itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Первый комфортный внедорожник: на чём ездили советские маршалы

При словах «автомобили войны» в памяти отечественного читателя чаще всего всплывают «виллисы» и «студебеккеры». Но при всём уважении к машинам ленд-лиза, давайте вспомним об отечественных моделях, которые тоже внесли свой вклад и в победу, и в развитие советского автопрома. А начнём с первого в мире комфортного вездехода.

При словах «автомобили войны» в памяти отечественного читателя чаще всего всплывают «виллисы» и «студебеккеры». Но при всём уважении к машинам ленд-лиза, давайте вспомним об отечественных моделях, которые тоже внесли свой вклад и в победу, и в развитие советского автопрома. А начнём с первого в мире комфортного вездехода.
/
14K
15
4
195

При словах «автомобили войны» в памяти отечественного читателя чаще всего всплывают «виллисы» и «студебеккеры». Но при всём уважении к машинам ленд-лиза, давайте вспомним об отечественных моделях, которые тоже внесли свой вклад и в победу, и в развитие советского автопрома. А начнём с первого в мире комфортного вездехода.

Молотовский-первый

Про легендарную «эмку» — ГАЗ М1 — немало написано текстов, отснято роликов и фильмов. Нового уже ничего и не скажешь. Конечно, удачный автомобильчик получился у советских конструкторов, и пусть он копия американского Ford Model B 40A Fordor Sedan, в нём есть душа советского народа. А «рашнз» и «янки» в чём-то всегда неуловимо похожи.

Но речь сегодня не об «эмке», а о её модификациях. Конкретно — о первом советском автомобиле с колёсной формулой 4×4 — ГАЗ‑61.

Первый комфортный внедорожник: на чём ездили советские маршалы
(Фото: Русская техника)

Итак, Вторая мировая уже вовсю набирала обороты в Европе и наше руководство, предчувствуя неминуемое, поручило ГАЗовцам создать автомобиль «шоб в мире такого ещё не было». А наши и рады стараться. Тем более, что намётки уже были. За основу взяли улучшенные версии «эмки»: «фаэтон» ГАЗ-11-40 и «седан» ГАЗ-11-73 с изменённой решёткой радиатора, удлинёнными рессорами, усиленной подвеской и необычными для моделей отечественного производства тех лет «стояночником» под панелью приборов и кнопкой включения стартёра на приборной панели (вместо напольной педали). Осталось только придумать, как сделать автомобиль полноприводным.

Фактически для завершения проекта предстояло разработать только передний ведущий мост (кстати, впервые на ГАЗе) и раздаточную коробку. Здесь у конструкторов вопросов не возникло.

Надо — сделаем.

Для связи коробки и моста использовали немного изменённый карданный вал автомобиля ЗИС-101 с шарнирами на игольчатых подшипниках. Задний карданный вал — закрытый, двойной. Вместо трёхступенчатой «легковой» коробки передач использовали «грузовую» четырёхступенчатую от легендарной «полуторки» — ГАЗ-АА — с увеличенным вдвое силовым диапазоном. В паре с 85-сильным шестицилиндровым двигателем механизм выдавал неплохие показатели. В механическом приводе тормозов применили уравнитель, согласовывавший срабатывание тормозов на передних и задних колёсах.

Антон Железняк
Антон Железняк
Эксперт по техническим и инженерным вопросам

Фактически советские конструкторы сделали «проходимца» с комфортом легкового автомобиля за тридцать с лишним лет до того, как это стало модным.

К январю 1939 года успели изготовить все рабочие чертежи, в апреле начали сборку, а 10 июня новый автомобиль поступил на заводские испытания. Они заняли лето и осень 1939 года. На шоссе с полной нагрузкой (500 кг) машина развивала скорость до 107,5 км/ч, имея минимальный расход топлива 14 литров на 100 км.

Машина для генералов

К сороковому году ГАЗ-61-40 (в кузове «фаэтон», обозначавшемся на ГАЗе цифрой «40») уже получили нарком обороны маршал Ворошилов, генералы Жуков, Тюленев, Мерецков и Павлов. От непогоды высокопоставленных пассажиров прикрывал тент. Закрытые ГАЗ-61-73 достались маршалам Шапошникову, Кулику и Тимошенко.

ГАЗ-61-40
ГАЗ-61-40 (фото: Русская техника)

В мемуарах маршала Советского Союза Ивана Степановича Конева есть несколько строк, посвящённых этому легендарному автомобилю, на котором он, кстати, прошёл (или проехал) всю войну.

«Моя группа состояла из четырёх машин. Впереди меня шёл „Виллис“ с адъютантом, далее мой автомобиль. Я сидел на переднем сиденье, рядом с водителем. В кузове — постель и подушка. За мной шла машина „Додж“ с охраной, а далее — бронетранспортёр. Все автомобили, преодолевая грязь и глубокие колеи, проделанные танкистами, шли на первой скорости. Рёв наших моторов заглушал всё, и мы не слышали шума самолётов.

Неожиданно вокруг нас на площади примерно 50 на 100 м всё озарилось пламенем, раздались взрывы бомб и свист осколков. Я приказал шофёру выключить свет фар, но впередиидущий „Виллис“ остановился и загородил дорогу. Моя машина наехала на него, от толчка опять включился свет, и шофёр не мог его погасить.

<…>

Осмотрев машины, мы увидели, что у моей „эмки“ пробиты мелкими осколками оба ветровых стекла. В крыше тоже несколько пробоин, одна значительных размеров. „На память“ в кузове оказался большой осколок бомбы весом около 500 г, который ударился о подушку и одеяло и застрял. Подушка и одеяло спасли меня от осколка, который мог бы угодить в позвоночник. Все уцелели…».

ГАЗ-61-73
ГАЗ-61-73 (фото: Русская техника)

Кстати, Конев не был первым обладателем этого конкретного авто. К Ивану Степановичу «газик» попал от маршала Тимошенко, который свою машину уже получил в первой партии, и вторая была лишней. Кроме того, возможно, Тимошенко хотел избавиться от автомобиля, учитывая судьбу его первого владельца. Им был генерал армии Дмитрий Григорьевич Павлов, командующий войсками Западного особого военного округа, преобразованного с началом войны в Западный фронт. 30 июня 1941 года после разгрома значительной части войск фронта в Белостокско-Минском «котле» генерал Павлов был отстранён от командования, а вскоре арестован, отдан под трибунал и расстрелян.

В августе 1941 года выпуск ГАЗ-61 прекратили — двигатель понадобился для лёгкого танка Т‑60.

Евгений Башин-Разумовский
Евгений Башин-Разумовский
Эксперт по историческим вопросам

На танки ставилась модификация этого мотора под индексом ГАЗ-202. Затем была «спарка» двигателей мощностью в 140 лошадиных сил под индексом ГАЗ-203. Такой силовой агрегат ставился на лёгкие танки Т-70, Т-80 и самоходки Су‑76.

Всего было выпущено около двухсот ГАЗ-61. В следующем году кузова типа «фаэтон» на уцелевших машинах заменили закрытыми кузовами «седан» типов М1 и 73 — для перевозки высшего комсостава открытые «фаэтоны» были ни к чему. Помимо машин для генералитета небольшой партией был выпущен лёгкий артиллерийский тягач ГАЗ-61-416, к сожалению, не запущенный в широкую серию.

ГАЗ-61 оставил след в истории. Но был нужен более простой и дешёвый легковой вездеход для среднего командного звена, десантников и разведчиков, и полученные наработки — передний ведущий мост и раздаточная коробка — использовали в создании легкового вездехода ГАЗ-64, первого в легендарном семействе «козликов». Но это уже совсем другая история.

Hoвости СМИ2
«‡„ÛÁ͇...
Битва при Сволли
Двое против тридцати

5 сентября 1612 года маленькая английская эскадра из четырех кораблей — Red Dragon, Hosiander, James и Solomon, — бросила якорь на рейде индийского порта Сурат в устье реки Тапти. Командовал ей капитан Томас Бест. Его экспедиция была последней отчаянной попыткой Ост-Индской компании наладить в здешних краях торговый пост. В 1609 году король Иаков, разозлённый отсутствием результатов, дал ей три года сроку. Если бы Бесту не удалось добиться успеха, Компании оставалось бы несколько месяцев.

24K
22
7
0
15 головоломных фактов о войне в Корее

Что мы знаем о чучхе? Ничего. И то не все. Корейская война 50-53 годов — из разряда тех исторических событий, где все участвующие стороны «предательски напали из засады», виноватых не найти, да и кому перед кем извиняться — непонятно.

61K
59
96
30
Дарфурская резня
Кровавое наступление сахарских песков

О резне в суданской провинции Дарфур все уже успели подзабыть за более яркими конфликтами. Но её стоит вспомнить в качестве примера, как изменения климата могут влиять на судьбы стран и народов.

35K
23
3
73
Война за ухо Дженкинса
«Псс, не хотите немного Casus Belli?»

«Сasus belli» — формальный повод к войне. Этот термин ввели в оборот юридически грамотные римляне, задолго до нас знавшие свои права. Классический пример повода к войне — пресловутый «сараевский выстрел». Но история знает и куда более сюрреалистические casus belli. Не правда ли, занятно, когда в названии войны присутствует часть человеческого тела? Осталось ответить на вопрос: кто, кому и что отрезал, а главное, зачем? И почему только ухо? Чего так скромно? Отправимся за ответами в не столь далёкий XVIII век.

16K
22
2
63
4 примера идиотских поражений
Когда «логику придумали трусы!»

Иногда провальность выбранной стратегии и тактики лежат на поверхности. Но тщеславие и жажда лёгкой победы настолько застилают глаза полководцам, что ведут их прямиком к позорному поражению.

37K
45
0
76
Сэндвич «Цезарь»
Самая необычная осада древности

«Пришёл, увидел, победил», — сказал про себя великий Цезарь в 47 году до н.э. Однако в 52 до н.э. крылатое выражение могло бы звучать как «пришёл, увидел, осадил». Или, если ещё точнее: «пришёл, организовал инженерно-сапёрные работы, построил осадные укрепления, чуть было не лишился головы, когда подошло галльское подкрепление, но в последний момент, благодаря контратаке и личному обаянию, всё-таки победил».

18K
23
4
93
Атака лёгкой кавалерии здорового человека
Как польская конница совершила невозможное и открыла Наполеону дорогу на Мадрид

Любители истории прекрасно знают, что такое «Атака лёгкой кавалерии» (ей посвящены и картина, и поэма, и фильм с одноимённым названием). В битве под Балаклавой элитная бригада британской конницы из-за ошибки командования угодила под перекрёстные залпы русских пушек и ружей. И хотя отчаянные британцы под ураганным огнём прорвались-таки к назначенной им целью батарее и попутно опрокинули казачий полк, контратака русских улан заставила их отступить. Бригада понесла катастрофические потери, а бой стал для бриттов образцом «слабоумия и отваги» — первое в отношении командования, второе — всадников.

27K
26
25
249
Самые глупые поводы для войны (1/2)
За что умирали люди: футбол, гуано и религиозные видения

Война — дело серьёзное. И повод для неё нужен серьёзный. Например, уникальные месторождения невредных ископаемых, фокусы с оружием массового поражения, геноцид… Но попадаются и ещё более уважительные причины.

21K
20
4
100
Самые глупые поводы для войны (2/2)

В первой части нашей подборки перечислены далеко не все идиотские причины кровопролитных войн. К сожалению, таких примеров в истории было довольно много. Вот ещё несколько.

20K
15
10
111
«Блажен, кто воздаст тебе»: штурм Грозного 1999–2000 года

Кошмарный штурм Грозного в 1994–1995 годах не стал последним бедствием этого города. Тяжёлые бои за Грозный шли в марте 1996 года, летом 1996 российская армия снова понесла огромные потери в уличных боях — и это сражение стало финалом первой войны в Чечне. Однако злополучному городу предстояло превратиться в поле большой битвы ещё раз.

22K
116
70
896
Китай — забытый фронт Второй мировой

В начале 1944-го японская армия начала масштабное наступление в Китае. «Ити-го» стала последней успешной операцией стран «Оси» во Второй мировой. Могли ли японцы предпринять её раньше и завоевать Китай? Как изменился бы в этом случае ход войны?

18K
66
35
558
«Атака мертвецов»: Sabaton о легендарной атаке защитников крепости Осовец

У защитников Осовца не было противогазов, поэтому взятие крепости после химической атаки виделось немцам лёгкой прогулкой. Но те, кого уже считали мертвецами, нашли силы, чтобы пойти в контратаку. Читайте новый выпуск «Истории с Sabaton» об одном из легендарных эпизодов Первой мировой. Как всегда, в переводе и с комментариями WARHEAD.SU.

17K
28
21
181
Тест: какой вы знаток военных терминов?

Давайте проверим, какой вы военный специалист. Как хорошо вы знаете различные военные термины?

17K
13
23
469
Гиперзвук: недостижимая мечта авиации

Сверхзвук, вертикальный взлёт, стелс, сверхманёвренность… Сейчас все говорят о гиперзвуке, активно его развивают и хвастаются достижениями. Кажется, ещё чуть-чуть — и в серию пойдут пассажирские гиперзвуковые самолёты! Но это происходит не в первый раз. Почему гиперзвуковая авиация не появилась раньше — и появится ли сейчас?

16K
55
33
228
Месть Джанибека: как ордынский хан едва не погубил Европу

Некоторые решения ведут к неожиданно печальным и далеко идущим последствиям для всего человечества. Так было, например, с атомными зарядами, сброшенными на Хиросиму и Нагасаки, — тогда их считали просто очень мощными бомбами. Вероятно, монгольский хан Джанибек, в 1347 стоявший лагерем под стенами крымской Кафы, тоже слабо себе представлял, какую тьму он впускает в мир.

14K
60
44
474
Операция «К», или Пёрл-Харбор курильщика

Второй японский авиаудар по Пёрл-Харбору обернулся фарсом. История о том, как неуёмное желание побыстрей поиграться с новой игрушкой сорвало действительно важную операцию, — в нашей статье.

13K
80
52
202
«Дотянулся товарищ Сухов»: как охотились на басмачей в Иране в 1945-м

Весна 1945 года. Отборные автоматчики на машинах гоняются за басмачами по иранской пустыне. Как СССР всё же добрался до старых врагов — в нашей статье.

13K
61
9
566
МиГи над Израилем. Охота на русскую «летучую лисицу»

50 лет назад израильские лётчики многократно пытались перехватить Миг-25. Безуспешно — у лучших пилотов ВВС Израиля не было ни единого шанса поймать «трёхмаховый» самолёт-разведчик. Или не всё было так просто? И вообще — были МиГи над территорией Израиля хоть раз?

12K
63
51
425
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

111K
57
43
467
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

102K
29
13
81
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

91K
81
27
742
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

63K
95
58
979
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

60K
54
57
591
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

56K
69
68
862
Монгольские нукеры против рыцарей: битва при Легнице

Сравнивать крестоносцев и монголов, казалось бы, заведомо бесполезное занятие. Ведь где рыцарство, а где хитрые азиаты? Однако 9 апреля 1241 года под Легницей, что в Силезии, произошла великая битва, которая поможет ответить на вопрос: какая же военная культура прошлого превосходит остальные?

56K
53
42
1.1K
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

56K
77
35
719
Стройка века по-немецки: Атлантический вал

«Мы построим свою линию укреплений, с пушками и адским пламенем!» — решили немцы в 30-е годы, обиженно наблюдая, как тем же самым вовсю уже занимается весь остальной мир. Немецкая пропаганда утверждала, что Атлантический вал неприступен и любая попытка высадки обречена. Но союзники решили, что этот вал не так страшен, как его малевал доктор Геббельс.

56K
51
11
432
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

222K
95
58
897
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

118K
75
19
869
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

111K
57
43
467
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

102K
29
13
81
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

92K
42
29
457
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

91K
81
27
742
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

87K
7
3
276
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе

Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.

77K
34
14
172
Рожок, бубен и мясорубка: что поможет перезарядить быстрее?

Запас патронов бывает двух видов: «мало» и «всё равно мало». Однако просто забить рюкзак патронами — тоже не выход. Процесс перезарядки для противника вовсе не повод по-джентльменски прекратить стрельбу. Перезаряжаться желательно как можно быстрее и реже, а патроны таскать уже «готовыми к употреблению». Что же для этого придумали?

76K
28
17
346