Железо

Пятое поколение в воздухе: девять новейших истребителей мира

Истребители пятого поколения уверенно захватывают воздушное пространство. Не так давно появились новости и от нашего Су-57 — он перешёл к опытно-боевой эксплуатации. Давайте посмотрим, с кем же ему предстоит встретиться в ближайшее время — как минимум на авиасалонах и в борьбе за экспортные заказы.
Александр Ермаков
  • 30K
  • 15
  • 10
  • 286

Су-57

Су-57 многие называют по заводскому индексу Т-50 или по названию программы — ПАК ФА. После прохождения первого этапа государственных испытаний его продолжат дорабатывать, одновременно начав полноценное служебное использование. Кроме того, создадут особые рекомендации для конструкторов и личного состава.

Су-57 (фото: Лебедев Сергей)

Сейчас летает десять прототипов Су-57. В планах на 2018 год — заказ первой серийной партии из дюжины машин. С 2019 года их сразу будут направлять в войска.

А как дела с новинками за рубежом?

F-22 (США)

Гордость американского авиапрома, а так же кино- и игроделов.

Это единственный в мире полноценно освоенный истребитель пятого поколения, значительно превосходящий предшественников по всем характеристикам.

Повышенная крейсерская скорость и высота полёта, низкая заметность и мощный радар с комплексом пассивных средств обнаружения дают F-22 значительное превосходство в дальнем ракетном бою.

F-22A Raptor (фото: Rob Tabor)

Конечно, это не идеальный истребитель — на него до сих пор не поставили нашлемный прицел, нет оптико-локационной станции, а неглубокие отсеки вооружения ограничивают выбор оружия для «работы по земле».

Производили его до конца 2011 года. Всего выпустили 195 штук, считая прототипы. Затем разработку хотели возобновить, но сочли нецелесообразным. Экспорт запретили отдельным законом — секретность же!

F-22 единственный из упомянутых в статье истребителей участвовал в бою — последние годы эпизодически бомбил в Сирии и Афганистане.

F-35 (США)

Самое скандальное детище американского военпрома. Может похвастаться, что в рунете у него хейтеров намного больше, чем у Илона Маска — а это непросто! В целом, понятное отношение к самой дорогой в мире военной программе современности.

F-35 бросает вызов чувству прекрасного и представлению о том, каким на самом деле должен быть истребитель. Критики обвиняют его в чрезмерно высокой стоимости и бесконечных проблемах с оборудованием. Кроме того, многие из заявленных технологий ещё не вышли за границы лабораторий, в то время как сам самолёт уже вовсю производится.

F-35A Lightning II (фото: U.S. Air Force)

Выпустили его в значительно больших количествах, чем F-22. В конце прошлого года заказчикам передали уже больше 265 машин. И неплохо бы нам получить столько же Су-57 к концу следующего десятилетия!

За 2018 год планируется сдать ещё 90, а со следующего — начать производить больше сотни в год.

Кроме США, в создании самолёта участвуют восемь стран-партнёров. Ещё три закупили его по линии экспорта.

На данный момент идёт подготовка лётного и технического состава и доработка машины, однако ВВС и КМП США уже заявили о начальной оперативной готовности.

Кроме Штатов, F-35 летают в Норвегии, Италии, Израиле и Японии.

J-20 (Китай)

Азиатский дракон, ещё один новичок.

Сначала зарубежные эксперты заявили (а потом и китайские государственные СМИ подтвердили), что новый истребитель уже активно эксплуатируют не только в учебных и испытательных центрах, но и в строевых частях. Известно, что его разместили в юго-восточной части страны, у Южно-Китайского моря, полного спорных островов (и иностранных военных кораблей).

Внешний вид ряда элементов самолёта вызвал в отечественных патриотических кругах ассоциации с МиГ 1.44, нереализованным советским проектом истребителя пятого поколения. Впрочем, в американских кругах он вызвал такие же ассоциации, но уже с F-22.

J-20 (фото: Ruimin YAN)

Всё просто — китайцы внимательно изучили весь мировой опыт, а «похожесть» появилась в первую очередь благодаря схожим требованиям. Кстати, при первой демонстрации ПАК ФА в американском околоавиационном сообществе сложилось мнение, что «проклятые русские украли наш YF-23».

Если с происхождением J-20 всё сложно, то в качестве подхода к развитию китайцы, похоже, взяли американскую методу (сейчас её реализуют на F-35).

Массово производим заведомо «сырую» машину, а затем осваиваем её в войсках, учим личный состав и сразу ловим «баги».

J-20 полетел на год позже Су-57, в 2011-м. Но самолёт явно всё еще не доделали — летает он на наших двигателях от Су-27, а с китайскими движками только проходит испытания.

В ближайшие годы обещают поднять радикально доработанную версию J-20B.

FC-31 (Китай)

Второй китайский истребитель — условно «лёгкий», хотя и тоже двухдвигательный.

Тут с источником вдохновения проще — FC-31 явно дитя инцеста F-22 и F-35. Сделали это определённо сознательно: одна из основных целей — создать конкурента на мировом рынке для F-35. То есть дешевле, без строгих требований к покупателям и желательно близко по возможностям.

Даже на авиасалонах макет демонстрировали в окраске, столь явно копирующей американца, что выглядело это форменным издевательством.

При этом у программы явно ограниченная государственная поддержка. Непонятно, закупит ли сам Китай эту машину. Хотя FC-31 полетел всего через год после J-20, в испытаниях до сих пор участвует только пара прототипов на российских двигателях (в этот раз от МиГ-29).

FC-31

Вероятно, успех сейчас зависит от того, сумеет ли производитель найти покупателей на крупные партии или заинтересовать собственное правительство.

X-2 (Япония)

Поскольку заклятые друзья китайцы всерьёз увлеклись авиацией, японцы тоже не остались в стороне.

В Стране восходящего солнца авиапром и ВПК (военно-промышленный комплекс) сильно закрытые и специфические, но весьма развитые.

Весной 2016 японцы выпустили самолёт, который в прессе сразу назвали прототипом истребителя нового поколения, но это было явное преувеличение.

X-2 — скорее, летающая лаборатория и демонстратор технологий. На нём хотят проверить технические решения и получить необходимый опыт — например, поработать с управляемым вектором тяги.

X-2

Непосредственно эта машина в серию не пойдёт и после окончания испытаний отправится в какой-нибудь музей. Станут ли японцы разрабатывать новый перспективный истребитель — пока неизвестно. Однако на фоне общей милитаризации ситуация вполне может скоро измениться.

KF-X (Южная Корея)

Азиатов в этом списке немало. Что поделать, раз уж старушка Европа одряхлела и не держит темп гонки вооружений. Вот и корейцы не собираются отставать от китайцев и японцев. Планы у них вполне конкретные — в середине следующего десятилетия уже собираются начать поставки.

Правда, пока могут похвастаться только макетами.

KF-X

Задатки, кстати, неплохие. Корейцы уже нашли партнёра и перспективного крупного покупателя — Индонезию. Кроме финансовой поддержки, есть и моральная — от старших американских товарищей, которые участвуют в разработке.

Невооружённым взглядом можно заметить влияние всё тех же F-22 и F-35. Не исключено, что американцы планируют помочь корейцам сделать конкурента для китайского FC-31 и получить определённый процент с продаж. Но, поскольку нельзя одновременно создать конкурента и для F-35 (который покупает та же Корея), этот истребитель будет для клиентов попроще.

AMCA (Индия)

В рамках программы FGFA индийцы уже давно запланировали совместную с нами разработку экспортной версии ПАК ФА. Однако в последнее время проект серьёзно пробуксовывает, явно с индийской стороны — то ли торгуются, то ли вообще размышляют о прекращении работ.

При этом нельзя не вспомнить о национальной программе разработки перспективного истребителя AMCA. Ранее его планировали делать параллельно русско-индийскому FGFA — тоже с нашей помощью. Впрочем, индийцы могут найти себе и других партнёров — например, тех, кто очень обрадуется, если вместо Су-57 они купят F-35.

AMCA

Первый полёт AMCA планируют на середину следующего десятилетия.

Но способность Индии создать боевой самолёт, хотя бы самый простой, вызывает серьёзные сомнения.

Эпопея с «Теджасом» демонстрирует, что за тридцать лет с лишним лет они смогли сделать только нечто на уровне модернизированного МиГ‑21.

TF-X (Турция)

А как дела в Европе?

Что-то «рисуют» французы и немцы, но денег не хватает. Так что они замахиваются сразу на шестое поколение — когда-нибудь потом.

В обозримом будущем шансы поднять собственную машину есть у… Турции. Да, та ещё авиастроительная держава.

Турки уже нашли себе консультантов — помочь за идею (подзаработать и хоть как-то сохранить у себя инженерные кадры) согласились англичане и шведы. Трудно сказать, что из этого выйдет, но планов у турок много.

TF-X

Возможно, до середины следующего десятилетия они поднимут прототип, но всё зависит от политической целеустремлённости. Пока же Турция находится дальше всех — даже в том, чтобы просто определиться с проектом.

Мир не планирует стать спокойным местом — и гонка вооружений в ближайшее время явно не прекратится. До окончательного заката пилотируемой авиации (который все упорно предрекают) мы увидим ещё не одну стремительную и грациозную машину. Ну и, конечно, уйму неграциозных, закрытых и провальных — за такими даже интереснее и веселее следить.

Одна надежда — что основные битвы между ними будут проходить в лётных программах авиасалонов или за тугие кошельки всевозможных шейхов и «эль-президенте».

Подписки в соцсетях