Авианосная экзотика: под солнцем Латинской Америки

Вторая мировая оставила после себя невероятное количество «лишнего» оружия. «Лишними» оказались даже самые настоящие авианосцы, списанные за ненадобностью Королевским флотом. За полтора десятка послевоенных лет бывшие британские корабли расползлись по множеству флотов, вплоть до Латинской Америки.

/
9.5K
15
9
109

Вторая мировая оставила после себя невероятное количество «лишнего» оружия. «Лишними» оказались даже самые настоящие авианосцы, списанные за ненадобностью Королевским флотом. За полтора десятка послевоенных лет бывшие британские корабли расползлись по множеству флотов, вплоть до Латинской Америки.

Сначала их получили ближайшие союзники — члены Британского содружества наций и важнейшие европейские партнёры. Но вскоре авианосцы добрались и до Южной Америки.

Аргентина

Вы же помните, что голландцы продали «Карела Дормана»? Единственный свой авианосец, который стал им не нужен с потерей заморских владений?

А куда его продали? В ещё одну великую морскую державу — Аргентину.

Сейчас в это трудно поверить, на фоне откровенной нищеты военного бюджета, но после войны Аргентина была на подъёме.

Страна активно развивала свои ВМС — в рамках традиционного регионального соревнования.

Индепенденсия с палубными истребителями F4U Корсар
«Индепенденсия» с палубными истребителями F4U «Корсар»

Сначала, в 1958 году, «арги» приобрели в Великобритании «Уорриор» — тот самый, который в своё время купили незадачливые канадцы и обнаружили, что с «тропической комплектацией» что-то холодно. Корабль был переименован в «Индепенденсию» и прослужил десятилетие с винтажной авиагруппой из «Корсаров» и других винтомоторных самолётов (а на дворе то 60-е, «Фантомы» всякие летают!).

Антон Железняк
Антон Железняк
Эксперт по техническим и инженерным вопросам

Посадить на этот авианосец что-то более новое и реактивное было затруднительно — гидравлическая катапульта BH-III не позволяла запускать самолёты массой более 6,4 тонн и разгоняла их максимум до 122 километров в час. Для подъёма «свистков» массу требовалось как минимум удвоить, а скорость отрыва увеличить раза в полтора.

И да, аргентинцам на нём ТОЖЕ было холодно: слишком южные широты не особо лучше северных.

Модернизация обошлась бы слишком дорого, поэтому в 1968 году аргентинцы купили у голландцев их «погорельца», уже оснащённого всем необходимым, и после ремонта включили в свой флот под традиционным для себя названием «25 мая» (дата местной революции). Аргентинский флаг на корабле подняли в марте 1969 года.

Первоначально «Вентисинко де Майо» нёс хоть и реактивные, но уж очень винтажные для 1970-х годов F9F: прошедшие войну в Корее «Пантеры» и слегка осовремененные «Кугуары». После модернизации корабль получил более-менее современные самолёты — например, штурмовики А-4 «Скайхок», как раз в то время активно отжигавшие во Вьетнаме и на Ближнем Востоке, и противолодочные самолёты S-2 «Трекер».

Вентисинко де Майо с штурмовиками A-4 Скайхок и противолодочными самолетами S-2 Трекер на палубе
«Вентисинко де Майо» с штурмовиками A-4 «Скайхок» и противолодочными самолетами S-2 «Трекер» на палубе

В 1981-м французы продали Аргентине уже совсем современные «Супер-Этандары» и противокорабельные ракеты к ним. И всё бы хорошо, но местная хунта чуточку поторопилась с вторжением на Фолклендские острова. Сами не успели толком освоить полёты с палубы на новых самолётах, да и чуток не дождались, когда англичане порежут (продадут) «Гермес» — последний свой приличный авианосец. А заодно и десантные корабли.

В результате, когда англичане приплыли отбивать острова обратно, у аргентинцев сначала возникли проблемы со взлётом тяжелогружённых обычными бомбами «Скайхоков», а потом английская подлодка потопила крейсер «Генерал Бельграно» и как-то вообще расхотелось выходить в море.

В результате авианосец отстаивался в порту, аргентинские морские лётчики (умело и храбро, не отнять) действовали с наземных баз, а историки войны на море лишились единственного реального шанса увидеть и описать столкновение авианосцев после Второй мировой.

Капитан Аугусто Бедакаррац, уничтоживший ЭМ Шеффилд
Капитан Аугусто Бедакаррац, уничтоживший ЭМ «Шеффилд»
Евгений Башин-Разумовский
Евгений Башин-Разумовский
Эксперт по историческим вопросам

Капитан фрегата (capitán de fragata, воинское звание ВМС Аргентины соответствующее капитану второго ранга ВМФ СССР/России) Аугусто Бедакаррац — один из этих лётчиков. По первоначальному плану предполагалось, что он, и другие пилоты «Супер-Этандаров» нанесут удар с палубы «Вентисинко де Майо», однако слишком многое для аргентинцев на этой войне пошло не так.

После войны корабль вскоре стал на прикол, оказавшись явно не по карману стремительно беднеющему аргентинскому бюджету. Однако официально его списали только в 1997 году — после полувека службы под тремя флагами. Причём третий владелец воевал против первого. Аргентине же сейчас не до авианосцев.

Бразилия

Повесть, которой нет печальнее на свете. О бразильских авианосных мечтаниях и мучениях. Бразилии, казалось бы, самими размерами, природными богатствами и численностью населения уготовано быть континентальной сверхдержавой. О том, что вот-вот случится «бразильское чудо» пишут уже, наверное, два века.

Проблема в том, что бразильцы, похоже, иногда начинают в это верить.

Создание мощного флота с авианосцем во главе — одно из следствий этих амбиций. Но Бразилия явно «место проклятое». В конце 1956 года страна купила у всё той же Великобритании «Вендженс». После ремонта и модернизации в Нидерландах (мир тесен) корабль включили в состав флота под именем «Минас Жерайс» в 1960 году.

Минас Жерайс с противолодочными самолетами S-2 Трекер на палубе
«Минас Жерайс» с противолодочными самолетами S-2 «Трекер» на палубе

Большую часть службы авианосец был пригоден только для противолодочных операций, так как единственными палубными самолётами на вооружении были предназначенные для этого «Трекеры».

Корабль регулярно вставал на длительные ремонты и модернизации. Особо это не помогло: почти десять лет, с 1987-го по 1996-й, он вообще не мог запускать самолёты (сломалась катапульта) и эксплуатировался только с вертолётами.

Как решили эту проблему? Катапульту со списанного «Вентисинко де Майо» подогнали аргентинцы.

Минас Жерайс
«Минас Жерайс»

На радостях бразильцы совершили поистине впечатляющий поступок: купили в 1999 году в Кувейте списанные «Скайхоки» и сформировали из них «Первую ударно-перехватную эскадрилью». Какой из «Скайхока» перехватчик — никого не волновало. Впрочем нет, волновало. Бразильцы заключили с родным авиапроизводителем «Эмбраер» контракт на модернизацию части парка. Радар поставить там хотя бы…

Первые два самолёта сдали через шесть лет.

Приобретение новых «первоклассных» самолётов поставило перед бразильскими адмиралами вопрос ребром: авиагруппа есть, а авианосец что-то разваливается совсем.

«Надо покупать новый» — решили бразильцы, и уже в 2000 году, не отходя от кассы, купили. Ну как «новый»…

Бразильцам достался собиравшийся до того отправиться на лом французский «Фош», спущенный на воду ещё в 1960 году, активно участвовавший во многих учениях, походах и кризисах холодной войны, а также успевший под занавес побомбить в 1999 году Югославию.

Сан Паулу
«Сан Паулу»

Корабль, названный «Сан-Паулу», по инерции после французов ещё некоторое время находился в рабочем состоянии, участвовал в учениях, фактически будучи плавучим военно-морским музеем, а потом на нём разместили военно-морское училище.

Пережив в 2004 году пожар, он встал на многолетний ремонт и модернизацию, после которых вышел в море в 2012 году. Решив, что хорошего понемножку, снова (спойлер: в последний раз) загорелся, снова ушёл на ремонт. И модернизацию.

Даже появились планы закупить для него в будущем морскую версию шведского истребителя «Грипен» и эксплуатировать до 2039 года.

Флотофилы всего мира было обрадовались: ну ещё бы, такой-то плавучий винтаж в комбинации с современностью.

Однако в феврале 2017 года бразильские адмиралы всё же сдались под грузом инфернального безумства происходящего и решили утилизировать корабль.

Сан Паулу
«Сан Паулу»

То, что в начале XXI века мир лишился клуба военно-морской реконструкции, отыгрывающего авианосец времён Вьетнамской войны, конечно, печально. Но на этом фоне всерьёз пугает то, что бразильцы — с их опытом обращения со сложными кораблями — пытаются построить атомную подводную лодку.

Утешает, что хотя бы ныне живущему поколению увидеть её, наверное, не грозит.

Чтобы совсем не грустить без плоскопалубных кораблей, бразильские адмиралы купили себе британский вертолётоносец «Оушен». По-своему логичный шаг. Если на корабле нет катапульты (вертолётоносцам не положено), то она на десять лет не сломается.

Оушен
«Оушен»
Евгений Башин-Разумовский
Евгений Башин-Разумовский
Эксперт по историческим вопросам

У поучительной истории, которую рассказал нам коллега Ермаков, есть две стороны. Одна — это «иностранная служба» семейства британских лёгких авианосцев «проекта 1942 года». Вторая — собственно авианосные мечты «малых флотов». Первая, хотя и не имеет прямого отношения к теме, о которой мы сегодня говорим, рассказана почти полностью, если не считать истории головного «Колоссуса», с 1946-го по 1974-й прослужившего в ВМС Франции под именем «Арроманш», и «Геркулеса» (тип «Маджестик»), с 1961-го по 1997-й служившего в ВМС Индии под именем «Викрант».

Во вторую часть можно добавить разве что тайский «Чакри Нарубет», о котором мы уже писали, и испанский «Дедало». Но история этого корабля — бывшего лёгкого авианосца ВМС США «Кэбот» типа «Индепенденс», ставшего в 1970-х одним из первых носителей самолётов вертикального взлёта и посадки — заслуживает отдельного рассказа. Как, впрочем, и многие другие.


В чем мораль этой и предыдущей истории? Держи эсминцы подальше от австралийцев, заказывай обогреватели заранее, если ты живешь в Канаде, и, прежде чем отправить свою старую «семёрку» на свалку, попробуй продать её бразильскому флоту.

А самое главное — покупай то, что тебе действительно нужно. Будь бдителен! Не дай англичанам тебя разорить. Сами видите, как отовсюду торчат их уши.

Hoвости СМИ2
«‡„ÛÁ͇...
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

21K
22
7
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

48K
44
21
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

24K
27
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

33K
34
5
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

31K
19
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

13K
21
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

12K
9
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

12K
24
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

11K
13
0
0
Самый тёмный час: штурм Грозного

Штурм Грозного зимой 1994-95 годов стал крупнейшей катастрофой современной российской армии. Операция, которую планировали провести быстро и красиво, обернулась оглушительной трагедией. Как же так вышло?

26K
111
101
1.4K
Революция вампиров: как свергали Чаушеску

30 лет назад в Румынии пал режим Николае Чаушеску. Споры о румынской революции не утихают по сей день. Кому был нужен переворот? На чьей совести сотни погибших? Причастны ли к свержению диктатора русские? В мифах и реальных фактах разбирался WARHEAD.SU.

18K
45
24
188
Играй, гармонь: советские разведчики против гармонистов вермахта

Каждый офицер вермахта на Восточном фронте должен был знать — никаких концертов на передовой. А иначе на звуки музыки придут русские разведчики и «поаплодируют» музыкантам гранатами и автоматными очередями. Именно так нашёл свою смерть гауптман Краум — большой любитель балалаек и гармошек.

19K
50
16
278
Кто кого? Сталин против Сталина

Когда Сталин умер, люди тут же стали рассказывать небылицы про «управление войной по глобусу». Сейчас Иосифа Виссарионовича часто представляют непогрешимым и несгибаемым. Истина же в том, что в военном отношении Сталин был неплохой стратег, но никудышный тактик.

18K
67
644
522
Операция «Козлёнок»: как спецназ ЮЗА встречал Рождество

Что делать, если Рождество встретить хочется за накрытым столом, а всех припасов — сухой паёк? Правильно — проявить недюжинную смекалку. Как южноафриканские полицейские в разгар войны в Анголе отметили новогодние праздники — в нашем материале.

16K
56
15
97
Карлсоны против сталинских соколов: шведский авиаполк Зимней войны

Формально Швеция не воевала с 1814 года. Империя Густава II Адольфа и Карла XII ещё в XIX веке предпочла сосредоточиться на самосовершенствовании. Но, когда Сталин решил исправить границу с Финляндией, а заодно принести финнам счастье коммунизма, девять тысяч шведов пошли помогать соседям. Треть всей шведской авиации отправилась оборонять небо Лапландии.

15K
45
138
243
Тест: знаете ли вы биографию маршала Победы Георгия Жукова?

Георгий Константинович Жуков — полководец, сыгравший ключевую роль в победе над нацизмом. Давайте посмотрим, знаете ли вы биографию великого маршала.

15K
8
16
283
Самолёты-«невидимки» и русский вклад: 7 мифов о «стелс»

«Стелс» придумали в СССР. Технологии снижения заметности делают самолёт полностью невидимым. Самолёт-«невидимка» должен быть из фанеры. WARHEAD.SU — против заблуждений. Поэтому мы собрали популярные мифы — и готовы дать им бой.

13K
59
44
32
Воздушный дредноут: как СССР чуть не построил стометровый самолёт

В начале 30-х в СССР пестовали идею создания самолётов-гигантов. Военные, впечатлённые идеями генерала Дуэ, рисовали в воображении ряды огромных бомбовозов, стройными рядами плывущих к неприятельским индустриальным центрам. ТБ-6 со своим 95-метровым размахом крыла должен был стать крупнейшим, но так и не увидел свет. О судьбе воздушного колосса — в нашей статье.

12K
38
56
111
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

96K
54
41
467
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

93K
29
13
81
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

89K
80
27
742
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

61K
94
57
979
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

59K
52
57
591
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

55K
68
67
862
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

55K
76
35
719
Стройка века по-немецки: Атлантический вал

«Мы построим свою линию укреплений, с пушками и адским пламенем!» — решили немцы в 30-е годы, обиженно наблюдая, как тем же самым вовсю уже занимается весь остальной мир. Немецкая пропаганда утверждала, что Атлантический вал неприступен и любая попытка высадки обречена. Но союзники решили, что этот вал не так страшен, как его малевал доктор Геббельс.

55K
51
11
432
Монгольские нукеры против рыцарей: битва при Легнице

Сравнивать крестоносцев и монголов, казалось бы, заведомо бесполезное занятие. Ведь где рыцарство, а где хитрые азиаты? Однако 9 апреля 1241 года под Легницей, что в Силезии, произошла великая битва, которая поможет ответить на вопрос: какая же военная культура прошлого превосходит остальные?

54K
53
42
1.1K
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

215K
94
57
897
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

116K
74
19
869
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

96K
54
41
467
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

93K
29
13
81
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

90K
42
29
457
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

89K
80
27
742
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

86K
7
3
276
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе

Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.

76K
34
14
172
Рожок, бубен и мясорубка: что поможет перезарядить быстрее?

Запас патронов бывает двух видов: «мало» и «всё равно мало». Однако просто забить рюкзак патронами — тоже не выход. Процесс перезарядки для противника вовсе не повод по-джентльменски прекратить стрельбу. Перезаряжаться желательно как можно быстрее и реже, а патроны таскать уже «готовыми к употреблению». Что же для этого придумали?

75K
28
17
346