Красивая судьба американского авианосца «Орискани»: солдат, кинозвезда и риф

Опоздание на Вторую мировую

Новый авианосец «Орискани» с обозначением CV34 заложили на стапелях Нью-йоркской верфи 1 мая 1944 года. На воду его спустили через десять дней после окончания Второй мировой войны.

Доработку приостановили, но потом запустили вновь — и корабль стал прототипом программы SCB-127, которая позволяла авианосцам, спроектированным для поршневых самолётов, принимать и запускать реактивные истребители.

Авианосец «Орискани»

В строй корабль вступил только в 1950 году.

Боевым крещением для «Орискани» стал поход к берегам Кореи в 1952-53 годах. Его штурмовики славно отработали по коммуникациям северокорейских войск, а истребители сбили два Миг‑15.

Затем последовала череда модернизаций и улучшений, чтобы подтянуть «ветерана» к новым типам эксплуатируемых самолётов.

За это время корабль даже сняли в киноленте «Мосты у Токо-Ри», посвящённой Корейской войне.

Кстати, в 1956 году фильм получил премию «Оскар» за лучшие спецэффекты.

Кадр из фильма «Мосты у Токо-Ри» (фото: Скриншот)

Вьетнам, пожар, Маккейн и прочие неприятности

Попал авианосец и на войну во Вьетнаме. В 1965 году самолёты вылетали с его борта двенадцать тысяч раз!

Затем «Орискани» почистил пёрышки в гавани Сан-Диего и уже на следующий год вернулся к своим задачам у берегов Вьетнама. Но вскоре на его борту произошёл сильнейший пожар: один из моряков, находившихся в ангаре под полётной палубой, случайно зажёг сигнальную ракету и в панике бросил её в шкаф к остальным. Пожар начался мгновенно и унёс жизни 44 человек.

Пожар на авианосце «Орискани» 26 октября 1966 года (фото: Википедия)

После ремонта, который занял полгода, «Орискани» отправился в третий поход к берегам Вьетнама. 29 июля 1967 года он оказал помощь собрату по несчастью — авианосцу «Форрестол», на котором… начался пожар из-за случайного пуска ракеты.

В октябре 1967 с борта «Орискани» в непримечательный боевой вылет поднялся А-4 «Скайхок» с лейтенантом-коммандером Джоном Маккейном на борту. В июле тот чуть не погиб при злополучном пожаре на «Форрестоле».

Полёт закончился плачевно. В этот день будущего сенатора США сбили над Вьетнамом, и следующие шесть лет он провел в плену.

Джон Маккейн (справа внизу) с пилотами своей эскадрильи (фото: Википедия)

Много чего произошло за восемь боевых походов к берегам Вьетнама: аварии, потери самолётов, гибель лётчиков… Корабль раз за разом модернизировали для работы с современными истребителями и штурмовиками, но в 1975 году стало ясно, что служба его закончилась.

F-8J «Крусейдер» сопровождает Ту-95. На заднем плане авианосец «Орискани» (фото: Википедия)

«Чемодан без ручки»

В век атомных авианосцев модернизировать «старичков» Второй мировой войны было слишком накладно, и в ВМС США пошли по простому пути — пустили их «на иголки».

Уцелели только четыре корабля — их превратили в музеи. Остальных разобрали в 1970-х годах — кроме «Орискани» и «Лексингтона» (до 1991 года он служил учебным авианосцем).

Удивительно, но «Орискани» был никому не нужен.

Одно время к нему приценивались на предмет переоборудования, однако при виде сметы в 520 млн долларов, выставленной в 1982 году, об этой идее благополучно забыли. Попытка перевести корабль в Японию в рамках выставки «City of America» вызвала в конгрессе оживление, но бизнесмены из Страны восходящего солнца умели считать деньги и отказались от проекта.

ВМС спихнули корпус в калифорнийскую стартап-компанию «Пегасус Интернешнл» и даже отбуксировали корпус на Западное побережье. Но деньги закончились, и в 1999 году «Орискани» вернули на резервную стоянку флота в городе Бомонт, штат Техас.

Кадр из фильма «Куда приводят мечты» (фото: Скриншот)

За год до этого на его борту сняли несколько сцен для фильма «Куда приводят мечты». И… эта кинолента тоже заработала премию «Оскар» за лучшие визуальные эффекты!

Лучшая могила для корабля

Так бы и гнил корпус заслуженного ветерана на стоянке ВМС, если бы не программа создания искусственных рифов по всему побережью США.

В рамках этой программы с целью привлечения туристов и дайверов и реновации морской среды на небольшой глубине затапливают списанную технику: рыбацкие лодки, буксиры, танки, автомобили и прочий технически и морально устаревший хлам. Это гораздо дешевле и эффективнее, чем перерабатывать устаревшие М113 или разбирать баркасы.

Штат Флорида решил переплюнуть сразу всех и сделал искусственным рифом… да-да, авианосец «Орискани».

С него полностью слили остатки жидкости, удалили большинство полимерных и изоляционных материалов, а также всю электропроводку. Многие дверные проёмы заварили, а для дайверов проделали несколько дополнительных точек входа в корпус корабля. За всю работу ВМС США заплатили 20 миллионов долларов.

15 мая 2006. Авианосец «Орискани» выходит в Мексиканский залив к месту затопления (фото: Википедия)

17 мая 2006 года (после пары лет согласований с экологами) авианосец отвели на 24 мили от побережья, выровняли носом строго на север, киношники включили кинокамеры, пошёл обратный отсчёт… и сапёры взорвали 230 килограммов взрывчатки С‑4.

Корабль постепенно наполнился водой и лёг на дно — ровно на киль.

Видимо, авианосец долго ждал этого момента. Вместо положенных пяти-восьми часов он утонул за 37 минут и наконец-то нашёл последнее пристанище на глубине 64 метров в тиши вод Мексиканского залива.

Это ещё не финал

Вскоре «Орискани» стал дайверской меккой, и из года в год приносит штату Флорида неплохой доход. Естественно, не обошлось без несчастных случаев — всё же погружение на такой большой корабль требует хорошей подготовки. Да и, положа руку на сердце, — может, пора оставить его в покое?

ВМС США не испытывают недостатка в списанных судах, которые пора разобрать «на иголки», и многие штаты внимательно присматриваются к этому списку, чтобы выбрать себе особенную «знаменитость».

Но пока никто не может затмить звезду авианосца «Орискани», который даже после «смерти» остаётся «самым значимым среди искусственных рифов».

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий