Двухколёсные истребители: мотоциклы против танков

Мототехнику запрягли в военную лямку практически с рождения. Боевые байкеры с пулемётами в колясках известны нам по многим военным фильмам. И иногда они бросали вызов не только пехоте, но и танкам. Как мотоциклы вооружали пушками и ракетами — в нашем материале.

/
20K
33
12
204

Мототехнику запрягли в военную лямку практически с рождения. Боевые байкеры с пулемётами в колясках известны нам по многим военным фильмам. И иногда они бросали вызов не только пехоте, но и танкам. Как мотоциклы вооружали пушками и ракетами — в нашем материале.

Пять мотоциклетов с пулемётами

В военных целях мотоциклы стали применять практически сразу с их появлением. Двухколесный быстроходный транспорт отлично годился для разведки, передачи приказов и связи между частями. Впервые в бою мототехнику опробовали британцы во время англо-бурской войны.

Германский трицикл везет пушку, 1897 год

Герберт Уэллс (в рассказе «Сухопутные броненосцы») предсказывал применение сухопутных броненосцев, которые, прорывая фронт, будут оставлять мотоциклистам роль захвата пленных. Другие футурологи ванговали установку на двухколёсные машины пулемётов и бронещитков — правда, примерно к 2000-му году. Но военный прогресс обгонял прогнозы со скоростью «Гиперлупа» Элона Маска.

Картинка из серии «Мир в 2000-м году»

Уже в 1898 году изобретатель Фредерик Симс — известный также своим проектом одной из первых бронемашин и изобретением слова «бензин» (petrol) — построил «квадрик» с 1,5-сильным двигателем и пулеметом Максима с воздушным охлаждением за бронированным щитком для защиты водителя-стрелка. Если двигатель выходил из строя, можно было передвигаться, крутя педали.

«Скаут» Фредерика Симса

С начала Первой мировой двухколесными машинами комплектовались бронечасти. Первой автопулемётной роте русской армии полагалось 18 мотоциклов для связи и координации действий. Затем и все остальные взводы бронеавтомобилей и бронедивизионы получили мотоциклы.

На них вывозили раненых и доставляли в специальных цистернах топливо.

Транспортировка раненого

И даже развозили почтовых голубей.

Британская беспроводная связь

В ходе войны появились и первые мотоциклетные части. Многие могут помнить эпизод из хроники Октябрьской революции, когда батальон самокатчиков отказался выполнять приказы Временного правительства и покинул Зимний дворец. На самокатах были не привычные современному глазу люди с вейпами и в штанах с подворотами, а боевые байкеры.

Самокатчики

На мотоциклы во всех воюющих армиях стали ставить пулемёты — ручные и станковые.

Из них отрабатывали стрельбу, в том числе по аэропланам и дирижаблям.

Огонь по воздушной цели

Продолжили свою службу боевые байкеры и в РККА. Недаром герой «Мастера и Маргариты» Иван Бездомный требовал прислать «пять мотоциклетов с пулемётами, чтобы ловить профессора». Он считал такой отряд достаточно мощным и быстрым, чтобы справиться с буржуазной нечистой силой.

Советские воины-мотоциклетчики

Этот вид боевого транспорта дожил до Второй мировой войны, оставив в нашей культуре хрестоматийный образ вездесущих немецких мотоциклистов с закатанными рукавами и пулемётами MG-34.

Мотоциклетные подразделения вместе с броневиками вели разведку позиций противника. Вслед за ними катили танки и мотопехота. Иногда мототехнику пытались защитить с помощью брони. Доходило иногда до совсем уж монструозных образцов.

Британский бронированный трицикл

Но хотелось-то больше огня!

На мотоциклах против танков

«А почему бы не увеличить калибр перевозимого оружия», — подумали военные и конструкторы. Было ясно: следующая война не обойдется без танков, и этих бронированных монстров нужно как-то уничтожать. Чтобы сделать противотанковую артиллерию более мобильной, для транспортировки пушек стали приспосабливать не только грузовики и тракторы, но и мотоциклы.

Во Франции посчитали, что байк сгодится для перевозки 25-мм полуавтоматической противотанковой пушки «Гочкисс».

Немцы нередко использовали двухколёсные машины как средство доставки к огневой позиции своих противотанковых «колотушек».

Немецкие десантники на мотоцикле транспортируют противотанковую пушку Pak-37

В этой роли выступал и полугусеничный мотоцикл вермахта Kettenkrad.

Полугусеничный мотоцикл Kettenkrad и противотанковая пушка

В Италии спортивно-военные трициклы Benelli 500 M36 таскали 47-мм противотанковые пушки.

Датские военные нервно поглядывали в сторону возрождающей свою военную мощь Германии.

Итальянские трициклы буксируют противотанковые пушки

Стратегическое положение Ютландского полуострова, закрывающего путь в Балтийское «озеро», не оставляло шансов отсидеться в стороне. Но датчане для отражения более чем возможной германской агрессии крупными военными средствами не обладали и пытались найти асимметричные ответы. Одним из таких стали датские мотоциклы Nimbus с датскими же 20-мм автоматическими пушками Мадсена. Вести огонь можно было прямо из боевого транспорта, который выступал подвижным лафетом. Второй мотоциклет перевозил боекомплект и колёсный станок на случай, если орудие всё-таки придётся снять.

Датский Nimbus c 20-мм пушкой

В одном из эпизодов фильма «9 апреля» (о сопротивлении датской армии в первые часы германского вторжения) можно увидеть попытки противостояния бронетехнике вермахта с помощью этих противотанковых мотоциклов. По некоторым данным, полтора десятка бронемашин, потерянных панцерваффе в Дании, во многом на совести этих артсистем.

Кадр из фильма «9 апреля»

Тем же путём пошли австрийские инженеры, поставив в коляску 20-мм автоматическую пушку Solothurn M36. Правда, серия по ряду причин не состоялась. Артсистемы имели ряд недостатков: во-первых, мотоцикл — цель достаточно заметная; во-вторых, стрелок и водитель были не защищены, да и проходимость по пересеченной местности оставляла желать лучшего.

Англичане вооружили мотоцикл 13,9-мм противотанковым ружьём Boys.

ПТР Boys в коляске мотоцикла

Впервые эти ПТР отметились в советско-финской войне. Их получил на вооружение шведский добровольческий корпус. Позже они поставлялись по ленд-лизу и в СССР. Но затем оружие предпочли устанавливать на гусеничные БТРы Universal и другие бронемашины.

Советские мотострелки на БТР Universal c ПТР Boys

В РККА после массового появления ПТР Дегтярева и Симонова тоже задумались об их установке на мотоциклы М‑72.

Мотоциклетные полки в РККА существовали и в 30-х, но после боев 41-го их переформировали, придав им больше пушек, а также броневики и даже танки.

Разработали и коляски для перевозки и ведения огня из миномётов и даже огнемётов. В мотоциклетных миномётах было больше смысла: огонь вели с закрытых позиций без большого риска быть обстрелянными из стрелкового оружия, а в случае контрбатарейного обстрела можно было быстро смыться.

В 1944-м автоматическую противотанковую 37-мм пушку ЧК-М1 (ей хотели вооружить в первую очередь десантуру) попытались поставить на «Харлей-Дэвидсон».

Несколько сот таких пушек сделали, но мотоциклетный вариант дальше стадии испытаний не зашел. Орудие было явно тяжелым для двухколесной машины, да и отдача при стрельбе не предвещала ей долгой жизни.

ПТУР в коляске и воздушно-десантные «Веспы»

Ещё до войны на мотоциклы пытались ставить динамо-реактивные пушки Курчевского. Впрочем, этими безоткатками пытались вооружить всю технику Красной армии — от танков Т-26 до самолётов.

Мотопушка

Такие мотопушки хотели придать «стратегической кавалерии» и даже собрали 22 боевые машины. Но позднее базу «харлеев» признали непригодной для хода по бездорожью. А сами 76-мм орудия никаких преимуществ по сравнению с обычными противотанковыми «сорокапятками» не показали.

Новые попытки вооружить мототехнику продолжились после окончания Второй мировой войны.

Десант обычно высаживается на территории противника в отрыве от сухопутных сил. Поэтому парашютистам были нужны собственная артиллерия и средства борьбы с бронетехникой врага, которые очень не хочется таскать на своем горбу.

Тут отличились французы, придумав «изящное» решение. Они, видимо, позавидовали британским парашютистам Второй мировой, которых снабжали байками для спецопераций. Welbike весил всего 32 килограмма и помещался в сбрасываемый на парашюте контейнер. На таком скутере десантник мог проехать 150 километров на одной заправке со скоростью до 50 километров в час.

Распаковка байка для британских спецопераций

Но французские конструкторы решили дать парашютистам транспорт с вооружением. В итальянский культовый мотороллер Vespa встроили 75-мм американскую безоткатку М20. Двухколесный транспорт перевозил шесть снарядов, да еще и прицеп с разным полезным барахлом. Дополнительные снаряды вёз еще один скутер. Получившуюся мотосамоходку назвали Vespa 150 TAP.

Во второй половине 50-х выпустили около 800 таких «Шершней» (ит. Vespa). Они успели повоевать в Алжире и Индокитае. Но пушка оказалась тяжеловата для базы, и мотосамоходки чаще использовали как транспорт для делегатов связи (предварительно снимая орудия).

Тем же путём пошли китайцы и тоже сделали мотоцикл с безоткаткой. Зато оригинальным было орудие — их 82-мм пушка имела револьверную перезарядку.