Битва за серебро: ещё немного самых крутых авианосных флотов мира

Второй заход!

Мы уже рассмотрели страны, которые обладают не только авианосным флотом, но и опытом по его использованию. Другое дело сегодняшние конкурсанты. Они лишь создают флот или же пытаются восстановить былое могущество.

Гонг!

2.3. Китай

У всех стран нормальные, вполне обычные авианосцы. То ли дело у Китая! «Ляонин» — это плавучий центр развлечений. Изначально китайцы купили у Украины авианесущий крейсер «Варяг» именно с этой целью — развлечься.

Однако, пока корабль плыл в Китай, концепция поменялась. А когда его тщательно осмотрели местные мастера, кто-то в китайском правительстве прокрутил себе пару дополнительных дырочек на кителе под награды. Мыслимое ли дело: китайцы получили авианосец за 30 миллионов долларов, включая расходы на доставку (дешевле, чем корвет).

Евгений Башин-РазумовскийЭксперт по историческим вопросам

Ну есть и другая версия, что КНР изначально намеревалась купить корабль для последующего восстановления и использования по назначению, а все разговоры о развлекательном центре были дымзавесой для отвода глаз. Ну и конечно, 30 миллионов — лишь малая часть тех затрат, которые китайцам пришлось понести в процессе восстановления корабля.

Авианосец

Увы, врождённый недостаток «Ляонина» — отсутствие катапульт. Часть внутреннего пространства, кроме того, отдали под ракетные шахты. Китайцы, конечно, шахты удалили и сделали перепланировку, но вышло не так круто, как хотелось.

На авианосец влезает всего 26 истребителей J-15, несколько противолодочных вертолётов и вертолёты дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО). Простой у него приличный, но в Поднебесной уверяют, что отремонтировали корабль на совесть и полностью перебрали силовую установку.

Liaoning

Что вышло в итоге? «Ляонин» вполне сойдёт в качестве «первой машины», но сравнивать с лучшими представителями вида бессмысленно.

Оценка 3,5 балла

Авиагруппа

В китайских промороликах пилоты с лёгкостью сажают J-15 на палубу, но на самом деле опыта у них очень мало. Первую посадку произвели лишь в 2012 году.

J-15 приняли на вооружение лишь в 2013 году. Да и реальных данных мало — чаще приходится иметь дело с китайскими официальными хвалебными одами.

Двигатели WS-10A, установленные на китайские палубные истребители, обладают недостаточным ресурсом. Злые языки определяют его всего в 200 часов.

Китайские самолёты ДРЛО всё ещё в разработке, а вертолётов для полноценной работы авиагруппы явно не хватает.

Оценка 3 балла

Опыт и поддержка

К сожалению, опыт настоящих боевых операций ничто не заменит.

Приятно гонять на «Ляонине» в тайваньском проливе, попивая сок на палубе, но в случае реального боевого применения вряд ли всё пройдёт как по маслу. Да, в Китае сделали аналог российского комплекса НИТКА для подготовки лётного состава, однако времени прошло слишком мало, а сравнивать учения и реальные боевые операции невозможно.

С поддержкой всё гораздо лучше: надводный флот Китая может в избытке предоставить эсминцы и другие корабли для создания качественной авианосной группировки.

Оценка 3 балла

2.4. Индия

Если китайцы купили авианосец практически на распродаже по дешёвке, то индийцы попросту «наплакали» себе бесплатный корпус от тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков». Для этого они использовали самые любимые индийские методы: танцы, ожесточённую критику покупаемого варианта, запрос цены у основных конкурентов и снова танцы.

Корпус «Горшкова» Россия продала за бесценок, включив в общий счёт полную реконструкцию и приведение в боеготовый вид.

Так создатель отечественного ракетно-ядерного флота Сергей Горшков стал «Викрамадитьей», легендарным индийским царём.

Карма, не иначе.

Авианосец

«Викрамадитью» заново создала Объединённая судостроительная корпорация на судостроительном комплексе «Севмаш». В 2012 году авианосец отправили на ходовые испытания, где и произошёл «большой бадабум»: из строя вышли семь из восьми котлов силовой установки. Причина — разрушение теплоизоляции (отметим, что по вине заказчика, настоявшего на новомодных экологичных материалах вместо старого доброго асбеста). Год ушел на её замену (на старый добрый асбест), и в 2013 индийцы получили новый авианосец.

INS Vikramaditya

Состав авиагруппы небольшой, около 20 самолётов. Правда, индийцы уверяют, что больше и не хотели. Опять же — нет катапульты, есть лишь трамплин, что исключает использование самолётов ДРЛО.

Оценка 3,5 балла

Авиагруппа

Индийцы пока используют российские МиГ-29К и КУБ. Правда, по старинной индийской традиции они рвутся создать тендер и заменить наши самолёты на дорогие западные. Но, скорее всего, делают они это для снижения цены на обслуживание и запчасти. И возможную следующую партию.

Тяжёлых самолётов у индийцев нет, а потому использовать авианосец в боевых условиях они могут весьма ограниченно. В качестве радиолокационного дозора выступает вертолёт Ка‑31.

Оценка 3 балла

Опыт и поддержка

Тренироваться индийские лётчики начали буквально вчера. Естественно, ни о каком боевом опыте и речи нет — скажите спасибо, что хотя бы взлетают и садятся.

Евгений Башин-РазумовскийЭксперт по историческим вопросам

На самом деле исторически опыт у индийцев хороший — авианосцы они эксплуатируют с начала 1960-х. Но с конца 1970-х они перешли на использование самолетов вертикального взлета и посадки, и сейчас навыки эксплуатации классического корабля с самолетами обычной схемы восстанавливают заново.

Несколько месяцев назад индийский журналист написал, что истребители приземляются на палубу излишне жёстко, что приводит к поломкам. Но кто тут виноват — асы или истребители — осталось неизвестным. К слову, в российской самолётостроительной корпорации «МиГ» эту информацию опровергли. Корабли сопровождения и поддержки у Индии есть, но техническое состояние флота оставляет желать лучшего, поэтому боеготовность соединения может оказаться под вопросом.

Оценка 2,5 балла

Британия

В декабре 2017 года в наш хит-парад ворвалась Великобритания. Владычица морей снова заполучила авианосец, да ещё какой! Современный, большой, красивый, с двумя раздельными «островами» надстроек!

«Куин Элизабет» — это 284 метра британской гордости, возможная авиагруппа в сорок самолётов и отсутствие катапульты.

В Адмиралтействе посчитали, что проще закупить модные и современные F-35B Lightning II с возможностью укороченного взлёта и вертикальной посадки.

HMS Queen Elizabeth

К сожалению, авиагруппы пока не существует, да и боевого опыта тоже нет; поэтому полноценно принять участие в конкурсе Великобритания пока не может. Подождём и временно дадим утешительный приз и звание «Самой перспективной авианосной ударной группировки».

А что у дона Педро?

О Бразилии скажем всего пару слов. В 2017 году авианосец «Сан-Паулу» вывели из состава флота, после чего началась его демилитаризация. Мы остро переживаем из-за уменьшения количества «авианесущих стран», но — увы. Поделать ничего не можем. «Сан-Паулу» больше не участвует в конкурсе.

Итоги

Итоговая четвёрка (не забываем о предыдущем раунде!) выглядит следующим образом:

Франция — 12,5 баллов
Россия — 9,5 баллов
Китай — 9,5 баллов
Индия — 9 баллов

И… С довольно мощным отрывом побеждает Франция и её «Шарль де Голль»!

Charles de Gaulle

Но не стоит относиться к нашему импровизированному хит-параду слишком серьёзно. Ситуация постоянно меняется: Китай активно строит новый флот, в самом разгаре создание второго британского авианосца, и даже Индия достраивает ещё один и вот-вот начнёт делать следующий корабль.

Возможно, через 15-20 лет ситуация на море серьёзно изменится. Пока же можно сказать лишь одно: поддерживать авианосный флот проще, чем делать его с нуля. Слишком уж дорого обходится создание авиагруппировки, обучение команды и приобретение реального опыта.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий