itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

При помощи палок и бабуина: как создать отличный военный автомобиль

Говорим «Южная Африка» — подразумеваем «мины»! А где мины, там и минозащищённые автомобили, или попросту MRAP. Мы расскажем вам о самой популярной в мире подобной машине, которую построили вопреки воле военных — исключительно по частной инициативе.

/
17K
27
1
181

Говорим «Южная Африка» — подразумеваем «мины»! А где мины, там и минозащищённые автомобили, или попросту MRAP. Мы расскажем вам о самой популярной в мире подобной машине, которую построили вопреки воле военных — исключительно по частной инициативе.

25 типов автомобилей

В 1975 году, разбирая боевые действия в Анголе, руководство вооружённых сил ЮАР пришло к неожиданному выводу: тот факт, что за всё время рейда в разномастной колонне, состоящей из машин 25 различных типов и модификаций, не случилось ни одной поломки — настоящее чудо.

В корпорацию Armscor (южноафриканская государственная промышленная компания) немедленно поступил запрос на разработку унифицированных минозащищённых грузовиков для армии ЮАР… С формулировкой: «Очень быстро,…»!

MRAP Bosvark на базе грузовика Unimog
MRAP Bosvark на базе грузовика Unimog

Услышав такие новости, инженер частной компании UCDD Коос де Вет сильно загрустил, поскольку в этот момент разрабатывал минозащищённую версию немецкого грузовика «Мерседес» — Unimog. А с учётом запроса в Armscor финансирование государством другого проекта оказалось под большим вопросом.

Тогда де Вет решил рискнуть и попробовать протолкнуть новый проект самостоятельно.

Деревянный макет

За основу взяли переработанный MRAP Bosvark, который до этого произвели серией в 56 машин, и нарисовали Bosvark II — с минимальными изменениями. Проблема была в отсутствии денег.

Инженера это не смутило, и вместе с Джоном Дэвисом (исполнительным директором Busaf Border) они представили на суд военных прототип, собранный из… дерева.

Военные сказали: «ОК, но денег нет. Дайте нам машину из металла за свой счёт. Ну или в Armscor обратитесь». В госкорпорации не нашлось желающих изготовить прототип из металла, и «частников» некуртуазно послали подальше.

Прототип с деревянным кузовом
Прототип с деревянным кузовом

Де Вет не сдавался и буквально из «палок и веток» построил второй прототип, внешне похожий на MRAP, но… без минной защиты и брони. Естественно, она же вся была в ведении… да-да, госкорпорации Armscor!

На полевом тестировании военные посмотрели на машину и спросили: «А где отчёт о минных испытаниях? Нету? Ну вот когда будет, тогда и приходите».

Легче отдаться, чем объясниться

Хорошенько поматерившись, инженер пошёл на поклон к начальству.

Там прикинули уровень затрат и степень готовности прототипа и поняли, что дешевле доделать начатое. Выделили средства, дошаманили модель и с помощью государственного отдела Оборонных разработок (Defence Research Unit) получили возможность использовать полигон, где до этого проходили тестирование все MRAP’ы ЮАР.

Bosvark II с небронированным, но металлическим кузовом
Bosvark II с небронированным, но металлическим кузовом

Уверенность в успехе испытаний была настолько сильной, что на них пригласили толпу дружественных частников и даже представителей «Мерседеса» из Европы. Правда, по дороге из аэропорта те забыли о левостороннем движении в ЮАР и «подбили» пару такси, но всё же доехали до полигона.

На этот раз испытания прошли удачно.

Двенадцать часов Bosvark II преодолевал препятствия, загружал и разгружал солдат в кузов, и ехал, ехал, ехал по жёсткой пересечённой местности. В конце концов запротестовали даже представители европейского производителя, заявив, что шасси их автомобиля технологически не рассчитаны на такие нагрузки.

И всё бы хорошо, но у армии опять не было денег, да и один прототип — это как-то несерьёзно.

«А давайте вы нам сделаете серию в 10 машин? И уж после них мы точно примем решение»!

Прототип MRAP Buffel на испытаниях в Зеерусте
Прототип MRAP Buffel на испытаниях в Зеерусте

Тут уже Джон Дэвис пошёл к гендиректору Busaf Border и попросил выдать со склада ещё девять машин. Как ни странно, в ответ он получил искомое, хотя многие крутили пальцем у виска.

Тем временем, Кооса де Вета по-тихому отстранили от проекта по просьбе Armscor... С неофициальной формулировкой: «За… мучил».

Тренируйся лучше на… бабуинах

Настал день последних противоминных испытаний. В яму заложили два десятка килограммов взрывчатки. Это было сильно больше даже двух стандартных противотанковых мин ТМ-57, установленных одна на другую (их использовали в Анголе и Мозамбике).

В Bosvark II посадили обколотого наркотиками бабуина, привязав его к сиденью ремнями безопасности и верёвками. Идея была в том, что травмы, которые получит обезьяна, дали бы патологоанатомам информацию о возможных улучшениях защиты автомобиля. Сапёры проверили заряд и дали «добро». Раздался мощный взрыв, в воздух взлетели куски металла и земля, а всё вокруг покрыл густой слой пыли.

Сапёры взломали кабину и… начали громко смеяться, одновременно уважительно посматривая на инженера.

Бабуин оказался жив. И цел физически, не считая сопутствующих стрессу моментов. Единственной его раной стала разрезанная губа, которую поцарапал осколок обшивки.

Подрыв прототипа с бабуином
Подрыв прототипа с бабуином

Естественно, после такой удачной «показухи» комиссия приняла положительное решение, но тут заупрямились в Armscor. Они акцентировали внимание на недоделках и попытались вывести из игры настырных «частников», чтобы самим сваять минозащищённый автомобиль на базе южноафриканского грузовика. На этот «бокс по испытаниям» ушёл почти весь 1977 год, но UCCD целенаправленно продавливала идею будущего Buffel’а.

У государственной компании остался последний шанс, и в Armscor затребовали провести последние минные испытания в начале 1978 года. Несмотря на то, что заряд заложенной взрывчатки был в несколько раз больше, чем обычно применялся на дорогах Анголы, весь экипаж отделался лёгкими контузиями.

В итоге государству пришлось-таки подписать контракт с «частниками» на поставку Buffel в армию ЮАР. Правда, при этом они хорошенько отомстили разработчикам, отодвинув их от производства и, тем самым, оставив без гроша в кармане…

MRAP Buffel вооруженных сил Шри-Ланки
MRAP Buffel вооруженных сил Шри-Ланки

Судьба, посчитав, что «роды» нового MRAP оказались весьма сложными, подарила ему долгую жизнь. Всего до 1995 года создали не менее 2400 экземпляров, при этом имея в конкурентах лучший на тот момент минозащищённый автомобиль мира — Casspir.

Да, сейчас его звезда закатилась. Но если съездить на Шри-Ланку, можно увидеть «старичка» на боевой службе и сразу вспомнить трудную историю его создания.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

29K
31
6
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

61K
59
25
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

30K
32
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

37K
40
6
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

33K
20
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

17K
26
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

13K
11
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

13K
26
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

14K
14
0
0
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

375K
152
100
897
Правда ли? Эсэсовцы массово воевали во французском Иностранном легионе

Французский Иностранный легион имел германский акцент с первых дней: король Луи-Филипп создал его в 1831 году из наёмных немецких и швейцарских полков. Непростое, но массовое присутствие немцев в Легионе продлилось полтора века — его не прекратили ни мировые войны, ни взаимная ненависть французов и немцев.

276K
101
20
336
Азербайджанский эксперт — о войне и мире в Нагорном Карабахе

Сегодня президент Азербайджана Ильхам Алиев написал в Твиттере о взятии под контроль города Джебраил (Мехакаван) и нескольких сел, прилегающих к Нагорному Карабаху. Армянская сторона не подтверждает это заявление и сообщает о гибели мирных жителей под обстрелами в городах Шуша и Степанакерт.

133K
49
124
132
Зенитная самоходка «Деривация»: отличная новинка — или полный провал?

В последние годы российский ВПК показал большое количество новых образцов военной техники. Многие из них вызывают критику — и часто справедливую. Но порой ругают проекты, которые этого не заслуживают. Один из подобных примеров — новая ЗСУ «Деривация». Давайте разберёмся подробно.

202K
69
90
114
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

272K
73
12
274
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

170K
45
14
81
Чёрные и белые мифы о ленд-лизе: в трёх соснах

Вторая мировая война — и ленд-лиз. А можно ли было вообще без него? Здесь не будет срывания покровов и погружения в нюансы, но большинство спорщиков о ленд-лизе обычно блуждают именно в этих трёх соснах.

116K
146
445
884
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

145K
80
59
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

137K
105
27
869
Авиакатастрофы 1946 года: СССР и Китай

Твоя безопасность в XXI веке, при полёте на чартере "ФигЗнаетКакМыПолучилиЛицензиюАвиа" из Москвы в Ларнаку, вполне себе обеспечена статистикой. Шансы разбиться всего один к десяти миллионам. Думаешь так было всегда?

16K
14
0
0
Первый закон Рима

Римские законы XII таблиц это настоящий памятник юриспруденции. Это основа основ общемирового права вообще! Короче говоря, это классика, это знать надо. Но как они дошли до жизни такой, зачем римляне заморочились и записали свои обычаи?

13K
18
3
0
Эффект кумулятивного действия: Баньцао

Что-то давненько я не писал про аварии на дамбах, так что сегодня решил исправить это упущение. Итак, одна из крупнейших аварий на гидросооружениях — прорыв дамбы Баньцяо, август семьдесят пятого. Эффективный менеджмент made in China.

1.5K
13
1
0
Прогрессоры «Тёмных Веков»

«Тёмные Века» в представлении обывателей это мрак, ужас и смерть разума. Но на самом деле это важнейший период европейской цивилизации, когда античность была перекована в новую форму мышления, без которой последующий взлёт Европы был бы невозможен.

3.9K
11
3
0
Индийские СМИ клеймят «китайского шпиона» подонком и мошенником

Арестованного по подозрению в шпионаже на Китай индийского журналиста Раджива Шарму его коллеги характеризуют как «мошенника» и «подонка». В частности, он продавал одну и ту же информацию российским и китайским медиа, меняя ее так, чтобы она соответствовала интересам страны-заказчика.

2.4K
7
0
0
Когда переборщил с маркетингом: Первый Крестовый Поход

В 1096 году Папа Римский Урбан Второй призвал всю Европу пойти в крестовый поход и призвал так убедительно, что сам остался не особо доволен. Кроме бронированных терминаторов в Палестину отправились вообще все, в том числе крестьяне, женщины, дети, инвалиды и прочие очень нужные в военном походе личности.

4K
8
2
0
Спутник для подлодки

Боевой прицеп с ракетам, диверсантами и другими полезными вещами для подводной лодки.

2.4K
11
0
0
Эффект кумулятивного действия: Пожар на «Гюнешли»

В комментах к «Альфе» меня попросили рассказать о пожаре на нефтяной платформе № 10 месторождения «Гюнешли». Рассказываю. Географически это Каспий. Хронологически — 2015 год, 4 декабря. Юридически — стихийное бедствие, никто не виноват. Фактически — классика жанра «техногенка».

1.4K
4
0
0
«Здравствуйте, я от Гитлера» История Вилли Гѐрольда

Ефрейтор Вилли Герольд в апреле 1945 года выдавал себя за капитана Люфтваффе, и куролесил по немецким тылам — да так, что в конечном итоге потерял голову на британской гильотине.

4.1K
10
4
0