Случайная статья
Happy feb 23

Ка-52 vs Eurocopter Tiger: выбираем, чей хайтек хайтечнее

Боевые вертолёты давно стали постоянными участниками всех более-менее заметных войн и конфликтов, а их сравнение — частью любого приличного околовоенного спора. Но баталии вокруг ветеранов «Холодной войны» уже давно пора завершить, поэтому сегодня мы сравним российский Ка-52 и европейский Tiger.

…Тем более, наши собрались ещё 114 «52-х» докупить.

Кто есть кто

Разработка советского боевого вертолёта нового поколения началась в далёком 1976 году, а 17 июня 1982 года в воздух поднялся первый экземпляр В-80 — одноместного боевого вертолёта соосной схемы, получившего известность под индексом Ка-50 и прозвищем «Чёрная Акула». Ко второй половине 2000-х финансирование улучшилось, и военные решили, что им больше нравится двухместная версия машины — Ка-52. Её в серийное производство и запустили.

Ка-52 (фото: Антон Петров)

Европейский «Тигр» тоже начался с разработки 1970-х годов, но к первому полёту машина шла долго. «Тигр» полетел впервые лишь в 1991, а его поставки заказчикам начались спустя ещё 10 лет .

Eurocopter Tiger (фото: Mark Broekhans)

Ну, поехали.

Лётные качества

Ка-52 быстрее (почти на 30 километров в час), заметно маневреннее (благодаря соосной схеме) и фактически является самым «летучим» из ударных вертолётов сегодня. Радиус действия у обеих машин примерно одинаков — около 400 километров. Однако у «Тигра» на это уходит меньше топлива: внутренний запас — 1080 килограммов против 1487 у Ка-52. Немудрено, что максимальная взлётная масса тоже серьёзно отличается: 10800 килограммов у Камова против 6000 у «Тигра».

Рейтинг:

Ка-52 — 5
«Тигр» — 4

Живучесть и защищённость

Традиционно для отечественных боевых вертолётов Ка-52 хорошо забронирован: 350 килограммов приходятся на защиту кабины, защищены также двигатели и ряд других важных узлов. Но только на броню полагаться уже не модно. Вертолёты получают бортовой комплекс обороны «Витебск», способный обнаруживать лазерное излучение и пуск ракет. В составе комплекса — автоматическая система управления, станция активных помех для радаров, система защиты от ракет с тепловыми головками, «ослепляющая» их лазерным прожектором, и традиционные отстреливаемые «ловушки».

Если ничего не спасло, оба пилота Ка-52 имеют катапультные кресла, при этом сначала отстреливаются лопасти винта.

На случай падения внутри кабины (если авария произошла на небольшой высоте) средства пассивной безопасности поглощают значительную часть энергии удара и сохраняют здоровье пилотов.

Ка-52 (фото: Иван Савицкий)

У европейца бронирование заметно легче. Большую долю занимают углепластики и кевлар. Основная ставка делается на пониженную заметность машины во всех диапазонах, а также на бортовой комплекс обороны, который, как и российский «Витебск», защищает вертолёт от ракет с радиолокационным, лазерным и инфракрасным наведением. Кроме того, «Тигр» дополнительно защищён от электромагнитного импульса (машина разрабатывалась в пору ожидания ядерной войны в Европе). Катапультных кресел у «Тигра» нет, но кабина и сиденья так же рассчитаны на смягчение эффекта «жёсткой посадки».

Рейтинг:

Ка-52 — 4,5
«Тигр» — 4

Огневая мощь

Оба вертолета несут пушку и подвесное вооружение. Сравним. Ка-52 вооружён 30-мм автоматом 2А42 с ленточным питанием, темп огня регулируется в диапазоне 550-800 выстрелов в минуту, в боекомплект входят осколочно-фугасные и бронебойные снаряды. На «Тигре» — тоже 30-мм GIAT 30M в «вертолётной» версии 781 (отличается сниженной дульной энергией и мощностью заряда), чтобы лёгкий вертолёт не «колбасило» после каждой короткой очереди.

Наши заморачиваться не стали — фигли там, 11 тонн в вертолете — и оставили характеристики пушки, исходно позаимствованной у боевой машины пехоты, без изменения.

В пользу французского изделия — более гибкое изменение темпа огня, от 300 до 2500 выстрелов в в минуту. В нашу — более тяжёлый снаряд (почти 400 граммов против 240) и большая начальная скорость: 970 метров в секунду против 810, что даёт более высокую точность и дальность стрельбы.

Eurocopter Tiger

Основой арсенала у любого приличного противотанкового вертолёта (а это главные задачи и для Ка-52 и для «Тигра») — управляемые ракеты. «Главным калибром» Ка-52 является «Вихрь» — тяжелая ПТУР с лазерным наведением, дальностью полёта до 8 километров и скоростью под 2200 километров в час. Система управления ракетой позволяет фиксировать луч лазера на цели непосредственно перед попаданием, это резко снижает вероятность успешного противодействия.

Для европейца основным противотанковым комплексом является TRIGAT-LR (не менее многострадальный, чем сам вертолёт — его разрабатывали почти сорок лет!). Комбинированная ИК/ТВ система наведения, 7 километров дальности, максимальная скорость около 1050 километров в час.

Вот над этим сорок лет трудились? Надо было брать у американцев «Хеллфайр» и не позориться. Австралийцы — первые покупатели «Тигра» — к слову, его и взяли.

Кроме противотанковых ракет, обе машины могут нести ракеты «воздух-воздух» (фактически подвешенные под консоли пусковые установки переносных ЗРК), неуправляемые ракеты и пулемётные контейнеры. Общий арсенал на Ка-52 заметно больше в силу его большей массы: до 2300 килограммов против 1500 у «Тигра».

Рейтинг:

Ка-52 — 4,5
«Тигр» — 3

Бортовая электроника

Как ни странно, но возможности обеих машин в этой части близки. У них есть развитые пилотажно-навигационные комплексы, обеспечивающие полёты в сложных метеоусловиях и в любое время суток. Оба вертолёта оснащены «стеклянными» кабинами с жидкокристаллическими дисплеями, оба имеют нашлемные системы целеуказания.

Пилоты могут наводить оружие на цель поворотом головы.

Возможности систем Ка-52 проверены в бою в Сирии. У «Тигра» есть своя кампания — вертолёты этого типа применяли в Мали, но не слишком удачно. Одну машину потеряли в катастрофе, пилоты погибли. В Сирию и Ирак «Тигры» направлять почему-то не стали. Будем считать это случайностью.

Кабина Ка-52 (фото: Владислав Дмитренко)

Рейтинг:

Ка-52 — 4,5
«Тигр» — 4,5

Надёжность и удобство в обслуживании

Исправность парка Ка-52 оценивается более чем в 90 процентов. Это надёжные машины с проверенной силовой установкой, и проблем с ними после пары инцидентов в первые годы эксплуатации не возникло.

«Тигр» по прежнему остаётся принцессой на горошине, с готовностью парка в 25-30%.

Отказы регулярно возникают как в электронных системах вертолёта, так и в механической части, что сильно разочаровывает пользователей. В итоге немцы и австралийцы уже ищут варианты замены для своего «электронного чуда». Французы пока держатся.

Eurocopter Tiger

Рейтинг:

Ка-52 — 5
«Тигр» — 3

Цена

Стоимость Ка-52 «для себя» — около 900 миллионов рублей за штуку, на экспорт — около 20 миллионов долларов (без учёта цены боекомплекта, обслуживания, подготовки пилотов, техников и прочего, способного задрать цену вдвое, а то и выше). «Тигр», как и положено приличной западной машине, дороже — более 40 миллионов долларов за вертолёт (без тех же дополнений).

Ка-52 (фото: Николай Краснов)

Понятно, почему «Тигров» — кроме исходно на них подписавшихся французов, немцев и испанцев — за полтора десятка лет удалось продать на экспорт только 22 штуки. Ка-52 уже отгружено более полусотни, и это явно не предел — особенно после сирийских «демонстрационных полётов».

Рейтинг:

Ка-52 — 4
«Тигр» — 2,5.

Так, вроде всё посчитали? Ну да, наверное. Что в итоге? В итоге у нас

Рейтинг:

Ка-52 — 27,5
«Тигр» — 21

А потому что евробюрократия — не лучшая среда для создания военной техники. Согласны? Не забудьте проголосовать!

Нет ну лучше летчиков и техники России ничего нету)

9 февраля, 12:560

Тигр даже на вид говно.

9 февраля, 13:000

А кто из операторов Tiger мог послать его в Ирак?

9 февраля, 13:080

Франция и Австралия.

9 февраля, 13:110

Я бы КА 52 снял пол балла за расположение пушки.

9 февраля, 13:330

С одной стороны да. С другой там пушка строго близ центра масс, лучших условий для меткой стрельбы нет.

9 февраля, 13:353

Вопрос не по теме, есть ли возможность, сделать так, что бы приходило оповещение, когда отвечают на твой комментарий?

9 февраля, 13:432

над этим работают

9 февраля, 13:583

Франция разве участвовала в Иракской кампании? Вроде нет.

10 февраля, 22:090

http://www.ntv.ru/novosti/amp/1667159

Аж целый авианосец посылали.

12 февраля, 00:240

шарль де голь ходил...

13 февраля, 06:310

Статья чисто ура-патриотическая. С Вихрем много проблем было и осталось. Расположенте пушки неудачное, ибо она сильно ограниченно вертится. Сама пушка избыточна для вертушки и косая. А потому что по фиг 11 тонн, в цель летит парочка снарядов, а потом нос задирается, а на висении вообще вертушку назад относит. Рядом сидящие пилоты имеют больше шансов пострадать от одно попадания в лобовуху. И у 52-го нет версии с надвтулочным расположением радара или иных систем разведки и наблюдения, а у Тигра есть. Тигр может использовать 70-мм УР с лазерным наведением. Да,есть такие. Прикиньте боезапас. Вот теперь все. Глубже копать надо, ребята. Это я к тому, что есть свои плюсы и минусы у обоих вертух, но рассмотрены они предвзято в статье. Удачи.

11 февраля, 03:451

https://youtu.be/0z_qEQuNCSs вот, посмотрите и не пишите больше такое)

11 февраля, 10:440

Вы что, упали? Смотреть высер телеканала Пи.. Ой, то есть "Звезда"... Да вы еще посоветуйте мне "Военную тайну" на Хрен-ТВ поглядеть... Я не полоумный, чтобы таким дерьмом мозги портить.

11 февраля, 23:201

Пхах. Вы конечно умнее всех пилотов и кб, вы конечно воевали на ка52 и знаете что говорить)

11 февраля, 23:251

Да, что вы к пушке прицепились, она нужна в редких случаях, в основном для поражения наземных целей, основное оружие авиации, это ракеты.

11 февраля, 13:330

Понятное дело, что ракеты никто не отменял. Просто тут уже речь идет даже не о пушке, а о том что "ка 52 же из россии, пиарите россию, а у него вот пушка не так сделана (и это пофигу чтоб над этим трудились умы КБ)")

11 февраля, 13:531

А что, мало примеров, когда трудились КБ, а получалось не очень? Да море такого.

11 февраля, 23:220

Если бы такая пушка стояла в вертолете США - вы бы в ладоши хлопали. Знаем мы таких

11 февраля, 23:271

А подвесные контейнеры с оружием? ГУВ-8700. ЯкБ-12,7 плюс два ГШГ.

13 февраля, 09:120

Уважаемая редакция. Не могли бы вы сравнить Ми-28Н и Тигр? А тут некоторые сетуют на отсутствие надвтулочного локатора и расположение пушки. А тут они, внешне, близнецы. Вот интересно их мнение.

15 февраля, 09:130

Возник вопрос, а что будет, если на пролетающий мимо вертолёт, навести лазерную указку китайскую?

18 февраля, 12:490
Похожие статьи