Развлечения

Возвращение «сердцееда»: печальные размышления о хорошем кино

Хотите посмотреть новую комедию с финансовыми аферами, фальшивыми личностями, дуэлями и даже сражением? Историю о том, как можно придумать жизнь, полную приключений, заставить себя и других поверить в неё, а затем быть спасённым от бесчестья с помощью великой силы любви. Этот фильм сняли не у нас — его сняли во Франции.
Михаил Диунов
  • 5.7K
  • 10
  • 3
  • 111

Комедий в последнее время совсем немного. Хороших комедий — ещё меньше. Хороших российских комедий нет вовсе. Эти три истины я вспомнил, когда отправился посмотреть французскую историческую комедию «Сердцеед» (Le retour du héros), вышедшую в наш прокат аккурат 14 февраля.

Название фильма, как это часто бывает, стало предметом неуёмного креатива российских прокатчиков, которые считают, что лучше знают вкусы зрителей, и меняют названия фильмам, как захочется. Оригинальное имя — «Возвращение героя» — гораздо лучше отражает смысл и содержит в себе сразу несколько подтекстов, которые легко прочтёт зритель. Ну, а «Сердцеед» не говорит вообще ни о чём. Небольшой спойлер: в фильме нет никакого сердцееда.

Сватовство гусара

Весна 1809 года, гусарский капитан Невиль сватается к Полине, дочери богатых буржуа, и, разумеется, получает согласие. Тут его застаёт приказ выступить вместе с полком в поход на Австрию, ибо началась война пятой коалиции. Впрочем, эту увлекательную историю, посвящённую тому, как император Наполеон в течение трёх месяцев разбил полумиллионную австрийскую армию, нам не покажут. Ведь это кино не про войну, это рассказ о жизни в эпоху Первой империи и, конечно же, о любви.

Предыстория. Капитан уезжает на войну, обещая невесте слать письма каждый день, и, будучи человеком крайне легкомысленным, абсолютно не держит своё обещание. Без писем романтичная Полина чахнет с каждым днём и в итоге тяжело заболевает нервическим расстройством, подражая героиням дамских романов. Её старшая сестра Элизабет, чтобы спасти несчастную, начинает сама писать письма от имени Невиля, придумывая для него самые невероятные подвиги и приключения, совершенно в стиле литературы тех времён.

Две жизни капитана

Поскольку время шло, а капитан так и не появлялся, в письмах ему пришлось отправиться в Индию с поручением императора, там обзавестись сказочным богатством, после чего героически погибнуть, совершив до этого множество подвигов и прославив своё имя, а также провинциальный французский городок, бывший его родиной. Но, наступает 1812 год, и Невиль, которого все считают погибшим в боях за Францию и императора, возвращается в город. С этого момента и начинается основная история фильма.

Поэтому здесь я остановлюсь и поведаю вам один интересный факт о Франции, а также свои печальные размышления.

Почему очень богатая семья вдруг решает принять в свой дом простого армейского офицера не в самых больших чинах? Ответ на этот вопрос лежит в особенности устройства элиты при Наполеоне. Император понимал, что построить прочное государство без национальной аристократии невозможно. Но значительная часть её погибла на гильотине во время революции, многие эмигрировали, остальные мирились с властью корсиканского выскочки лишь внешне.

Чем был хорош простой армейский капитан?

Наполеон решил вместо старой аристократии создать новую, взяв за основу воинскую доблесть. Как говорил сам император: «Знатность достаётся пролитием крови, а не чернил». Поэтому в годы Первой империи офицеры, отличившиеся на поле боя, делали стремительную карьеру, обретая титулы баронов и графов, ордена и состояния.

Семья буржуа, к которой принадлежит Полина, очень богата: у них собственное имение с парком, видимо, доставшееся им в годы революции, но при этом они остаются простыми торговцами. Войти в число знати при Наполеоне таким людям было абсолютно невозможно. Единственный вариант — породниться с офицером императорской армии.

Даже если герой не станет генералом, статус жены офицера неизмеримо выше, чем положение жены торговца.

Этим и объясняется столь живой интерес к капитану Невилю, который после свадьбы ввёл бы Полину в высшее общество. Страстное желание мещан не только войти в благородное сословие, но и стать родственниками самого выдающегося героя, родившегося в этих местах, откровенно слепит глаза семье Полины. Буржуа готовы простить неожиданно вернувшемуся герою самые нелепые ошибки и странные выходки.

Возвращение классики

Фильм по больше части и посвящён забавным моментам, когда вернувшийся капитан обнаруживает, что его принимают совсем не за того, кем он является. Как в любой хорошей комедии, юмор гармонично вплетён в сюжет. Он, как специя, приправляет и без того яркий вкус жизни Франции эпохи Наполеона. В фильме нет непрерывных гэгов, которые буквально стараются выдавить у зрителя смех любой ценой.

В комедии, можно сказать, вообще нет гэгов. Но зато имеется множество отличных шуток и забавных ситуаций, в которых постоянно оказываются герои фильма.

Ни в России, ни в Америке так снимать не хотят.

Я думал, что и во Франции уже начали забывать, какой может быть классическая комедия, всё больше скатываясь к примитивному гоготанию подростков.

Но «Сердцеед» убедил меня, что французы всё ещё умеют снимать кино в лучших традициях своей школы, кино, заставляющее вспомнить Фернанделя, Бурвиля, де Фюнеса и вообще золотую эпоху французских комедий. «Сердцеед» — очень изящный фильм с тонким юмором, который, однако же, будет понятен каждому, потому что совершенно лишён заумности и попытки встать выше зрителя.

А не пойти ли вам…

А теперь, как и обещал, печальные размышления… Когда я смотрел на экран, то с грустью спрашивал себя: почему же в России не могут снимать подобное качественное и смешное кино? Почему комедия у нас — это обязательно кривляния глупых и уже давно не смешных клоунов из «Камеди-клаба», которые уже лет пятнадцать как подмяли под себя весь жанр российской комедии?

Хватит! Всем успели надоесть эти «ёлки-палки 25», «самые лучшие кино 8» и «зомбохрень».

Нет сил наблюдать давно опостылевшие лица, которые, самовольно заняв место гуру юмора и кинематографа, теперь учат всю страну, как надо шутить и как делать кино. Давно хочется сказать им: «Уйдите, пожалуйста, и наконец-то дайте снимать фильмы хоть кому-то ещё. Ведь осталась надежда, что у новых лиц среди актёров, режиссёров и сценаристов будет хоть какой-то шанс снять хороший фильм. В конце концов, у французов же получается». А ведь мы же не глупее французов? Уж я-то верю в это.

Да, кстати, русские казаки в финале просто прекрасны. Традиции XIX века не умрут, наверное, никогда. Впрочем, фильму это нисколько не вредит, сходите и убедитесь сами.

Hoвости СМИ2
Подписки в соцсетях