Трое от одной спички не прикуривают: суеверие или правда?

Откуда взялась примета?

Почему же трое не должны прикуривать от одной спички?
Классическая и наиболее распространённая версия связана со снайперами. Зажигая спичку ночью, солдаты прячут огонёк руками, чтобы не обнаружить себя. Но вспыхивающая папироса или сигарета на мгновение освещает лицо. И это уже никак не спрячешь.

Вражеский стрелок с винтовкой видит пятно света на первом прикурившем. Он понимает: там, в темноте, — противник. Уже по второму снайпер прицеливается, а третий любитель табака ловит пулю в голову.

Считается, что возникло это суеверие в годы Первой мировой. Некоторые говорят об англо-бурской войне, которая гремела в Южной Африке в 1899–1902 годах.

В любом случае и там, и там снайперы действовали довольно активно.

Однако поверье на самом деле ещё старше. В работах американского этнографа Джона Бурка в 1894 году встречается упоминание о примете, бытовавшей среди мексиканского населения Рио‑Гранде.

Она гласила: если трое прикуривают от одного источника огня, скоро один из них умрёт. Если вспомнить, что примерно до 1870-х годов в той местности активно постреливали, можно предположить: причина возникновения поверья всё та же.

Впрочем, некоторые теоретики вообще относят возникновение приметы к временам Крымской войны 1853-56 годов. В тот период получили распространение «отборные стрелки» с дальнобойными штуцерами (прообраз современных снайперов). Но в целом версия выглядит притянутой за уши.

Невоенные версии

В романе Уильяма Локка «Чудесный год», вышедшем в 1916 году, родиной поверья называют Россию.

Во время православных похорон три свечи на алтаре зажигают при помощи четвёртой. По мнению автора, поджигание трёх папирос одной спичкой выглядит как богохульная имитация обряда, и потому навлекает несчастья.

Эта странная трактовка, насколько мне известно, более нигде не встречается.

Есть и конспирологическая теория. Согласно ей, примету придумали и раскрутили производители спичек. Зачем это им? Для увеличения продаж. Если каждый будет прикуривать от отдельной спички, продать их удастся втрое больше. Звучит смешно, но сто лет назад эта версия была довольно распространённой.

Суеверие послужило основой сюжета американской криминальной драмы 1932 года, которая так и называется — «Трое от одной спички»

В 1932-м американцы даже сняли фильм «Спичечный король». Прототипом главного героя послужил шведский промышленник Ивар Крюгер, чьи фабрики в то время производили три четверти всех спичек в мире.

В фильме он распускал слухи о несчастьях, которые не заставят себя ждать, если втроём прикуривать от одной спички. И всё это — исключительно из коммерческих соображений.

Правда или нет?

Разбор правдоподобности объяснений предлагаю начать с «мирных» версий. Их разгромить проще всего.

Вариант, предложенный Локком в его романе, несостоятелен. В русскоязычных источниках подобное суеверие не упоминается. У нас о нём вообще узнали существенно позже Второй мировой.

С заговором спичечных фабрикантов всё сложнее. С одной стороны, история знала массу эпизодов с невероятными ухищрениями, на которые могли пойти бизнесмены ради прибыли. С другой — народная молва настаивает, что всё это придумал уже упомянутый производитель спичек Ивар Крюгер в начале двадцатых годов XX века. Но мы-то помним — суеверие уже было известно за четверть века до этого.

Слабости «снайперской» версии

Мирные варианты мы отбросили. А как насчёт классического — про снайпера? Выглядит он, конечно, правдоподобно, но возникает ряд вопросов.

Для начала, какой боец в здравом уме станет курить на открытой местности на виду у противника? Это, мягко говоря, беспечность. Вряд ли кто-то, кому дорога жизнь, будет подобным заниматься.

Хорошо, допустим, найдутся любители рискнуть здоровьем. Возникает другой вопрос — почему именно трое? Раскладка действий снайпера на раз-два-три — заметил, прицелился, выстрелил? Звучит красиво, но не особо правдоподобно.

Во-первых, выстрелить могут в любого курильщика. В зависимости от квалификации снайпера пулю может получить даже первый любитель табака. А могут и пятеро раскочегарить самокрутки, а выстрела так и не дождаться. Во-вторых, выстрелить — не значит попасть. Даже снайперы промахиваются. Так что говорить: третий умрёт — преувеличение.

Отсюда вывод: примета не имеет твёрдой рациональной основы и порождена боязнью снайперов. Одна из целей их применения как раз и состоит в развитии у противника «снайперобоязни». Бойцы опасаются высунуть нос из-за укрытия и даже самые привычные действия рассматривают в первую очередь как повод получить пулю.

Наши дни

Верят ли в примету сегодня? Объективно — со всей очевидностью, нет.

Приборы ночного видения и ночные прицелы уравняли всех.

Можно прикуривать от спички или зажигалки, в одиночку, вдвоём или втроём, можно вообще не курить — итог один. Попал ночью в поле зрения вражеского снайпера — погиб.

Причём этот снайпер даже не должен принадлежать армии какой-нибудь продвинутой державы. Снаряжение для наблюдения в темноте сейчас настолько распространено, что его без труда могут заказать в интернете даже какие-нибудь боевики парамилитарных формирований или попросту банд.

А курение в любом случае вредит здоровью. И неважно, караулит вас снайпер или нет.

Будьте здоровы и живите долго.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий