«Кугуар» vs «Тайфун» — чей MRAP круче

У вас в регионе завелись террористы, «борцы за свободу», маньяки-пиротехники или просто нашли нефть? Тогда вам явно может понадобиться минозащищённый автомобиль — MRAP, — который убережёт вас от грубых проявлений внешнего мира с применением взрывчатых веществ, пуль и мин различного происхождения.

/
21K
14
7
251

У вас в регионе завелись террористы, «борцы за свободу», маньяки-пиротехники или просто нашли нефть? Тогда вам явно может понадобиться минозащищённый автомобиль — MRAP, — который убережёт вас от грубых проявлений внешнего мира с применением взрывчатых веществ, пуль и мин различного происхождения.

Мы решили сравнить американский Cougar и российский «Тайфун-К». Честно говоря, даже мы не знаем, чем это закончится, — так что poehali!

Кто есть Who?

В синем углу ринга — «Кугуар», разработанный компанией Force Protection Inc. на основе опыта компании MECHEM в 2004 году. После вторжения американского контингента в Афганистан и Ирак потребность в таком транспортном средстве была огромна. Используя наработки по южноафриканскому MRAP «Лайон» 4×4, Force Protection Inc., что называется, «попали в струю», пропихнув в армию и корпус морской пехоты свою машину частным порядком ещё до окончания всех испытаний на полигоне в Абердине. Несмотря на то, что на тот момент силы коалиции буквально-таки «гребли всё доступное и минозащищённое», на фоне остальных «Кугуар» смог выделиться. Американцы закупили около 20 000 машин этого типа.

Cougar

В красном углу ринга — MRAP «Тайфун-К», разработанный в рамках программы перевооружения российской армии. К 2013-му уже были готовы опытные образцы, на следующий год эти машины вышли на Парад Победы, а вскоре приняли участие в операции в Сирии.

Тайфун-К (фото: Виталий Кузьмин)

Американский участник будет представлен «большим» вариантом «Кугуара», HE (6×6). Российский — «Тайфуном-К» (он же КАМАЗ–63968, 6×6). Параметры оценки будут такие: общие характеристики, комфорт экипажа, миноустойчивость, модульность и возможность «апгрейда», а также результаты боевого применения, будущее и перспективы на рынке.

Раунд 1: Общие параметры

Вес участников в целом одинаков. Разве что «Кугуар» легче на 2,5 тонны в снаряжённом состоянии (24,7 против 22,2). Несмотря на то, что иностранец может на себе увезти больше добра (если понадобится) — 5,6 тонны грузоподъёмности куда как лучше российских 4-х, — «Тайфун» имеет возможность буксировки прицепа весом до 8 тонн.

Правда, показатели грузоподъёмности американца всё-таки под вопросом. Российский двигатель мощнее, а надёжность ходовой части не вызывает сомнений.

По мнению специалистов, реальная допустимая грузоподъёмность — около 4,5 тонн для обеих машин.

Российская машина имеет бОльшие манёвренные возможности за счёт более мощного двигателя: КАМАЗ 740.354- 450 V-8 в 450 л. с. против Caterpillar C7 Diesel I6 в 330 л. с. И не стоит воротить нос: «продукция Набережных Челнов, фу» — неоднократные победители «Париж-Дакара» не зря опробовали свои движки в самых неприятных условиях. Впрочем, и «Кугуар» не лыком шит. Обе машины могут развивать и поддерживать скорость в 100 км/ч. Запас топлива у участников тоже примерно одинаков: он позволяет проходить без дозаправки около 1000 километров.

(Фото: Виталий Кузьмин)

«Кугуар» — 4
«Тайфун-К» — 4

Раунд 2: Размещение экипажа и пассажиров

Экипаж у «Кугуара» — 2 человека, у «Тайфуна» — 3. Кроме водителя и командира, у российской машины есть ещё оператор систем наблюдения (заодно может и из турельного пулемёта пострелять). Солдат на борт российский аналог берёт тоже больше: 14 против 10, что в целом, конечно, экономично, но к комфорту внутри машины не располагает. Экипаж «Тайфуна» отделён от боевого отделения бронеперегородкой. Десант может покинуть «Кугуар» через двойные двери в кормовой части, а вот у «Тайфуна-К» для этих целей предусмотрены одновременно и дверь, и открывающаяся аппарель.

Cougar

Во время движения все люди внутри машины должны находиться на своих местах с пристёгнутыми пятиточечными ремнями, чтобы минимизировать вероятность травм при наезде на мину.

Но в российском MRAP личный состав сидит на креслах, прикреплённых к стенам на полозьях (т.е. энергия взрыва под днищем не передаётся сразу в седалище и позвоночник солдата). В «американце» же очень торопились с поставками в боевые части, и в результате кресла (пусть и амортизированные) напрямую соприкасаются с полом.

Тайфун-К (фото: Виталий Кузьмин)

Это может привести к дополнительным травмам.

Также оба участника нашей схватки оборудованы системами кругового обзора, позволяющими оперативно реагировать на любые внешние изменения, фильтровентиляционными установками для нейтрализации химических, радиоактивных и прочих гадостей, а также кондиционерами. В «Кугуаре» их даже два. Это логично для местности, где машины применяются.

«Кугуар» — 4
«Тайфун-К» — 5

Раунд 3: Миноустойчивость и бронезащита

Самый важный момент, ради которого и создавались автомобили этого класса — защита от мин и обстрелов.

Здесь опять-таки паритет: «Кугуар» позволяет экипажу выжить в случае подрыва семи кг взрывчатки под любой частью корпуса или 13,5 кг под любым колесом или осью; «Тайфун-К» защищён по стандарту 3b STANAG 4569 от подрыва 8 кг ВВ по всей длине корпуса.

Защита от осколков любого формата включена в комплект по умолчанию, и бронестёкла работают как надо.

Равенство наблюдается и в противопульной защите: обе бронемашины уверенно держат обстрел бронебойными патронами 7,62×51. Нет, конечно, и российский, и американский производитель утверждают, что возможно противостояние пулям калибра 12,7 мм или даже 14,5 мм, но полноценных испытаний, подтверждающих эти факты, увы, не провели.

«Кугуар» — 4
«Тайфун-К» — 4

Раунд 4: Модульность

По умолчанию оба MRAP поставляют без вооружения. Считается, что десант должен обороняться собственным стрелковым оружием. И «Кугуар», и «Тайфун-К» имеют штатное место для установки пулемёта калибра 7,62 мм или 12,7 мм. Есть возможность поставить дистанционно управляемый модуль. С ним оператор сможет вести огонь изнутри машины, не подвергая себя риску.

Линейка модификаций «американца» выглядит побогаче.

В основе — десять версий для армии и корпуса морской пехоты США. Кроме того, есть три версии для ВС Великобритании, в том числе тяжёлый «Мастиф» с двумя пулемётами и 40-мм гранатомётом. Ещё? Тягач для орудий калибром до 105 миллиметров; версия с повышенной противоминной защитой, оснащённая бульдозерным отвалом, дистанционным боевым модулем с пулемётом калибра 12,7 мм и гранатомётами; и даже машина для американских ВВС, предназначенная для «зачистки» аэродромов от неразорвавшихся снарядов и мин.

У «Тайфуна-К» здесь проблемы. Помимо базовой конфигурации КАМАЗ–63968 существует усовершенствованная модель КАМАЗ–63969 с улучшенной защитой, общей бронекапсулой для экипажа и десанта и множеством дополнительных «плюшек». Отдельные модули систем разведки, управления войсками, медицины и прочие — испытаны, но в серию пока не запущены.

«Кугуар» — 5
«Тайфун-К» — 4

Раунд 5: Боевое применение

Закупки MRAP для армии США в Афганистане и Ираке начались 15 лет назад. За это время потери американской армии от заложенных фугасов и мин постоянно снижались по экспоненте, а значит, «Кугуар» полностью оправдал своё назначение.

«Тайфун-К» пока не может похвастаться такой богатой историей эксплуатации. С 2015 года он проходит проверку в условиях сирийской войны. В частности, эти машины обеспечивали работу сапёров Центра разминирования в Пальмире и помогали российской военной полиции. По отзывам, «всё было штатно», но опыт и выборка пока очень малы.

«Кугуар» — 5
«Тайфун» — 4

Раунд 6: Будущее и перспективы

Ну вот мы и подошли к последнему раунду нашей схватки.

Для начала рассмотрим стоимость обоих участников: у «Кугуара» она больше почти на 60 000 долларов (644 000 против 583 000), но американский MRAP — это уже отработанная машина с устранёнными недостатками, широкой линейкой моделей и потоковым производством. «Тайфун-К» же только заканчивает обкатку в боевых условиях.

После принятия программы L-ATV (единого MRAP) и вывода войск коалиции из Афганистана Пентагон оставляет у себя в эксплуатации около 3000 «Кугуаров».

«Но, позвольте, — спросите вы. — А как же остальные машины»?

А вот тут-то и открываются очень интересные перспективы. Везти эти MRAP домой значит заплатить ещё от 250 до 300 тысяч долларов за перевозку каждой машины (что составляет примерно половину цены нового автомобиля). Выбросить жалко — хранить накладно: один чехол от пыли и влаги стоит почти 2000 долларов, а ведь надо ещё проводить регламентные работы и техническое обслуживание. Получается классический «чемодан без ручки».

Поэтому американские военные продают всем своим союзникам в районе Залива почти не использованные MRАРы по бросовой цене, а некоторым даже раздают. В том числе, например, Хорватии, Узбекистану или Грузии.

Если кому нужен «Кугуар» картошку на дачу возить, обращайтесь в министерство обороны США. В целом недорого, но самовывоз, увы.

С «Тайфунами-К» же совсем другая беда: их мало. В десятки раз меньше произведённых американских аналогов. И причин тут несколько: это и иностранные комплектующие, и «доводка» опытных образцов после войсковой эксплуатации. Но самая главная причина — общая неопределённость будущего машин этого класса в российской армии.

(Фото: Виталий Кузьмин)

Минобороны России пока продолжает выбирать между несколькими моделями MRAP и поддерживает соперничество разных заводов. А значит, в ближайшем будущем закупки КАМАЗ–63968 (или его обновленной версии КАМАЗ–63969) продолжат ограниченными партиями.

«Кугуар» — 6
«Тайфун» — 3,5

Гонг: Решение судей

По итогам нашей кровопролитнейшей схватки побеждает MRAP американского производства «Кугуар» со счётом 28 — 24,5. 

Судьи отмечают, что «американец» вырвался вперёд в основном благодаря бОльшему времени эксплуатации и количеству произведённых машин. В техническом же плане показатели обоих участников примерно равны. Это даёт надежду на будущую славную судьбу российского MRAP.

Дорогие читатели! Наш репортаж из «бойцовского клуба» окончен, ждите новых анонсов.

Hoвости СМИ2
«‡„ÛÁ͇...
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

17K
21
3
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

44K
38
19
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

21K
24
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

32K
34
5
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

30K
19
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

12K
20
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

11K
9
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

11K
23
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

10K
13
0
0
«Месть за муки»: как сражались освобождённые из плена красноармейцы

Те, кто прошёл ужасы немецкого плена, рвались в бой, едва лишь выйдя на свободу. Ими двигала жажда мести, желание расплатиться с мучителями. Вновь оказавшись в строю, они показывали себя отличными, дисциплинированными солдатами. Пример тому — участие бывших пленных в форсировании Одера в составе 47-й гвардейской танковой бригады.

37K
53
75
1.7K
Невозможное: как немецкая подлодка прорвалась в Скапа-Флоу

Восемьдесят лет назад осуществился самый страшный кошмар британского флота. Подлодка кригсмарине всё-таки проникла в святая святых — базу Скапа-Флоу — и нанесла удар. О безбашенной операции, которую даже Черчилль признал подвигом, — в материале WARHEAD.SU.

19K
38
28
277
Рак против ботов: берлинский нагиб

Иногда военная история преподносит сюрпризы, которые кажутся сюрреалистическим анекдотом. Бой СУ-76 лейтенанта Рака против сухопутных торпед в Берлине весной 1945-го — как раз из таких.

19K
80
22
502
Скьявона и скьявонеска: славянские клинки на венецианской службе

Небольшая Венецианская республика постоянно воевала с могучими османами, германскими императорами и множеством других врагов. Её боевым козырем были славянские наёмники и их мечи, со временем ставшие «фирменным» венецианским оружием. Как «противотурецкий» меч сербских рыцарей превратился в «вампирский» палаш венецианской гвардии — и причём тут ультрамарины и котики?

18K
52
41
678
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

17K
51
56
638
Попытка линкора «Шарнхорст»: последний шанс больших кораблей Третьего рейха

«Шарнхорст» не был самой мощной боевой единицей кригсмарине. Но именно ему предстояло стать последним крупным кораблём Германии, погибшим в бою с себе подобными, — другие стали жертвами бомбардировок, газовых резаков и даже ядерных испытаний. Как же выглядело это последнее сражение?

17K
42
11
247
Тамбовское восстание: как крестьяне с большевиками воевали

В августе 1920 года на борьбу за хлеб поднялось практически всё крестьянство губернии. Тамбовские партизаны не были порождением «старого мира»: они исповедовали формулу «советы без большевиков», не жаловали офицеров и даже имели своих комиссаров. И, хоть они и проиграли восстание, — в итоге, пусть и временно, добились своего.

17K
47
52
1.5K
Мортен-1944: как провалилось решающее наступление Хауссера и Клюге

Августовской ночью 1944 года эсэсовские танки выкатывались из тумана на позиции американцев. У неопытной 30-й пд, казалось, не было никаких шансов. Здесь, у маленького французского городка Мортен, решалось, кто попадёт в «котёл»: армия Паттона или армия Хауссера.

17K
56
25
543
Тест: кто вы в Тридцатилетней войне?

Эта война сотрясала Европу с 1618-го до 1648 года, унесла миллионы жизней, перепахала весь Старый Свет и превратила целые страны в разорённые пустоши. На её полях сражались армии всей Европы и даже литературные персонажи — от трёх мушкетёров и шевалье д’Артаньяна до капитана Диего Алатристе. Пройдите наш тест и узнайте, в какой армии вы могли воевать.

16K
11
25
375
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

77K
66
19
742
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

76K
42
31
467
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

63K
21
11
81
Я только спросить: 10 наивных вопросов о ваффен СС

В ваффен СС брали настоящих арийцев с безупречной родословной? Эсэсовцы были помешаны на оккультизме? Вермахт и СС конкурировали? WARHEAD.SU собрал самые простые и одновременно сложные вопросы об организации войск СС.

56K
40
77
361
Стройка века по-немецки: Атлантический вал

«Мы построим свою линию укреплений, с пушками и адским пламенем!» — решили немцы в 30-е годы, обиженно наблюдая, как тем же самым вовсю уже занимается весь остальной мир. Немецкая пропаганда утверждала, что Атлантический вал неприступен и любая попытка высадки обречена. Но союзники решили, что этот вал не так страшен, как его малевал доктор Геббельс.

50K
42
10
432
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

50K
40
54
591
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

50K
64
34
719
Монгольские нукеры против рыцарей: битва при Легнице

Сравнивать крестоносцев и монголов, казалось бы, заведомо бесполезное занятие. Ведь где рыцарство, а где хитрые азиаты? Однако 9 апреля 1241 года под Легницей, что в Силезии, произошла великая битва, которая поможет ответить на вопрос: какая же военная культура прошлого превосходит остальные?

47K
43
33
1.1K
Бомбардировщик «Сотка»: бесполезный шедевр

Великий самолёт, превосходящий все аналоги, но погубленный интригами похлеще, чем в «Игре престолов». Речь идёт, разумеется, о бомбардировщике Сухого Т-4 «Сотка». Многие считают провал этой программы чуть ли не трагедией государственного масштаба. Так ли это и кого можно обвинить? Мы разобрались.

47K
35
9
466
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

190K
85
54
897
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

102K
57
15
869
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

83K
39
29
457
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

81K
7
3
276
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

77K
66
19
742
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

76K
42
31
467
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе

Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.

74K
32
14
172
Рожок, бубен и мясорубка: что поможет перезарядить быстрее?

Запас патронов бывает двух видов: «мало» и «всё равно мало». Однако просто забить рюкзак патронами — тоже не выход. Процесс перезарядки для противника вовсе не повод по-джентльменски прекратить стрельбу. Перезаряжаться желательно как можно быстрее и реже, а патроны таскать уже «готовыми к употреблению». Что же для этого придумали?

73K
27
17
346
Мгновение до апокалипсиса: что происходит внутри термоядерной бомбы

Что происходит внутри дошедшей до цели термоядерной боеголовки? Много удивительных и красивых, с точки зрения физики, вещей. Правда, перед самым апокалипсисом о них вряд ли кто-нибудь подумает, поэтому мы расскажем о зарождении ядерного взрыва прямо сейчас.

67K
33
28
679