«Кугуар» vs «Тайфун» — чей MRAP круче

Мы решили сравнить американский Cougar и российский «Тайфун-К». Честно говоря, даже мы не знаем, чем это закончится, — так что poehali!

Кто есть Who?

В синем углу ринга — «Кугуар», разработанный компанией Force Protection Inc. на основе опыта компании MECHEM в 2004 году. После вторжения американского контингента в Афганистан и Ирак потребность в таком транспортном средстве была огромна. Используя наработки по южноафриканскому MRAP «Лайон» 4×4, Force Protection Inc., что называется, «попали в струю», пропихнув в армию и корпус морской пехоты свою машину частным порядком ещё до окончания всех испытаний на полигоне в Абердине. Несмотря на то, что на тот момент силы коалиции буквально-таки   «гребли всё доступное и минозащищённое», на фоне остальных «Кугуар» смог выделиться. Американцы закупили около 20 000 машин этого типа.

Cougar

В красном углу ринга — MRAP «Тайфун-К», разработанный в рамках программы перевооружения российской армии. К 2013-му уже были готовы опытные образцы, на следующий год эти машины вышли на Парад Победы, а вскоре приняли участие в операции в Сирии.

Тайфун-К (фото: Виталий Кузьмин)

Американский участник будет представлен «большим» вариантом «Кугуара», HE (6×6). Российский — «Тайфуном-К» (он же КАМАЗ–63968, 6×6). Параметры оценки будут такие: общие характеристики, комфорт экипажа, миноустойчивость, модульность и возможность «апгрейда», а также результаты боевого применения, будущее и перспективы на рынке.

Раунд 1: Общие параметры

Вес участников в целом одинаков. Разве что «Кугуар» легче на 2,5 тонны в снаряжённом состоянии (24,7 против 22,2). Несмотря на то, что иностранец может на себе увезти больше добра (если понадобится) — 5,6 тонны грузоподъёмности куда как лучше российских 4-х, — «Тайфун» имеет возможность буксировки прицепа весом до 8 тонн.

Правда, показатели грузоподъёмности американца всё-таки под вопросом. Российский двигатель мощнее, а надёжность ходовой части не вызывает сомнений.

По мнению специалистов, реальная допустимая грузоподъёмность — около 4,5 тонн для обеих машин.

Российская машина имеет бОльшие манёвренные возможности за счёт более мощного двигателя: КАМАЗ 740.354- 450 V-8 в 450 л. с. против Caterpillar C7 Diesel I6 в 330 л. с. И не стоит воротить нос: «продукция Набережных Челнов, фу» — неоднократные победители «Париж-Дакара» не зря опробовали свои движки в самых неприятных условиях. Впрочем, и «Кугуар» не лыком шит. Обе машины могут развивать и поддерживать скорость в 100 км/ч. Запас топлива у участников тоже примерно одинаков: он позволяет проходить без дозаправки около 1000 километров.

(Фото: Виталий Кузьмин)

«Кугуар» — 4
«Тайфун-К» — 4

Раунд 2: Размещение экипажа и пассажиров

Экипаж у «Кугуара» — 2 человека, у «Тайфуна» — 3. Кроме водителя и командира, у российской машины есть ещё оператор систем наблюдения (заодно может и из турельного пулемёта пострелять). Солдат на борт российский аналог берёт тоже больше: 14 против 10, что в целом, конечно, экономично, но к комфорту внутри машины не располагает. Экипаж «Тайфуна» отделён от боевого отделения бронеперегородкой. Десант может покинуть «Кугуар» через двойные двери в кормовой части, а вот у «Тайфуна-К» для этих целей предусмотрены одновременно и дверь, и открывающаяся аппарель.

Cougar

Во время движения все люди внутри машины должны находиться на своих местах с пристёгнутыми пятиточечными ремнями, чтобы минимизировать вероятность травм при наезде на мину.

Но в российском MRAP личный состав сидит на креслах, прикреплённых к стенам на полозьях (т.е. энергия взрыва под днищем не передаётся сразу в седалище и позвоночник солдата). В «американце» же очень торопились с поставками в боевые части, и в результате кресла (пусть и амортизированные) напрямую соприкасаются с полом.

Тайфун-К (фото: Виталий Кузьмин)

Это может привести к дополнительным травмам.

Также оба участника нашей схватки оборудованы системами кругового обзора, позволяющими оперативно реагировать на любые внешние изменения, фильтровентиляционными установками для нейтрализации химических, радиоактивных и прочих гадостей, а также кондиционерами. В «Кугуаре» их даже два. Это логично для местности, где машины применяются.

«Кугуар» — 4
«Тайфун-К» — 5

Раунд 3: Миноустойчивость и бронезащита

Самый важный момент, ради которого и создавались автомобили этого класса — защита от мин и обстрелов.

Здесь опять-таки паритет: «Кугуар» позволяет экипажу выжить в случае подрыва семи кг взрывчатки под любой частью корпуса или 13,5 кг под любым колесом или осью; «Тайфун-К» защищён по стандарту 3b STANAG 4569 от подрыва 8 кг ВВ по всей длине корпуса.

Защита от осколков любого формата включена в комплект по умолчанию, и бронестёкла работают как надо.

Равенство наблюдается и в противопульной защите: обе бронемашины уверенно держат обстрел бронебойными патронами 7,62×51. Нет, конечно, и российский, и американский производитель утверждают, что возможно противостояние пулям калибра 12,7 мм или даже 14,5 мм, но полноценных испытаний, подтверждающих эти факты, увы, не провели.

«Кугуар» — 4
«Тайфун-К» — 4

Раунд 4: Модульность

По умолчанию оба MRAP поставляют без вооружения. Считается, что десант должен обороняться собственным стрелковым оружием. И «Кугуар», и «Тайфун-К» имеют штатное место для установки пулемёта калибра 7,62 мм или 12,7 мм. Есть возможность поставить дистанционно управляемый модуль. С ним оператор сможет вести огонь изнутри машины, не подвергая себя риску.

Линейка модификаций «американца» выглядит побогаче.

В основе — десять версий для армии и корпуса морской пехоты США. Кроме того, есть три версии для ВС Великобритании, в том числе тяжёлый «Мастиф» с двумя пулемётами и 40-мм гранатомётом. Ещё? Тягач для орудий калибром до 105 миллиметров; версия с повышенной противоминной защитой, оснащённая бульдозерным отвалом, дистанционным боевым модулем с пулемётом калибра 12,7 мм и гранатомётами; и даже машина для американских ВВС, предназначенная для «зачистки» аэродромов от неразорвавшихся снарядов и мин.

У «Тайфуна-К» здесь проблемы. Помимо базовой конфигурации КАМАЗ–63968 существует усовершенствованная модель КАМАЗ–63969 с улучшенной защитой, общей бронекапсулой для экипажа и десанта и множеством дополнительных «плюшек». Отдельные модули систем разведки, управления войсками, медицины и прочие — испытаны, но в серию пока не запущены.

«Кугуар» — 5
«Тайфун-К» — 4

Раунд 5: Боевое применение

Закупки MRAP для армии США в Афганистане и Ираке начались 15 лет назад. За это время потери американской армии от заложенных фугасов и мин постоянно снижались по экспоненте, а значит, «Кугуар» полностью оправдал своё назначение.

«Тайфун-К» пока не может похвастаться такой богатой историей эксплуатации. С 2015 года он проходит проверку в условиях сирийской войны. В частности, эти машины обеспечивали работу сапёров Центра разминирования в Пальмире и помогали российской военной полиции. По отзывам, «всё было штатно», но опыт и выборка пока очень малы.

«Кугуар» — 5
«Тайфун» — 4

Раунд 6: Будущее и перспективы

Ну вот мы и подошли к последнему раунду нашей схватки.

Для начала рассмотрим стоимость обоих участников: у «Кугуара» она больше почти на 60 000 долларов (644 000 против 583 000), но американский MRAP — это уже отработанная машина с устранёнными недостатками, широкой линейкой моделей и потоковым производством. «Тайфун-К» же только заканчивает обкатку в боевых условиях.

После принятия программы L-ATV (единого MRAP) и вывода войск коалиции из Афганистана Пентагон оставляет у себя в эксплуатации около 3000 «Кугуаров».

«Но, позвольте, — спросите вы. — А как же остальные машины»?

А вот тут-то и открываются очень интересные перспективы. Везти эти MRAP домой значит заплатить ещё от 250 до 300 тысяч долларов за перевозку каждой машины (что составляет примерно половину цены нового автомобиля). Выбросить жалко — хранить накладно: один чехол от пыли и влаги стоит почти 2000 долларов, а ведь надо ещё проводить регламентные работы и техническое обслуживание. Получается классический «чемодан без ручки».

Поэтому американские военные продают всем своим союзникам в районе Залива почти не использованные MRАРы по бросовой цене, а некоторым даже раздают. В том числе, например, Хорватии, Узбекистану или Грузии.

Если кому нужен «Кугуар» картошку на дачу возить, обращайтесь в министерство обороны США. В целом недорого, но самовывоз, увы.

С «Тайфунами-К» же совсем другая беда: их мало. В десятки раз меньше произведённых американских аналогов. И причин тут несколько: это и иностранные комплектующие, и «доводка» опытных образцов после войсковой эксплуатации. Но самая главная причина — общая неопределённость будущего машин этого класса в российской армии.

(Фото: Виталий Кузьмин)

Минобороны России пока продолжает выбирать между несколькими моделями MRAP и поддерживает соперничество разных заводов. А значит, в ближайшем будущем закупки КАМАЗ–63968 (или его обновленной версии КАМАЗ–63969) продолжат ограниченными партиями.

«Кугуар» — 6
«Тайфун» — 3,5

Гонг: Решение судей

По итогам нашей кровопролитнейшей схватки побеждает MRAP американского производства «Кугуар» со счётом 28 — 24,5. 

Судьи отмечают, что «американец» вырвался вперёд в основном благодаря бОльшему времени эксплуатации и количеству произведённых машин. В техническом же плане показатели обоих участников примерно равны. Это даёт надежду на будущую славную судьбу российского MRAP.

Дорогие читатели! Наш репортаж из «бойцовского клуба» окончен, ждите новых анонсов.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий