снабжение армии. За эту форму освобождённые от службы в армии чиновники Земгора получили в народе ироничное прозвище «земгусары».

Карикатура на земгусара

(Земгор — созданная в Российской империи в 1915 году структура по распределению государственных оборонных заказов).

Время скромности и экономии

Военная скромность коснулась и дам. Теперь рекомендовалось отказаться от сложных платьев, на которые уходило много дорогой материи. Образцом для подражания стал костюм сестры милосердия и укороченные юбки. Короче становились и причёски. Андрогинный стиль короткостриженых девушек-флэпперов 1920-х годов ведёт свое происхождение напрямую из аскетичной моды Великой войны.

Те же, кто отправлялся на фронт помогать раненым воинам, одевались строго по форме.

Сёстры милосердия Красного креста считались полувоенной структурой, чья форма детально описывалась в специальных приказах.

Основой их одежды было коричневое платье, поверх надевался белый передник с вышитым на нагруднике красным крестом. В годы войны учредили особый орден Святой Ольги, которым планировали награждать женщин, особо проявивших себя в защите Отечества, нравственном воспитании и развитии искусств.

«Комиссарские кожанки» и форма Красной армии

Ещё одной приметой военной моды, также ушедшей за пределы армии, стало распространение кожаных курток — их называли «шведскими».

Вначале куртки использовали автомобилисты и авиаторы, которые постоянно возились с моторами машин. Кожаная одежда прекрасно защищала от масла и бензина. Вскоре выяснилось, что кожа — очень практичный и прочный материал.

Её надевали все, кто хотел получить износостойкую верхнюю одежду или подчеркнуть свою близость к модным родам войск вроде авиации.

Другой интересный факт связывают с появлением в 1915–1916 годах моды на отделку петель верхней одежды цветной тканью, в подражание старорусскому стилю XVII века. Эту деталь позаимствовали при создании новой парадной формы, в которую хотели облачить русскую армию после победоносного наступления весной 1917 года — союзники рассчитывали быстро закончить войну парадом победителей в Берлине.

Такой мундир позаимствовали большевики для Красной армии, заменив двуглавых орлов на суконных шлемах на звёзды. Впрочем, после февральской революции и октябрьского переворота говорить о наступлении и быстром завершении войны стало бессмысленно.

Прежняя эпоха, её армия и мода безвозвратно ушли в прошлое.

А о том, как война влияла на более раннюю моду, мы рассказали в предыдущей статье

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий