Налёт «Гигантов»: крупнейшие бомбы Первой мировой

Чтоб сказку сделать былью

Незадолго до начала Первой мировой войны, в 1907 году Герберт Уэллс, один из величайших фантастов мира, написал знаменитую «Войну в воздухе», где красочно изложил возможности авиации против современного города. Он абсолютно точно просчитал, кто будет бомбить, чем (Германия, с наиболее развитым тогда флотом дирижаблей) и зачем (самый быстрый способ посеять панику среди мирного населения и сломить волю к сопротивлению).

«Война в воздухе»

Иллюстраторы романа, рисуя пылающий после налёта германской авиации Нью-Йорк, вряд ли подозревали, что эта фантастика скоро станет реальностью.

Впервые немцы хотели бомбить Лондон ещё в начале 1915 года, когда война в воздухе только зарождалась.

Но помимо желания требовались возможности, а с этим у немцев было сложно.

Первыми в бой пошли цеппелины — весной того же года. Но несмотря на гигантские габариты, дирижабли, пусть даже несущие тонны бомб разом, оказались слишком зависимыми от погоды. Да и истребители быстро приноровились сбивать неповоротливые цеппелины — привет «Ангелам ада».

Осенью 1916 года Эрих фон Гёпнер, командующий германскими ВВС, подытожил действия дирижаблей против Британии. Атаки цеппелинов становились всё более безнадёжными, поэтому «эстафету» приняли самолёты.

Германские бомбы Первой мировой войны: 50, 100, 300, 12.5 и 1000 кг

К этому времени немцы разработали «самолёты типа G» — двухмоторные бомбардировщики разных фирм, часто объединяемые под общим названием «Гота». С 25 мая по 22 августа 1917 года «Готы» регулярно атаковали Британию (группами примерно по двадцать машин), причём средь бела дня. Но усиление британской ПВО заставило немцев перейти на ночные налёты, первый из которых состоялся 3 сентября того же года. При атаках Лондона «Готы» поднимали до 200-300 килограмм бомб.

На подходе были ещё более страшные машины…

«Турецкий крест», или время «Гигантов»

Два года ушло у немцев на разработку «самолётов типа R» — Riesenflugzeug («Гигант»). На них стояло от трёх до шести моторов. С января 1916 года «Гигантов» обкатывали на русском фронте, где экипажи учились ночным полётам и радионавигации. А в августе 1917 года Rfa 501 — отряд новейших бомбардировщиков — перебросили из района Берлина в Бельгию, где для них специально оборудовали взлётно-посадочную полосу из бетона.

Экипаж одного самолёта состоял из двух пилотов, наблюдателя (он же штурман), двух механиков. Также специальный член экипажа следил за расходом топлива, плюс имелись радист и бортстрелок. В бомбоотсеках «Гиганты» несли бомбы общим весом до двух тонн.

Staaken R.VI

Но для чего же надо было так упорно бомбить британские города? Ответ предельно прост: чтобы «лишить врага веры в победу». Любой ценой, благо платить эту цену должно было мирное население.

Большинство целей для бомбардировок находилось в Лондоне — сердце Англии.

Операция получила название «Турецкий крест».

В ночь на 29 сентября 1917 года состоялся первый массированный налёт на Англию с участием «Гигантов». Два «Гиганта» и 25 «Гот» должны были бомбить Лондон, но помешала типичная английская погода — бомбы вместо города накрыли дельту Темзы. Спустя несколько неудачных попыток немцы добавили к фугасным мелкие зажигательные бомбы — по четыре-пять килограммов. Один «Гигант» разом поднимал до 820 килограммов «зажигалок» и до 1200 килограммов фугасов.

Разрушенное бомбоубежище в Вестминстере

Однако ожидаемой паники не произошло, хотя на Лондон в дополнение к «зажигалкам» сбрасывали и фугасные бомбы весом до 300 килограмм. Одна из таких бомб в ночь на 29 января попала в бомбоубежище Вестминстера (одного из старейших лондонских районов), убив 38 человек и ранив 90. 

К весне 1918 года немцы разработали зажигательные бомбы из сплава «электрон», весом в килограмм. Но пилоты тяжёлых бомбардировщиков не мелочились — в буквальном смысле.

В ночь на 17 февраля 1918 года один из «Гигантов» впервые сбросил на Англию бомбу весом в тонну — она угодила в павильон Королевского госпиталя в Челси. Пострадало пять человек. Такую чудовищную бомбу мог поднять единственный самолёт в германских ВВС: четырёхмоторный R.39, с размахом крыла чуть меньше, чем у будущей   «Суперкрепости» В-29.

Staaken R.VI. Носитель тонной бомбы

Он же вместе с пятью «коллегами» атаковал Лондон в ночь на 8 марта. Это был крупнейший налёт «Гигантов». Вскоре прожектора ПВО дали понять, что самолёты летят над Англией.

Радист послал сигнал, пойманный германскими станциями в оккупированной Бельгии. Путем триангуляции немцы установили своё положение и отбомбились.

Бомба весом в тонну, сброшенная с R.39, должна была поразить вокзал Паддингтон, но упала примерно в полумиле от него, на тихой улочке Уоррингтон Кресент. Четырёхэтажный викторианский дом № 67 снесло напрочь (бомба перед взрывом пробила два этажа), ещё двадцать домов серьёзно пострадали. Погибло 12 человек, ещё 23 ранило, порядка 400 человек оказались поцарапанными битыми стёклами. И всё это натворила одна-единственная бомба.

После взрыва тонной бомбы в Лондоне

В ночь на 20 мая состоялся последний массовый налёт на Лондон: 38 «Гот» и три «Гиганта». Хотя R.39 вновь сбросил свою тонную бомбу, английская ПВО сбила шесть меньших «Гот». Всего R.39 за войну в двадцати вылетах сбросил на Англию 26 тонн бомб (для сравнения: эскадра бомбардировщиков «Илья Муромец» за всю войну сбросила около 49 тонн).

Страшные «убийцы городов» только начинали своё шествие по нашей планете. Спустя довольно короткое время появились куда более жуткие бомбы, способные натворить очень много бед. Человечество неумолимо шло по пути прогресса — и разрушения. А здесь можно почитать о том, какие ещё бомбы водились в арсеналах сверхдержав.

Интересно, вспоминали ли ветераны войны с Британией свои налёты на Лондон, когда четверть века спустя настало время немцев ощутить на себе массированные бомбардировки?

Порой, изучая историю, очень легко начать верить в карму…

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий