itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Красивая судьба американского авианосца «Орискани»: солдат, кинозвезда и риф

«Орискани» застал три полноценные войны, дважды снимался в оскароносных фильмах, избежал участи металлолома и превратился в мировую дайверскую мекку. Не каждый может похвастать столь бурной жизнью! Мы изучили всю биографию знаменитого авианосца и делимся с вами самыми впечатляющими моментами.

/
44K
24
3
141
Серия:

«Орискани» застал три полноценные войны, дважды снимался в оскароносных фильмах, избежал участи металлолома и превратился в мировую дайверскую мекку. Не каждый может похвастать столь бурной жизнью! Мы изучили всю биографию знаменитого авианосца и делимся с вами самыми впечатляющими моментами.

Опоздание на Вторую мировую

Новый авианосец «Орискани» с обозначением CV34 заложили на стапелях Нью-йоркской верфи 1 мая 1944 года. На воду его спустили через десять дней после окончания Второй мировой войны.

Доработку приостановили, но потом запустили вновь — и корабль стал прототипом программы SCB-127, которая позволяла авианосцам, спроектированным для поршневых самолётов, принимать и запускать реактивные истребители.

Авианосец Орискани
Авианосец «Орискани»

В строй корабль вступил только в 1950 году.

Боевым крещением для «Орискани» стал поход к берегам Кореи в 1952-53 годах. Его штурмовики славно отработали по коммуникациям северокорейских войск, а истребители сбили два Миг‑15.

Затем последовала череда модернизаций и улучшений, чтобы подтянуть «ветерана» к новым типам эксплуатируемых самолётов.

За это время корабль даже сняли в киноленте «Мосты у Токо-Ри», посвящённой Корейской войне.

Кстати, в 1956 году фильм получил премию «Оскар» за лучшие спецэффекты.

Кадр из фильма Мосты у Токо-Ри
Кадр из фильма «Мосты у Токо-Ри» (фото: Скриншот)

Вьетнам, пожар, Маккейн и прочие неприятности

Попал авианосец и на войну во Вьетнаме. В 1965 году самолёты вылетали с его борта двенадцать тысяч раз!

Затем «Орискани» почистил пёрышки в гавани Сан-Диего и уже на следующий год вернулся к своим задачам у берегов Вьетнама. Но вскоре на его борту произошёл сильнейший пожар: один из моряков, находившихся в ангаре под полётной палубой, случайно зажёг сигнальную ракету и в панике бросил её в шкаф к остальным. Пожар начался мгновенно и унёс жизни 44 человек.

Пожар на авианосце Орискани 26 октября 1966 года
Пожар на авианосце «Орискани» 26 октября 1966 года (фото: Википедия)

После ремонта, который занял полгода, «Орискани» отправился в третий поход к берегам Вьетнама. 29 июля 1967 года он оказал помощь собрату по несчастью — авианосцу «Форрестол», на котором… начался пожар из-за случайного пуска ракеты.

В октябре 1967 с борта «Орискани» в непримечательный боевой вылет поднялся А-4 «Скайхок» с лейтенантом-коммандером Джоном Маккейном на борту. В июле тот чуть не погиб при злополучном пожаре на «Форрестоле».

Полёт закончился плачевно. В этот день будущего сенатора США сбили над Вьетнамом, и следующие шесть лет он провел в плену.

Джон Маккейн справа внизу с пилотами своей эскадрильи
Джон Маккейн (справа внизу) с пилотами своей эскадрильи (фото: Википедия)

Много чего произошло за восемь боевых походов к берегам Вьетнама: аварии, потери самолётов, гибель лётчиков… Корабль раз за разом модернизировали для работы с современными истребителями и штурмовиками, но в 1975 году стало ясно, что служба его закончилась.

F-8J Крусейдер сопровождает Ту-95. На заднем плане авианосец Орискани
F-8J «Крусейдер» сопровождает Ту-95. На заднем плане авианосец «Орискани» (фото: Википедия)

«Чемодан без ручки»

В век атомных авианосцев модернизировать «старичков» Второй мировой войны было слишком накладно, и в ВМС США пошли по простому пути — пустили их «на иголки».

Уцелели только четыре корабля — их превратили в музеи. Остальных разобрали в 1970-х годах — кроме «Орискани» и «Лексингтона» (до 1991 года он служил учебным авианосцем).

Удивительно, но «Орискани» был никому не нужен.

Одно время к нему приценивались на предмет переоборудования, однако при виде сметы в 520 млн долларов, выставленной в 1982 году, об этой идее благополучно забыли. Попытка перевести корабль в Японию в рамках выставки «City of America» вызвала в конгрессе оживление, но бизнесмены из Страны восходящего солнца умели считать деньги и отказались от проекта.

ВМС спихнули корпус в калифорнийскую стартап-компанию «Пегасус Интернешнл» и даже отбуксировали корпус на Западное побережье. Но деньги закончились, и в 1999 году «Орискани» вернули на резервную стоянку флота в городе Бомонт, штат Техас.

Кадр из фильма Куда приводят мечты
Кадр из фильма «Куда приводят мечты» (фото: Скриншот)

За год до этого на его борту сняли несколько сцен для фильма «Куда приводят мечты». И… эта кинолента тоже заработала премию «Оскар» за лучшие визуальные эффекты!

Лучшая могила для корабля

Так бы и гнил корпус заслуженного ветерана на стоянке ВМС, если бы не программа создания искусственных рифов по всему побережью США.

В рамках этой программы с целью привлечения туристов и дайверов и реновации морской среды на небольшой глубине затапливают списанную технику: рыбацкие лодки, буксиры, танки, автомобили и прочий технически и морально устаревший хлам. Это гораздо дешевле и эффективнее, чем перерабатывать устаревшие М113 или разбирать баркасы.

Штат Флорида решил переплюнуть сразу всех и сделал искусственным рифом… да-да, авианосец «Орискани».

С него полностью слили остатки жидкости, удалили большинство полимерных и изоляционных материалов, а также всю электропроводку. Многие дверные проёмы заварили, а для дайверов проделали несколько дополнительных точек входа в корпус корабля. За всю работу ВМС США заплатили 20 миллионов долларов.

15 мая 2006. Авианосец Орискани выходит в Мексиканский залив к месту затопления
15 мая 2006. Авианосец «Орискани» выходит в Мексиканский залив к месту затопления (фото: Википедия)

17 мая 2006 года (после пары лет согласований с экологами) авианосец отвели на 24 мили от побережья, выровняли носом строго на север, киношники включили кинокамеры, пошёл обратный отсчёт… и сапёры взорвали 230 килограммов взрывчатки С‑4.

Корабль постепенно наполнился водой и лёг на дно — ровно на киль.

Видимо, авианосец долго ждал этого момента. Вместо положенных пяти-восьми часов он утонул за 37 минут и наконец-то нашёл последнее пристанище на глубине 64 метров в тиши вод Мексиканского залива.

Это ещё не финал

Вскоре «Орискани» стал дайверской меккой, и из года в год приносит штату Флорида неплохой доход. Естественно, не обошлось без несчастных случаев — всё же погружение на такой большой корабль требует хорошей подготовки. Да и, положа руку на сердце, — может, пора оставить его в покое?

ВМС США не испытывают недостатка в списанных судах, которые пора разобрать «на иголки», и многие штаты внимательно присматриваются к этому списку, чтобы выбрать себе особенную «знаменитость».

Но пока никто не может затмить звезду авианосца «Орискани», который даже после «смерти» остаётся «самым значимым среди искусственных рифов».

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

29K
31
6
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

61K
59
25
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

30K
32
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

37K
40
6
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

33K
20
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

17K
26
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

13K
11
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

13K
26
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

14K
14
0
0
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

375K
152
100
897
Правда ли? Эсэсовцы массово воевали во французском Иностранном легионе

Французский Иностранный легион имел германский акцент с первых дней: король Луи-Филипп создал его в 1831 году из наёмных немецких и швейцарских полков. Непростое, но массовое присутствие немцев в Легионе продлилось полтора века — его не прекратили ни мировые войны, ни взаимная ненависть французов и немцев.

276K
101
20
336
Азербайджанский эксперт — о войне и мире в Нагорном Карабахе

Сегодня президент Азербайджана Ильхам Алиев написал в Твиттере о взятии под контроль города Джебраил (Мехакаван) и нескольких сел, прилегающих к Нагорному Карабаху. Армянская сторона не подтверждает это заявление и сообщает о гибели мирных жителей под обстрелами в городах Шуша и Степанакерт.

133K
49
124
132
Зенитная самоходка «Деривация»: отличная новинка — или полный провал?

В последние годы российский ВПК показал большое количество новых образцов военной техники. Многие из них вызывают критику — и часто справедливую. Но порой ругают проекты, которые этого не заслуживают. Один из подобных примеров — новая ЗСУ «Деривация». Давайте разберёмся подробно.

202K
69
90
114
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

222K
73
12
274
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

170K
45
14
81
Чёрные и белые мифы о ленд-лизе: в трёх соснах

Вторая мировая война — и ленд-лиз. А можно ли было вообще без него? Здесь не будет срывания покровов и погружения в нюансы, но большинство спорщиков о ленд-лизе обычно блуждают именно в этих трёх соснах.

116K
146
445
884
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

145K
80
59
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

137K
105
27
869
Авиакатастрофы 1946 года: СССР и Китай

Твоя безопасность в XXI веке, при полёте на чартере "ФигЗнаетКакМыПолучилиЛицензиюАвиа" из Москвы в Ларнаку, вполне себе обеспечена статистикой. Шансы разбиться всего один к десяти миллионам. Думаешь так было всегда?

16K
14
0
0
Первый закон Рима

Римские законы XII таблиц это настоящий памятник юриспруденции. Это основа основ общемирового права вообще! Короче говоря, это классика, это знать надо. Но как они дошли до жизни такой, зачем римляне заморочились и записали свои обычаи?

13K
18
3
0
Эффект кумулятивного действия: Баньцао

Что-то давненько я не писал про аварии на дамбах, так что сегодня решил исправить это упущение. Итак, одна из крупнейших аварий на гидросооружениях — прорыв дамбы Баньцяо, август семьдесят пятого. Эффективный менеджмент made in China.

1.5K
13
1
0
Прогрессоры «Тёмных Веков»

«Тёмные Века» в представлении обывателей это мрак, ужас и смерть разума. Но на самом деле это важнейший период европейской цивилизации, когда античность была перекована в новую форму мышления, без которой последующий взлёт Европы был бы невозможен.

3.9K
11
3
0
Индийские СМИ клеймят «китайского шпиона» подонком и мошенником

Арестованного по подозрению в шпионаже на Китай индийского журналиста Раджива Шарму его коллеги характеризуют как «мошенника» и «подонка». В частности, он продавал одну и ту же информацию российским и китайским медиа, меняя ее так, чтобы она соответствовала интересам страны-заказчика.

2.4K
7
0
0
Когда переборщил с маркетингом: Первый Крестовый Поход

В 1096 году Папа Римский Урбан Второй призвал всю Европу пойти в крестовый поход и призвал так убедительно, что сам остался не особо доволен. Кроме бронированных терминаторов в Палестину отправились вообще все, в том числе крестьяне, женщины, дети, инвалиды и прочие очень нужные в военном походе личности.

4K
8
2
0
Спутник для подлодки

Боевой прицеп с ракетам, диверсантами и другими полезными вещами для подводной лодки.

2.4K
11
0
0
Эффект кумулятивного действия: Пожар на «Гюнешли»

В комментах к «Альфе» меня попросили рассказать о пожаре на нефтяной платформе № 10 месторождения «Гюнешли». Рассказываю. Географически это Каспий. Хронологически — 2015 год, 4 декабря. Юридически — стихийное бедствие, никто не виноват. Фактически — классика жанра «техногенка».

1.4K
4
0
0
«Здравствуйте, я от Гитлера» История Вилли Гѐрольда

Ефрейтор Вилли Герольд в апреле 1945 года выдавал себя за капитана Люфтваффе, и куролесил по немецким тылам — да так, что в конечном итоге потерял голову на британской гильотине.

4.1K
10
4
0