Авианосная экзотика: под солнцем Латинской Америки

Сначала их получили ближайшие союзники — члены Британского содружества наций и важнейшие европейские партнёры. Но вскоре авианосцы добрались и до Южной Америки.

Аргентина

Вы же помните, что голландцы продали «Карела Дормана»? Единственный свой авианосец, который стал им не нужен с потерей заморских владений?

А куда его продали? В ещё одну великую морскую державу — Аргентину.

Сейчас в это трудно поверить, на фоне откровенной нищеты военного бюджета, но после войны Аргентина была на подъёме.

Страна активно развивала свои ВМС — в рамках традиционного регионального соревнования.

«Индепенденсия» с палубными истребителями F4U «Корсар»

Сначала, в 1958 году, «арги» приобрели в Великобритании «Уорриор» — тот самый, который в своё время купили незадачливые канадцы и обнаружили, что с «тропической комплектацией» что-то холодно. Корабль был переименован в «Индепенденсию» и прослужил десятилетие с винтажной авиагруппой из «Корсаров» и других винтомоторных самолётов (а на дворе то 60-е, «Фантомы» всякие летают!).

Антон ЖелезнякЭксперт по техническим и инженерным вопросам

Посадить на этот авианосец что-то более новое и реактивное было затруднительно — гидравлическая катапульта BH-III не позволяла запускать самолёты массой более 6,4 тонн и разгоняла их максимум до 122 километров в час. Для подъёма «свистков» массу требовалось как минимум удвоить, а скорость отрыва увеличить раза в полтора.

И да, аргентинцам на нём ТОЖЕ было холодно: слишком южные широты не особо лучше северных.

Модернизация обошлась бы слишком дорого, поэтому в 1968 году аргентинцы купили у голландцев их «погорельца», уже оснащённого всем необходимым, и после ремонта включили в свой флот под традиционным для себя названием «25 мая» (дата местной революции). Аргентинский флаг на корабле подняли в марте 1969 года.

Первоначально «Вентисинко де Майо» нёс хоть и реактивные, но уж очень винтажные для 1970-х годов F9F: прошедшие войну в Корее «Пантеры» и слегка осовремененные «Кугуары». После модернизации корабль получил более-менее современные самолёты — например, штурмовики А-4 «Скайхок», как раз в то время активно отжигавшие во Вьетнаме и на Ближнем Востоке, и противолодочные самолёты S-2 «Трекер».

«Вентисинко де Майо» с штурмовиками A-4 «Скайхок» и противолодочными самолетами S-2 «Трекер» на палубе

В 1981-м французы продали Аргентине уже совсем современные «Супер-Этандары» и противокорабельные ракеты к ним. И всё бы хорошо, но местная хунта чуточку поторопилась с вторжением на Фолклендские острова. Сами не успели толком освоить полёты с палубы на новых самолётах, да и чуток не дождались, когда англичане порежут (продадут) «Гермес» — последний свой приличный авианосец. А заодно и десантные корабли.

В результате, когда англичане приплыли отбивать острова обратно, у аргентинцев сначала возникли проблемы со взлётом тяжелогружённых обычными бомбами «Скайхоков», а потом английская подлодка потопила крейсер «Генерал Бельграно» и как-то вообще расхотелось выходить в море.

В результате авианосец отстаивался в порту, аргентинские морские лётчики (умело и храбро, не отнять) действовали с наземных баз, а историки войны на море лишились единственного реального шанса увидеть и описать столкновение авианосцев после Второй мировой.

Капитан Аугусто Бедакаррац, уничтоживший ЭМ «Шеффилд»

Евгений Башин-РазумовскийЭксперт по историческим вопросам

Капитан фрегата (capitán de fragata, воинское звание ВМС Аргентины соответствующее капитану второго ранга ВМФ СССР/России) Аугусто Бедакаррац — один из этих лётчиков. По первоначальному плану предполагалось, что он, и другие пилоты «Супер-Этандаров» нанесут удар с палубы «Вентисинко де Майо», однако слишком многое для аргентинцев на этой войне пошло не так.

После войны корабль вскоре стал на прикол, оказавшись явно не по карману стремительно беднеющему аргентинскому бюджету. Однако официально его списали только в 1997 году — после полувека службы под тремя флагами. Причём третий владелец воевал против первого. Аргентине же сейчас не до авианосцев.

Бразилия

Повесть, которой нет печальнее на свете. О бразильских авианосных мечтаниях и мучениях. Бразилии, казалось бы, самими размерами, природными богатствами и численностью населения уготовано быть континентальной сверхдержавой. О том, что вот-вот случится «бразильское чудо» пишут уже, наверное, два века.

Проблема в том, что бразильцы, похоже, иногда начинают в это верить.

Создание мощного флота с авианосцем во главе — одно из следствий этих амбиций. Но Бразилия явно «место проклятое». В конце 1956 года страна купила у всё той же Великобритании «Вендженс». После ремонта и модернизации в Нидерландах (мир тесен) корабль включили в состав флота под именем «Минас Жерайс» в 1960 году.

«Минас Жерайс» с противолодочными самолетами S-2 «Трекер» на палубе

Большую часть службы авианосец был пригоден только для противолодочных операций, так как единственными палубными самолётами на вооружении были предназначенные для этого «Трекеры».

Корабль регулярно вставал на длительные ремонты и модернизации. Особо это не помогло: почти десять лет, с 1987-го по 1996-й, он вообще не мог запускать самолёты (сломалась катапульта) и эксплуатировался только с вертолётами.

Как решили эту проблему? Катапульту со списанного «Вентисинко де Майо» подогнали аргентинцы.

«Минас Жерайс»

На радостях бразильцы совершили поистине впечатляющий поступок: купили в 1999 году в Кувейте списанные «Скайхоки» и сформировали из них «Первую ударно-перехватную эскадрилью». Какой из «Скайхока» перехватчик — никого не волновало. Впрочем нет, волновало. Бразильцы заключили с родным авиапроизводителем «Эмбраер» контракт на модернизацию части парка. Радар поставить там хотя бы…

Первые два самолёта сдали через шесть лет.

Приобретение новых «первоклассных» самолётов поставило перед бразильскими адмиралами вопрос ребром: авиагруппа есть, а авианосец что-то разваливается совсем.

«Надо покупать новый» — решили бразильцы, и уже в 2000 году, не отходя от кассы, купили. Ну как «новый»…

Бразильцам достался собиравшийся до того отправиться на лом французский «Фош», спущенный на воду ещё в 1960 году, активно участвовавший во многих учениях, походах и кризисах холодной войны, а также успевший под занавес побомбить в 1999 году Югославию.

«Сан Паулу»

Корабль, названный «Сан-Паулу», по инерции после французов ещё некоторое время находился в рабочем состоянии, участвовал в учениях, фактически будучи плавучим военно-морским музеем, а потом на нём разместили военно-морское училище.

Пережив в 2004 году пожар, он встал на многолетний ремонт и модернизацию, после которых вышел в море в 2012 году. Решив, что хорошего понемножку, снова (спойлер: в последний раз) загорелся, снова ушёл на ремонт. И модернизацию.

Даже появились планы закупить для него в будущем морскую версию шведского истребителя «Грипен» и эксплуатировать до 2039 года.

Флотофилы всего мира было обрадовались: ну ещё бы, такой-то плавучий винтаж в комбинации с современностью.

Однако в феврале 2017 года бразильские адмиралы всё же сдались под грузом инфернального безумства происходящего и решили утилизировать корабль.

«Сан Паулу»

То, что в начале XXI века мир лишился клуба военно-морской реконструкции, отыгрывающего авианосец времён Вьетнамской войны, конечно, печально. Но на этом фоне всерьёз пугает то, что бразильцы — с их опытом обращения со сложными кораблями — пытаются построить атомную подводную лодку.

Утешает, что хотя бы ныне живущему поколению увидеть её, наверное, не грозит.

Чтобы совсем не грустить без плоскопалубных кораблей, бразильские адмиралы купили себе британский вертолётоносец «Оушен». По-своему логичный шаг. Если на корабле нет катапульты (вертолётоносцам не положено), то она на десять лет не сломается.

«Оушен»

Евгений Башин-РазумовскийЭксперт по историческим вопросам

У поучительной истории, которую рассказал нам коллега Ермаков, есть две стороны. Одна — это «иностранная служба» семейства британских лёгких авианосцев «проекта 1942 года». Вторая — собственно авианосные мечты «малых флотов». Первая, хотя и не имеет прямого отношения к теме, о которой мы сегодня говорим, рассказана почти полностью, если не считать истории головного «Колоссуса», с 1946-го по 1974-й прослужившего в ВМС Франции под именем «Арроманш», и «Геркулеса» (тип «Маджестик»), с 1961-го по 1997-й служившего в ВМС Индии под именем «Викрант».

Во вторую часть можно добавить разве что тайский «Чакри Нарубет», о котором мы уже писали, и испанский «Дедало». Но история этого корабля — бывшего лёгкого авианосца ВМС США «Кэбот» типа «Индепенденс», ставшего в 1970-х одним из первых носителей самолётов вертикального взлёта и посадки — заслуживает отдельного рассказа. Как, впрочем, и многие другие.

В чем мораль этой и предыдущей истории? Держи эсминцы подальше от австралийцев, заказывай обогреватели заранее, если ты живешь в Канаде, и, прежде чем отправить свою старую «семёрку» на свалку, попробуй продать её бразильскому флоту.

А самое главное — покупай то, что тебе действительно нужно. Будь бдителен! Не дай англичанам тебя разорить. Сами видите, как отовсюду торчат их уши.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий