Мобильные доты: от каретки Шумана до шушей Шумера

Ещё не изобрели танки, а странные бронированные чудища с пушками уже едут к полям сражений. Вместо моторов у них лошади, а вместо механиков-водителей — кучера на облучке. О нестандартных ответах на появление скорострельного оружия — в нашем обзоре мобильных огневых точек.

/
13K
17
4
144

Ещё не изобрели танки, а странные бронированные чудища с пушками уже едут к полям сражений. Вместо моторов у них лошади, а вместо механиков-водителей — кучера на облучке. О нестандартных ответах на появление скорострельного оружия — в нашем обзоре мобильных огневых точек.

«Астродроид» Шумана

Для усиления полевых укреплений и крепостей огнём и маневром были созданы мобильные артиллерийские башни. Самой известной конструкцией подобного типа стал броневой лафет («fahrbare Panzerlafette» или «Fahrpanzer») Шумана. В России его стали называть «броневой кареткой». Нет, это не R2D2!

Каретка Шумана для датской армии с "бронеприхожей"

Башню с 53-мм полевой пушкой перевозили на специальной конной повозке. Это потом в обороне в роли стационарных огневых точек начнут использовать закопанные танки. Пока же с задачей справлялся «бронепепелац» инженера Германа Грузона и майора Максимилиана Шумана.

«Панцерлафет» закапывали в нужном месте или ставили в готовый бетонный бруствер. Внутри было место для расчёта из двух человек и снарядной укладки! В тесноте, да не в обиде.

Позднее башенку перевозили паровые локомобили и грузовики.

В грузовом варианте получился этакий прототип колёсной самоходной установки, вроде чехословацкой «Даны» или современного ближневосточного «хендмейда» с башней от Т-55.

«Шумановки» устанавливали и на бронепоезда.

Каретка Шумана, установленная на бронепоезде

Существовал и крепостной вариант башенки на колёсиках, который выкатывался по рельсам на огневую позицию, чтобы затем спрятаться под защиту железобетонных перекрытий. Ну чем не дроид из «Звёздных войн»? Только не пищит.

Большую часть «шумановок» купило германское оборонное ведомство для защиты от возможного нападения «подлых галлов». Некоторое количество было продано в Болгарию, Румынию, Данию и даже Швейцарию. Болгары установили башенки на южной границе. Во время второй Балканской войны какое-то количество «купольных орудий» затрофеили сербы.

Бронекаретки Шумана использовались войсками Четверного Союза в Первую мировую. На Западном фронте «пилюльными коробками» (pillbox — такое прозвище они получили у англичан) усиливали полевые укрепления. Сыграли они и роль противотанковых установок. Пушки с броневой защитой можно было легко спрятать в засаде и отражать атаки британских и французских танков.

Английские солдаты осматривают трофейную "пилюльную коробку"

Позднее часть башен станет трофеями англичан и достанется греческой армии. Поэтому последней войной, в которой принимали участие эти милые бронекаретки, оказалась в 20-х годах греко-турецкая. А на швейцарских укреплённых линиях башни и вовсе прослужили до 1947-го года.

Но бронированная повозка с амбразурами была создана ещё до Шумана (по некоторым данным — в Японии во времена гражданской войны Босин).

Она, как и каретка Шумана, могла сниматься с ходовой части и использоваться в качестве ДОТа. К радости волов, лобовая проекция которых не была защищена бронёй.

Бронещиты на колесиках

Характер боевых действий Первой мировой войны стал шоком для всех стран-участниц. Огромные потери от скорострельных пушек и пулемётов превратили войну в позиционную. Армии закапывались в землю.

Но не успели ещё фронты опоясаться окопами полного профиля, как в войсках уже начали использовать бронещиты для коллективной защиты. Русская армия ещё в 1914-м году заказала щиты на колёсах с бойницами для ведения огня. Эти устройства напоминала деревянные стены на телегах, из которых ещё в 16-м веке строились гуляй-города.

Немцы осматривают трофейный русский бронещит

Такие щиты выпускались недолго. Несмотря на наличие колёс передвигать их по пересечённой местности было крайне сложно, а для полевых пушек врага они были заметной и лакомой целью.

Сборный английский бронещит

Подобное сооружение создали и в Великобритании. Но в отличие от русской стены на колёсах, британское укрепление собиралось из отдельных элементов, которые можно было возить на специальной повозке.

В конце концов все воюющие страны перешли к индивидуальным щитам: начиная с колёсных, защищавших стрелка с трёх сторон, и заканчивая небольшими «накладками» на винтовку, но эта тема совершенно отдельного разговора.

«Огнём и колёсами»

Вторая мировая, как известно, стала война моторов. Но моторов хватало не всегда. Потому условно мобильные огневые точки строили достаточно активно.

Когда наступление немцев на Ленинград было остановлено, а бои приняли позиционный характер, стали появляться импровизированные решения — как эта «тачанка» с башней от плавающего танка Т-38. Лошадь доставляла бронеДОТ на колёсах к позиции, где огневую точку погружали в отрытый для нее окоп.

Огневая точка с башней от не подлежащего ремонту танка Т-26 лучше, чем просто бесхозная башня от Т-26.

А такие бронесани изготавливались на Ижорском заводе ещё во время советско-финской. К месту расположения огневую точку с пулемётом ДТ мог доставить волоком тягач или танк.

Во время советско-финской испытывались и своеобразные бронетранспортные сани Соколова. Танк на буксире тащил за собой металлическую конструкцию с бойцами.

Производство похожих конструкций решили поставить на промышленные рельсы. В ОКБ-43 разработали огневую точку ПД-76, предназначенную для борьбы с вражескими танковыми прорывами.

Весной 44-го года изготовили опытную партию, но посчитали, что танковое орудие Ф-34 уже не может эффективно бороться с толстокожими немецкими «тиграми» и «пантерами», а стоимость ПД-76 в 104 тысячи рублей за штуку делала её дороже САУ Су-76 и немногим дешевле танка Т‑34.

С другой стороны фронта тоже встречались подобные конструкции. Немцы создали сильную укреплённую линию «Миус-фронт», которую Красная армия прорвала лишь со второй попытки в августе 1943 года. Одним из видов укрепления стали мобильные бронеколпаки MG-Panzernest (буквально — бронированное гнездо).

Минифорт на два человека оснащался пулемётом MG-42, перископами, вентиляцией и печкой. Толщина брони достигала 90 мм. Уничтожить такой ДОТ можно было только прямым попаданием из орудия большого калибра.

«Противник открыл сильный огонь из пулемётов, укрытых на высоком правом берегу реки, наша пехота залегла. Вызвал огонь одной из своих батарей. Разрывы легли точно, пулемёт замолчал, но вскоре снова открыл бешеный огонь. Вышли к этим пулемётным точкам. Это оказались бронеколпаки, зарытые в землю. Такие бронеколпаки называли „крабами“» (воспоминания Е.В. Чернышева).

Чтобы доставить потомка каретки Шумана к месту, в верхней части бронеколпака в специальные гнезда вставляли два колеса. Транспортировался «Панцернест» в перевёрнутом положении.

А это неизвестное науке противотанковое «вундерваффе», судя по рукояти, перекатывалось вручную. В немецких тыловых и полевых мастерских «на коленке» часто создавали импровизированную бронетехнику.

Перевозные бронегнёзда с вращающимися пушечными башнями, похожими на танковые, производились и во Франции для линии Мажино.

Позднее немцы начнут использовать французский опыт и поставят башни устаревших и трофейных танков на Атлантическом валу для защиты от британского вторжения.

Танковые башни или целые закопанные танки применяли и применяют почти все страны и по сей день.

Т-34-85 в качестве станционарной огневой точки. Остров Сокотра (Йемен)

В Великобритании в 1940-м году на шасси грузовика решили поставить самый настоящий бетонный ДОТ. У компании «Торникрофт» получилась очень странная машина — «Бизон» — которую тут же окрестили «коробкой с пилюлями» (как каретки Шумана раньше). Некоторые «коробочки» снимались с кузова и ставились на ключевых точках для обороны аэродромов.

Несколько видов «бизонов» должны были охранять аэродромы на случай внезапной высадки немецких парашютистов.

Крышесносящие ДОТы

Если в реальности все мобильные бронегнёзда выглядели достаточно стандартно, то на бумаге фантазия конструкторов давала стране угля. Павел Гроховский разработал множество проектов парашютных систем и десантной техники. Многие были реализованы и поставлены на вооружение, но ещё больше проектов так осталось на бумаге.

Например, проект десантной огневой точки Гроховского представлял собой яйцевидный контейнер, который сбрасывался на грузовом парашюте. Внутри уже должен был сидеть пулемётчик и поливать огнём врага сверху, а после приземления на «амортизирующие лепестки» — поддерживать десант и оборонять зону высадки.

Броннированная огневая точка Г-38, иллюстрация из книги "Советские воздушно-десантные войска в предвоенный период", В. Котельников

А такой полутанк должен был оборонять побережье США во время Первой мировой войны.