itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Авианосная экзотика: под солнцем Латинской Америки

Вторая мировая оставила после себя невероятное количество «лишнего» оружия. «Лишними» оказались даже самые настоящие авианосцы, списанные за ненадобностью Королевским флотом. За полтора десятка послевоенных лет бывшие британские корабли расползлись по множеству флотов, вплоть до Латинской Америки.

/
11K
21
9
109

Вторая мировая оставила после себя невероятное количество «лишнего» оружия. «Лишними» оказались даже самые настоящие авианосцы, списанные за ненадобностью Королевским флотом. За полтора десятка послевоенных лет бывшие британские корабли расползлись по множеству флотов, вплоть до Латинской Америки.

Сначала их получили ближайшие союзники — члены Британского содружества наций и важнейшие европейские партнёры. Но вскоре авианосцы добрались и до Южной Америки.

Аргентина

Вы же помните, что голландцы продали «Карела Дормана»? Единственный свой авианосец, который стал им не нужен с потерей заморских владений?

А куда его продали? В ещё одну великую морскую державу — Аргентину.

Сейчас в это трудно поверить, на фоне откровенной нищеты военного бюджета, но после войны Аргентина была на подъёме.

Страна активно развивала свои ВМС — в рамках традиционного регионального соревнования.

Индепенденсия с палубными истребителями F4U Корсар
«Индепенденсия» с палубными истребителями F4U «Корсар»

Сначала, в 1958 году, «арги» приобрели в Великобритании «Уорриор» — тот самый, который в своё время купили незадачливые канадцы и обнаружили, что с «тропической комплектацией» что-то холодно. Корабль был переименован в «Индепенденсию» и прослужил десятилетие с винтажной авиагруппой из «Корсаров» и других винтомоторных самолётов (а на дворе то 60-е, «Фантомы» всякие летают!).

Антон Железняк
Антон Железняк
Эксперт по техническим и инженерным вопросам

Посадить на этот авианосец что-то более новое и реактивное было затруднительно — гидравлическая катапульта BH-III не позволяла запускать самолёты массой более 6,4 тонн и разгоняла их максимум до 122 километров в час. Для подъёма «свистков» массу требовалось как минимум удвоить, а скорость отрыва увеличить раза в полтора.

И да, аргентинцам на нём ТОЖЕ было холодно: слишком южные широты не особо лучше северных.

Модернизация обошлась бы слишком дорого, поэтому в 1968 году аргентинцы купили у голландцев их «погорельца», уже оснащённого всем необходимым, и после ремонта включили в свой флот под традиционным для себя названием «25 мая» (дата местной революции). Аргентинский флаг на корабле подняли в марте 1969 года.

Первоначально «Вентисинко де Майо» нёс хоть и реактивные, но уж очень винтажные для 1970-х годов F9F: прошедшие войну в Корее «Пантеры» и слегка осовремененные «Кугуары». После модернизации корабль получил более-менее современные самолёты — например, штурмовики А-4 «Скайхок», как раз в то время активно отжигавшие во Вьетнаме и на Ближнем Востоке, и противолодочные самолёты S-2 «Трекер».

Вентисинко де Майо с штурмовиками A-4 Скайхок и противолодочными самолетами S-2 Трекер на палубе
«Вентисинко де Майо» с штурмовиками A-4 «Скайхок» и противолодочными самолетами S-2 «Трекер» на палубе

В 1981-м французы продали Аргентине уже совсем современные «Супер-Этандары» и противокорабельные ракеты к ним. И всё бы хорошо, но местная хунта чуточку поторопилась с вторжением на Фолклендские острова. Сами не успели толком освоить полёты с палубы на новых самолётах, да и чуток не дождались, когда англичане порежут (продадут) «Гермес» — последний свой приличный авианосец. А заодно и десантные корабли.

В результате, когда англичане приплыли отбивать острова обратно, у аргентинцев сначала возникли проблемы со взлётом тяжелогружённых обычными бомбами «Скайхоков», а потом английская подлодка потопила крейсер «Генерал Бельграно» и как-то вообще расхотелось выходить в море.

В результате авианосец отстаивался в порту, аргентинские морские лётчики (умело и храбро, не отнять) действовали с наземных баз, а историки войны на море лишились единственного реального шанса увидеть и описать столкновение авианосцев после Второй мировой.

Капитан Аугусто Бедакаррац, уничтоживший ЭМ Шеффилд
Капитан Аугусто Бедакаррац, уничтоживший ЭМ «Шеффилд»
Евгений Башин-Разумовский
Евгений Башин-Разумовский
Эксперт по историческим вопросам

Капитан фрегата (capitán de fragata, воинское звание ВМС Аргентины соответствующее капитану второго ранга ВМФ СССР/России) Аугусто Бедакаррац — один из этих лётчиков. По первоначальному плану предполагалось, что он, и другие пилоты «Супер-Этандаров» нанесут удар с палубы «Вентисинко де Майо», однако слишком многое для аргентинцев на этой войне пошло не так.

После войны корабль вскоре стал на прикол, оказавшись явно не по карману стремительно беднеющему аргентинскому бюджету. Однако официально его списали только в 1997 году — после полувека службы под тремя флагами. Причём третий владелец воевал против первого. Аргентине же сейчас не до авианосцев.

Бразилия

Повесть, которой нет печальнее на свете. О бразильских авианосных мечтаниях и мучениях. Бразилии, казалось бы, самими размерами, природными богатствами и численностью населения уготовано быть континентальной сверхдержавой. О том, что вот-вот случится «бразильское чудо» пишут уже, наверное, два века.

Проблема в том, что бразильцы, похоже, иногда начинают в это верить.

Создание мощного флота с авианосцем во главе — одно из следствий этих амбиций. Но Бразилия явно «место проклятое». В конце 1956 года страна купила у всё той же Великобритании «Вендженс». После ремонта и модернизации в Нидерландах (мир тесен) корабль включили в состав флота под именем «Минас Жерайс» в 1960 году.

Минас Жерайс с противолодочными самолетами S-2 Трекер на палубе
«Минас Жерайс» с противолодочными самолетами S-2 «Трекер» на палубе

Большую часть службы авианосец был пригоден только для противолодочных операций, так как единственными палубными самолётами на вооружении были предназначенные для этого «Трекеры».

Корабль регулярно вставал на длительные ремонты и модернизации. Особо это не помогло: почти десять лет, с 1987-го по 1996-й, он вообще не мог запускать самолёты (сломалась катапульта) и эксплуатировался только с вертолётами.

Как решили эту проблему? Катапульту со списанного «Вентисинко де Майо» подогнали аргентинцы.

Минас Жерайс
«Минас Жерайс»

На радостях бразильцы совершили поистине впечатляющий поступок: купили в 1999 году в Кувейте списанные «Скайхоки» и сформировали из них «Первую ударно-перехватную эскадрилью». Какой из «Скайхока» перехватчик — никого не волновало. Впрочем нет, волновало. Бразильцы заключили с родным авиапроизводителем «Эмбраер» контракт на модернизацию части парка. Радар поставить там хотя бы…

Первые два самолёта сдали через шесть лет.

Приобретение новых «первоклассных» самолётов поставило перед бразильскими адмиралами вопрос ребром: авиагруппа есть, а авианосец что-то разваливается совсем.

«Надо покупать новый» — решили бразильцы, и уже в 2000 году, не отходя от кассы, купили. Ну как «новый»…

Бразильцам достался собиравшийся до того отправиться на лом французский «Фош», спущенный на воду ещё в 1960 году, активно участвовавший во многих учениях, походах и кризисах холодной войны, а также успевший под занавес побомбить в 1999 году Югославию.

Сан Паулу
«Сан Паулу»

Корабль, названный «Сан-Паулу», по инерции после французов ещё некоторое время находился в рабочем состоянии, участвовал в учениях, фактически будучи плавучим военно-морским музеем, а потом на нём разместили военно-морское училище.

Пережив в 2004 году пожар, он встал на многолетний ремонт и модернизацию, после которых вышел в море в 2012 году. Решив, что хорошего понемножку, снова (спойлер: в последний раз) загорелся, снова ушёл на ремонт. И модернизацию.

Даже появились планы закупить для него в будущем морскую версию шведского истребителя «Грипен» и эксплуатировать до 2039 года.

Флотофилы всего мира было обрадовались: ну ещё бы, такой-то плавучий винтаж в комбинации с современностью.

Однако в феврале 2017 года бразильские адмиралы всё же сдались под грузом инфернального безумства происходящего и решили утилизировать корабль.

Сан Паулу
«Сан Паулу»

То, что в начале XXI века мир лишился клуба военно-морской реконструкции, отыгрывающего авианосец времён Вьетнамской войны, конечно, печально. Но на этом фоне всерьёз пугает то, что бразильцы — с их опытом обращения со сложными кораблями — пытаются построить атомную подводную лодку.

Утешает, что хотя бы ныне живущему поколению увидеть её, наверное, не грозит.

Чтобы совсем не грустить без плоскопалубных кораблей, бразильские адмиралы купили себе британский вертолётоносец «Оушен». По-своему логичный шаг. Если на корабле нет катапульты (вертолётоносцам не положено), то она на десять лет не сломается.

Оушен
«Оушен»
Евгений Башин-Разумовский
Евгений Башин-Разумовский
Эксперт по историческим вопросам

У поучительной истории, которую рассказал нам коллега Ермаков, есть две стороны. Одна — это «иностранная служба» семейства британских лёгких авианосцев «проекта 1942 года». Вторая — собственно авианосные мечты «малых флотов». Первая, хотя и не имеет прямого отношения к теме, о которой мы сегодня говорим, рассказана почти полностью, если не считать истории головного «Колоссуса», с 1946-го по 1974-й прослужившего в ВМС Франции под именем «Арроманш», и «Геркулеса» (тип «Маджестик»), с 1961-го по 1997-й служившего в ВМС Индии под именем «Викрант».

Во вторую часть можно добавить разве что тайский «Чакри Нарубет», о котором мы уже писали, и испанский «Дедало». Но история этого корабля — бывшего лёгкого авианосца ВМС США «Кэбот» типа «Индепенденс», ставшего в 1970-х одним из первых носителей самолётов вертикального взлёта и посадки — заслуживает отдельного рассказа. Как, впрочем, и многие другие.


В чем мораль этой и предыдущей истории? Держи эсминцы подальше от австралийцев, заказывай обогреватели заранее, если ты живешь в Канаде, и, прежде чем отправить свою старую «семёрку» на свалку, попробуй продать её бразильскому флоту.

А самое главное — покупай то, что тебе действительно нужно. Будь бдителен! Не дай англичанам тебя разорить. Сами видите, как отовсюду торчат их уши.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

29K
31
6
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

61K
59
25
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

30K
32
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

37K
40
6
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

33K
20
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

17K
26
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

13K
11
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

13K
26
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

14K
14
0
0
Правда ли? Эсэсовцы массово воевали во французском Иностранном легионе

Французский Иностранный легион имел германский акцент с первых дней: король Луи-Филипп создал его в 1831 году из наёмных немецких и швейцарских полков. Непростое, но массовое присутствие немцев в Легионе продлилось полтора века — его не прекратили ни мировые войны, ни взаимная ненависть французов и немцев.

132K
100
20
336
Азербайджанский эксперт — о войне и мире в Нагорном Карабахе

Сегодня президент Азербайджана Ильхам Алиев написал в Твиттере о взятии под контроль города Джебраил (Мехакаван) и нескольких сел, прилегающих к Нагорному Карабаху. Армянская сторона не подтверждает это заявление и сообщает о гибели мирных жителей под обстрелами в городах Шуша и Степанакерт.

133K
49
124
132
Зенитная самоходка «Деривация»: отличная новинка — или полный провал?

В последние годы российский ВПК показал большое количество новых образцов военной техники. Многие из них вызывают критику — и часто справедливую. Но порой ругают проекты, которые этого не заслуживают. Один из подобных примеров — новая ЗСУ «Деривация». Давайте разберёмся подробно.

202K
69
90
114
Чёрные и белые мифы о ленд-лизе: в трёх соснах

Вторая мировая война — и ленд-лиз. А можно ли было вообще без него? Здесь не будет срывания покровов и погружения в нюансы, но большинство спорщиков о ленд-лизе обычно блуждают именно в этих трёх соснах.

116K
146
445
884
Спецслужбы и яды ХХ века: как КГБ и ЦРУ травили врагов

Политические отравления в обыденном сознании связаны с древностью. Борджиа и их современники по Ренессансу вовсю травили окружающих — но со временем это вышло из моды и приличий. Однако ХХ век с его научными открытиями, тайными играми разведок и жёсткими политическими противостояниями стал временем возрождения искусства отравления.

129K
75
58
530
Поездка в Тихий Холм. История одной командировки
Игра WARHEAD.SU

Странная командировка в маленький городок, который не найти даже на карте. Смутное ощущение тревоги от встречи с Тихим Холмом перерастает в настоящий ужас, когда становится понятно — этот город вовсе не то, чем кажется.

7.8K
26
27
88
Как фантаст Хайнлайн боролся с американскими военными: «последние дни США»

Мечтаете о крахе США? А вот фантаст Роберт Хайнлайн дал детальный прогноз о конце Соединённых Штатов ещё в далёком 1946 году. Что сбылось из его предсказаний, а что нет — в нашей статье.

18K
79
76
209
Тест: а что там у союзников?

Мы привычно презираем невежественных иностранцев, ничего не знающих про битву за Сталинград или Курскую дугу. Но намного ли мы сами лучше их? Конечно, никто не сомневается, что читатели хорошо знают ход войны на советско-германском фронте — а как насчёт того, что в это же время происходило у наших союзников по антигитлеровской коалиции?

58K
33
45
260
Консоль Sega Mega Drive: ежи, комиксы и вертолёты

Каждому поколению — свои игры. Те, кто родились в 80-е, всегда будут считать знаковыми для себя игрушки с консолей «Денди» и, конечно, Sega Mega Drive. Именно о последней мы сегодня и будем вспоминать.

4.2K
34
38
48
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

375K
152
100
897
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

222K
73
12
274
Правда ли? Эсэсовцы массово воевали во французском Иностранном легионе

Французский Иностранный легион имел германский акцент с первых дней: король Луи-Филипп создал его в 1831 году из наёмных немецких и швейцарских полков. Непростое, но массовое присутствие немцев в Легионе продлилось полтора века — его не прекратили ни мировые войны, ни взаимная ненависть французов и немцев.

132K
100
20
336
Азербайджанский эксперт — о войне и мире в Нагорном Карабахе

Сегодня президент Азербайджана Ильхам Алиев написал в Твиттере о взятии под контроль города Джебраил (Мехакаван) и нескольких сел, прилегающих к Нагорному Карабаху. Армянская сторона не подтверждает это заявление и сообщает о гибели мирных жителей под обстрелами в городах Шуша и Степанакерт.

133K
49
124
132
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

170K
45
14
81
Зенитная самоходка «Деривация»: отличная новинка — или полный провал?

В последние годы российский ВПК показал большое количество новых образцов военной техники. Многие из них вызывают критику — и часто справедливую. Но порой ругают проекты, которые этого не заслуживают. Один из подобных примеров — новая ЗСУ «Деривация». Давайте разберёмся подробно.

202K
69
90
114
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

145K
80
59
467
Чёрные и белые мифы о ленд-лизе: в трёх соснах

Вторая мировая война — и ленд-лиз. А можно ли было вообще без него? Здесь не будет срывания покровов и погружения в нюансы, но большинство спорщиков о ленд-лизе обычно блуждают именно в этих трёх соснах.

116K
146
445
884
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

137K
105
27
869
Авиакатастрофы 1946 года: СССР и Китай

Твоя безопасность в XXI веке, при полёте на чартере "ФигЗнаетКакМыПолучилиЛицензиюАвиа" из Москвы в Ларнаку, вполне себе обеспечена статистикой. Шансы разбиться всего один к десяти миллионам. Думаешь так было всегда?

16K
14
0
0
Первый закон Рима

Римские законы XII таблиц это настоящий памятник юриспруденции. Это основа основ общемирового права вообще! Короче говоря, это классика, это знать надо. Но как они дошли до жизни такой, зачем римляне заморочились и записали свои обычаи?

13K
18
3
0
Эффект кумулятивного действия: Баньцао

Что-то давненько я не писал про аварии на дамбах, так что сегодня решил исправить это упущение. Итак, одна из крупнейших аварий на гидросооружениях — прорыв дамбы Баньцяо, август семьдесят пятого. Эффективный менеджмент made in China.

1.5K
13
1
0
Прогрессоры «Тёмных Веков»

«Тёмные Века» в представлении обывателей это мрак, ужас и смерть разума. Но на самом деле это важнейший период европейской цивилизации, когда античность была перекована в новую форму мышления, без которой последующий взлёт Европы был бы невозможен.

3.9K
11
3
0
Индийские СМИ клеймят «китайского шпиона» подонком и мошенником

Арестованного по подозрению в шпионаже на Китай индийского журналиста Раджива Шарму его коллеги характеризуют как «мошенника» и «подонка». В частности, он продавал одну и ту же информацию российским и китайским медиа, меняя ее так, чтобы она соответствовала интересам страны-заказчика.

2.4K
7
0
0
Когда переборщил с маркетингом: Первый Крестовый Поход

В 1096 году Папа Римский Урбан Второй призвал всю Европу пойти в крестовый поход и призвал так убедительно, что сам остался не особо доволен. Кроме бронированных терминаторов в Палестину отправились вообще все, в том числе крестьяне, женщины, дети, инвалиды и прочие очень нужные в военном походе личности.

4K
8
2
0
Спутник для подлодки

Боевой прицеп с ракетам, диверсантами и другими полезными вещами для подводной лодки.

2.4K
11
0
0
Эффект кумулятивного действия: Пожар на «Гюнешли»

В комментах к «Альфе» меня попросили рассказать о пожаре на нефтяной платформе № 10 месторождения «Гюнешли». Рассказываю. Географически это Каспий. Хронологически — 2015 год, 4 декабря. Юридически — стихийное бедствие, никто не виноват. Фактически — классика жанра «техногенка».

1.4K
4
0
0
«Здравствуйте, я от Гитлера» История Вилли Гѐрольда

Ефрейтор Вилли Герольд в апреле 1945 года выдавал себя за капитана Люфтваффе, и куролесил по немецким тылам — да так, что в конечном итоге потерял голову на британской гильотине.

4.1K
10
4
0